Роналд Куман. Злой гений английского футбола
Накануне четвертьфинала ПСВ – «Ливерпуль» корреспондент The Independent Глен Мур поговорил с 44-летним тренером голландского чемпиона о значении тактики и техники, об открытости и ненависти и понял: приезд Кумана на туманный Альбион действительно не за горами.
Куман далек от мысли, что в лигочемпионском четвертьфинале предварительные расклады в пользу его команды. И не только из-за травмы ведущего защитника эйндховенцев Алекса, чей гол в противостоянии с «Арсеналом» оказался решающим на предыдущей стадии. В то же время даже те немногочисленные достижения, которых Куман добился в пока еще небогатой тренерской карьере, обещают полную интриги тактическую битву умов.
«Ничего невозможного нет», - рассуждает Куман о шансах своей команды. Участие футболистов в матчах за сборные, несомненно, сказывается на их функциональном состоянии. Но Куману есть от чего отталкиваться. В прошлом сезоне его «Бенфика» сначала перешла дорогу «МЮ» на групповой стадии Лиги чемпионов, а затем дважды победила «Ливерпуль» в первом раунде плей-офф.
Как и в недавней дуэли ПСВ с «Арсеналом», в схватке с «красными» во многом ключевой стала домашняя победа 1:0 в первой встрече. «В матчах на вылет шансы есть всегда, - полагает Куман. – Проигрывать в гостях 0:1 чревато, потому что если в ответном матче ты вновь пропускаешь, то тогда нужно будет забивать уже три гола».Этот тезис, полностью противоречащий пресловутому тотальному футболу, в атмосфере которого и рос Куман, поклонники «Арсенала» первыми встретят в штыки. Но понять воззрения голландца можно, так как выбор у него и впрямь невелик. «Это единственный способ противостоять таким европейским грандам, как «Арсенал» и «Ливерпуль», которые в сравнении с нами всегда будут более мастеровитыми командами. Если мы правильно сыграем против них тактически, у нас появятся шансы. Вообще «малышам» в Лиге чемпионов с каждым годом приходится все труднее, так как все большую роль играют клубы из Англии, Испании и Италии. А сколько английские клубы зарабатывают на телевидении, это вообще невероятно! Аутсайдер премьер-лиги получает больше ПСВ! В Голландии тяготеют к более атакующему футболу. Но мы не можем играть в Европе так же, как в Голландии. В еврокубках соперники сильнее. Поэтому дополнительная инъекция реализма нам не помешает. Я не типичный представитель голландской тренерской школы. За мной опыт, полученный в Испании и Португалии. В Голландии же полагают, что всегда могут поступать по-своему и играть в ярко выраженный атакующий футбол. Но нужно быть реалистами. Думаю, реализма во мне больше, чем в среднестатистическом голландском тренере».
Прагматизм - отличительная черта и Моуринью. С его помощью тот приобрел больше трофеев, нежели друзей как вне, так, пожалуй, и в самом «Челси». Куман сочувствует португальцу: «Критику «Челси» можно понять. Но тренер Моуринью отличается от тренера Фергюсона даже хотя бы потому, что он португалец. Но все равно он заслуживает уважения за свою превосходную работу. Люди ждут побед, а с ним «Челси» дважды подряд становился чемпионом. И наблюдать за игрой Роббена, Дрогба, Шевченко и Лэмпарда сплошное удовольствие. Отличные футболисты, ничего не скажешь. А еще я восхищен игрой «Манчестер Юнайтед» с Криштиану Роналду и другими прекрасными исполнителями. Радует глаз и Стивен Джеррард из «Ливерпуля». У каждой команды свой прививаемый тренером стиль. Но результат добывается в первую очередь игроками».
В ПСВ у Кумана, тренирующего клуб из Эйндховена только девятый месяц, еще год действующего контракта, и прерывать его он не собирается. Помимо удачного выступления в Лиге чемпионов у ПСВ по-прежнему отличные шансы на сохранение титула в национальном чемпионате. Ранее Куман дважды выигрывал его с «Аяксом» в период с 2001 по 2005 годы.
Впрочем, работа в английской премьер-лиге от него, похоже, все равно не убежит. В прошлом его имя фигурировало в числе потенциальных тренеров «Мидлсборо» и «Ньюкасла», но никто к нему так и не обратился. «Мне нравится бывать за пределами Голландии; это полезно для опыта. Я молодой наставник, но заниматься тренерской деятельностью после 60 не собираюсь. Поэтому на одном месте засиживаться не хочу. Мне по душе английский футбол и то, что происходит вокруг него. Было бы здорово там поработать. Благодаря финансам у многих английских клубов гораздо больше возможностей. Так что в будущем все может быть…»
Кстати, о финансах. Когда Вим Йонк после яркой игры на чемпионате мира во Франции покинул ПСВ в 98-м, то он перешел не в «Барселону» или «Ювентус», а в «Шеффилд Уэнсдей», где его жалованье увеличилось впятеро.
У Кумана нет проблем с деньгами, как не было их и после семилетней карьеры в «Барселоне», где прошли его самые счастливые годы в футболе. Хотя настоящий успех пришел раньше, в 88-м. «В том сезоне ПСВ выиграл чемпионат и Кубок Голландии, в финале Кубка чемпионов в Штутгарте победил «Бенфику» и, наконец, в составе сборной я стал чемпионом Европы». Не сезон, а сказка! В которой Куман наколотил 24 мяча. Будучи защитником.
В Англии талант Кумана-игрока представляется недооцененным. Это был мощный, не очень быстрый, но выносливый и прекрасно читающий игру футболист. А его феноменальная правая! Длинные передачи в исполнении голландца были исключительными по точности. Сэр Алекс Фергюсон однажды заметил, что Куман обладал настолько превосходным пасом через все поле, что защитникам соперника всякий раз не хватало дюйма, чтобы прервать его. А его стенобитному удару мог бы позавидовать и Роберто Карлос! Куман сыграл более 600 матчей и в среднем забивал чаще, чем в каждом третьем поединке.
В основном он исполнял функции стоппера, располагаясь впереди другого центрального защитника, и часто начинал атаки. Куман не спорит: таких, как он, в футболе уже нет, а в прошлом были единицы. Как, например, Франк де Бур. А Крэйг Браун, бывший тренер сборной Шотландии, сначала приводит в пример Дэйва Макая и Бобби Мура, но все же приходит к мнению, что Куман был уникален. «Я был атакующим защитником, – говорит Роналд. – А сейчас у большинства сильнейших команд Европы в обороне все больше разрушителей».
В Нидерландах он почитаем не меньше Руда Гуллита, Марко ван Бастена и Франка Райкарда. Но они в свое время отправились в «Милан», тогда как Куман продолжил карьеру в «Барселоне». «Может, потому, что с семьей мы всегда проводили отпуск именно в Испании. Кроме того, в Италии в то время защитники почти не переходили центр поля. А еще потому, что тренером каталонского клуба был Йохан Кройфф, исповедовавший ярко атакующий стиль игры».
Кройфф, слывший не только тренером, но и педагогом, работал с Куманом еще в «Аяксе». Вместе они выиграли четыре испанских золота (в Голландии у Кумана-футболиста 5 чемпионских титулов) и Кубок чемпионов в 92-м году, когда Куман забил единственный гол на «Уэмбли» в финале против «Сампдории». Его карьера завершилась в «Фейенорде», где он стал вторым вслед за Рудом Геелсом футболистом, игравшим за все три ведущих голландских клуба. Его брат Эрвин, бывший партнер по национальной команде, сейчас тренирует «Фейенорд». «Родители очень гордятся нами», - делится Роналд. Их отец, экс-игрок сборной Голландии, работает скаутом в «Гронингене», своем бывшем клубе, где начинали карьеру и его сыновья.
Куман с неувядающей рыжевато-блондинистой копной волос, благодаря которой и получил прозвище Снежок, в Голландии считается скорее тренером-тактиком, нежели тренером-психологом. Индивидуальной работой с футболистами больше занимается его помощник, бывший партнер по сборной Ян Воутерс. В работе Куман уделяет большое внимание физической подготовке, но и о технике не забывает. «Таким образом лучше всего добиться прогресса в игре. Я не имею в виду циркачество, это для пляжа. Настоящая техника – это игра в одно касание. Это то, что делают, к примеру, хорошо обращающиеся с мячом Джеррард и Лэмпард. Принимая снаряд, они не совершают лишних движений. Одно касание – и у них есть время и пространство для следующих ходов. Вот что такое техника в моем понимании».
С легкой руки голландской федерации тренерство Кумана началось с работы помощником Гуса Хиддинка на чемпионате мира-98. «Мне, как и Райкарду, Гуллиту и Йохану Неескенсу, повезло оказаться в числе немногих, получивших возможность пройти тренерские курсы всего за один год. Побывали на стажировке в «Челси». На занятиях с дублерами «синих» я выполнял задание с Марком Хьюзом и другими известными игроками. Вообще учиться никогда не поздно. Чтобы стать опытным тренером, необходимо время. Это очень трудная работа. Потяжелее, чем у футболистов. А чтобы стать тренером, нужно прежде всего изменить себя».
На последнем мундиале Нидерланды были представлены четырьмя тренерами. Англия же - ни одним. Получается, голландцы лучше? «Да, на нас есть спрос. Нередко можно услышать: «Посмотрите, что сделал с корейцами Хиддинк. Нам тоже нужен голландец». Звучит немного утрированно. Но, как бы то ни было, это открывает путь другим голландским тренерам», - полагает Куман.
Голландские специалисты, несомненно, более любознательны и тактически подкованы, нежели их английские коллеги. Когда Бобби Робсон работал в ПСВ, его поражало, что некоторые его решения, особенно замены по ходу матча, иногда подвергались сомнению. «В Голландии порой значительно труднее работать, – считает Куман. – Я играл в Испании, работал в «Бенфике». Но только голландскому футболисту всегда обязательно нужно знать, почему его заменили или не включили в стартовый состав. В ведущих командах Англии и Испании по 24-25 хороших игроков, многие из которых выступают за сборные. Но никто из них не обсуждает тренерские решения. В Голландии же люди гораздо более открыты и демократичны, иногда даже чересчур, и это отличительная черта нашей страны».
Стало быть, самая трудная работа в футболе у тренера сборной Голландии Марко ван Бастена, прямодушию которого рулевому «трех львов» Стиву Макларену стоит поучиться. «В национальной команде в отличие от клубной работы тренеру приходится чаще принимать решения. И ван Бастен их принимает, - продолжает Куман. – Для него не существует полутонов; либо да - либо нет. Он обходится без голеадоров «Баварии» и «Реала» Макая и ван Нистелроя. Не вызывает и ван Боммела. Хотя их игра вполне соответствует уровню сборной. Но иногда приходится принимать решения. Самое важное для тренера – соблюдать баланс. А у Англии в последние годы, наверное, было слишком много имен, но не было команды. Когда в полузащите одновременно играют Джеррард, Лэмпард и Бекхэм - это уже перебор. Иногда нужны и те, кто не обладает громким именем, но чрезвычайно полезен для команды. Как, например, Оуэн Харгривз. Это извечная проблема сборных: можно располагать 30 хорошими игроками, но не иметь команды».
Дважды защитник-воитель настраивал против себя целые нации. Сначала Германию, потом Англию. В 1988 году Куман и К° по пути к триумфу на первенстве Европы в Германии одолели в нервном полуфинале хозяев – 2:1. У голландцев остались горькие воспоминания о немецкой оккупации во время Второй мировой войны и о поражении в финале ЧМ-1974. И после того победного матча 19-летней давности 70 процентов населения Голландии устроили уличные празднества. По окончании поединка в Гамбурге сравнявший счет с пенальти Куман обменялся футболками с полузащитником Олафом Тоном. А затем, держа в руке сувенир, на глазах у раздосадованной немецкой публики жестом изобразил предназначение туалетной бумаги.
Когда разговор касается этой щекотливой темы, лицо Кумана приобретает оттенок сожаления. «Эмоции захлестнули. В таких случаях иногда просто теряешь голову. Голландцев ненавидят в Германии. А тут еще накануне того матча газета Bild состряпала про нас небылицы... Некрасиво получилось. Но это послужило мне уроком. Нужно контролировать эмоции, хотя иногда это трудно сделать». Тон позже признается, что простил Кумана.
Пять лет спустя сборная Англии Грэма Тейлора отправилась в Роттердам за очком, гарантировавшим британцам участие в ЧМ-1994. На исходе часа игры Дэвид Платт убежал на свидание с вратарем. Но Куман сбил его у самой границы штрафной. Немецкий арбитр Карл Ассенмахер ограничился желтой карточкой. А через две минуты Куман забил со штрафного. Нидерланды выиграли – 2:0, Англия осталась без мундиаля, а Тейлор без работы.
Теперь на лице Кумана играет ухмылка, словно голландец знал заранее, что речь об этом эпизоде обязательно зайдет. Он уже не извиняется. Он просто делал свою работу. А виноват во всем Ассенмахер. «Если честно, думал, что меня удалят. Ведь это был фол последней надежды. Но мне повезло: отделался лишь предупреждением. А затем и вовсе забил гол, что уж совсем ни в какие ворота не лезет. Помню, англичане меня тогда возненавидели. Но ненавидеть нужно было судью, который повел себя необычным образом. Ведь Германия и Голландия относятся друг к другу так же, как кошка к собаке».Перевод Андрея КАРНАУХОВА