11 друзей Кумана
Эйндховен – город одной корпорации. Логичнее было бы назвать его, например, Филипстаун. Прошло время, когда голландский Брабант славился своими кружевами, теперь известность обеспечивают бытовые приборы. Жизнь вертится вокруг знаменитой фирмы, «Филипс» подступает со всех сторон. Производство давно уже перенесли в Азию (так выгоднее), зато в городе есть центральный офис. Стадион «Филипс» и опера «Филипс». ПСВ в переводе с голландского – тоже, кстати, «Спортивное общество «Филипс». Словом, главная достопримечательность, других в городе фактически и нет.
Несколько сотен тысяч жителей, однообразные домики и несколько высоких офисных башен. Скучно, одним словом. Это вам не Амстердам – европейское гнездо свободы, развлечений и разврата. В Эйндховене ничего похожего нет, наверное, именно поэтому большая часть армейских болельщиков предпочила появиться в городе непосредственно в день игры. Некоторые россияне, окунувшись в голландскую культуру, явно пребывали в счастливой эйфории. Таких, впрочем, было немного. Гости вели себя сдержанно, фанаты ПСВ беззаботно горланили песни в барах. Всем было хорошо, никто никому не мешал. «Филипс-Арена», как и ожидалась, была почти заполнена. Отличный стадион с непонятыми торговыми правилами: чтобы купить чашку кофе или стакан воды, нужно сперва прибрести пластиковые жетоны по соседству, а потом обменять жетоны на товар. Зачем такое придумано – непонятно.
За последние недели все твердо усвоили: чтобы выйти из группы, ЦСКА нужно обыгрывать ПСВ. Или хотя бы не проиграть. Потому что календарь – сложный, а «Интер» – сильный («Фенербахче» тоже опасались, и как теперь выясняется, правильно делали). Армейцы вышли на матч вроде бы с настроем и первые минут встречи провели солидно. Лучше остальных – Жирков, которого голландцы стремились остановить всеми силами. Больше всех сил оказалось португальца да Кошты – он разбежался, высоко подпрыгнул и угодил Жиркову ногой в лицо, разбив губу. Довольно мерзкая выходка, почему-то проигнорированная арбитром Проенсой – тоже, к слову, португальцем. Впрочем, все остальное время судил Проенса хорошо, и Жиркова менять не пришлось. Зато Куман был вынужден убирать с поля Афеллая – палец ноги полузащитника не вынес чересчур жесткой игры армейцев в центре.
В первые 20 минут армейцы уместили два неточных удара Игнашевича со штрафных. Потом достижения закончились, и в атаку отправился ПСВ. Команда у Кумана послабее прошлогодней, но это не помешало голландцам игру наладить и еще в первом тайме дважды подобраться к воротам ЦСКА на пугающее расстояние. Из каждой линии голландской команды в межсезонье убрали по лидеру. Затем нашли замены – не равноценные, но полезные. Оборона красно-синих ошибалась, упускала Лазовича и позволяла бить Кувермансу. Осторожная армейская схема с тремя опорными хавами (Красича Газзаев прикрепил к правому флангу, выставив в центр поля Дуду, Рахимича и Шембераса) не помогала – ПСВ атаковал все более агрессивно. Перед самым перерывом, правда, чуть не забил Жо, получив мяч после затяжного прохода Красича. Но слаженной командной игры чемпион России по-прежнему не демонстрировал, персональной техники для успеха не хватало. Тем более что самый мастеровитый – Вагнер Лав – дремал в районе центрального круга.
После перерыва ПСВ рванулся вперед, а ЦСКА устало наблюдал за атаками соперника. Начало второго тайма армейцы провели скверно, раз за разом ошибаясь и позволяя сопернику чересчур много. Плохо пробил из отличной позиции Куверманс. Потом он же бухнул мячом в штангу. Наконец, Перес сделал голевую передачу на Лазовича. После матча Кумана спросили – почему датчанин (Перес, как это ни удивительно, потомок викингов) не вышел на поле в стартовом составе? Ответ главного тренера ПСВ: «Нам нужен был более атакующий игрок, поэтому решено было выпустить на поле травмированного Афеллая».
Малоатакующий Перес оказался куда динамичнее травмированного голландского юноши – подсобил Лазовичу, забил сам. Защита россиян по-прежнему находилась в прострации, когда Перес с Кромкампом вывалились вдвоем на Березуцкого и доиграли до верного. Мяч полетел в руки Мандрыкина, и благополучно их миновал. До конца матча оставалось 10 минут.
И тут у ЦСКА наконец-то стали получаться толковые атаки – во первых, Жирков мог забить еще до мяча Переса, во вторых, после его же передачи оживившийся Вагнер один раз Гомеса переиграл. Наверное, игра команды в атаке Газзаева устраивала – до конца матча ни Рамон, ни Янчик на поле так и не появились. Одна-единственная замена – и на поле выскочил Ратинью. Последняя минута, его навес. Жо бьет головой. Неточно. Если бы получилось сравнять счет, можно было бы после игры посоветовать Куману работать и работать. Ну, чего не случилось, того не случилось. Газзаев был краток – игрой своей команды доволен.
- Это тот случай, когда хорошо играли, но подвела реализация голевых моментов.
Опасных моментов и просто ударов в створ ворот у хозяев было больше (семь против двух), так что еще вопрос, как бы все сложилось, если бы реализация не подвела и ПСВ тоже.
После матча в баре отеля неожиданно обнаружился да Кошта, беседующий с журналистами. В костюме, при галстуке. Никакого алкоголя – пил минеральную воду. На большом экране за спиной защитника ПСВ снова замелькали фрагменты матча – в том числе и прыжок да Кошты в лицо Жиркову. Честно говоря, в этот момент сильно хотелось запустить в цивильного португальца кружкой с пивом. Чтобы справедливость восторжествовала.
Владимир СТОГНИЕНКО, Эйндховен
Аффтар жжот. Песши исчо.
это как? :)))
красноглазые фаны?
только вы, г-ны журналисты, цивильных португальцев в Москве шапками не закидывайте, а то и там кони победы не увидят.