2 мин.

Вне игры

На старте чемпионата России я не работал. Комиссия назначений КФА, которая решает, кого на какой матч направить, меня к работе не привлекла. Футболисты, когда пропускают игры, наблюдают за ними с сожалением. Арбитры испытывают нечто подобное. Первый тур чемпионата – событие занятное. И мне, конечно, хотелось на нем поработать. Но нет – так нет, пропускаю старт не впервые.

Впрочем, в отличие от футболистов судьи не могут принять участие во всех 30 турах чемпионата. Как таковой нормы матчей у арбитров не существует. Но даже у самых востребованных редко набирается больше 20 игр за сезон. Сейчас все судят разное число матчей, хотя года два назад всех хотели привести к общему знаменателю – по 12-13 игр. Эксперимент не удался. У кого-то получилось все равно больше. Да и не очень это правильно, когда ведущие арбитры и арбитры начинающие судят поровну. Переход из первого дивизиона в премьер-лигу – процесс серьезный, он должен происходить плавно. Хотя бывают и исключения. Одним из них в свое время стал я. В первый сезон в лиге – в 2001 году – за второй круг отсудил десять матчей. И это было больше, чем у кого-либо еще. А мой рекорд датирован прошлым годом – с учетом Кубка России набежало 23 игры: 19 в чемпионате плюс 4 в Кубке. К концу года устал неимоверно.

В этом мы ничем не отличаемся от футболистов – после матчей надо восстанавливаться. Причем не столько физически, сколько морально. Особенно тяжело после матчей лидеров – приходит душевное опустошение, и два-три дня ждешь восстановления мотивации.

Если отработал хорошо, процесс проходит быстрее. Если же были спорные моменты, то все намного тяжелее. Комиссия, которая рассматривает эти моменты, собирается к концу недели – обычно в четверг. И представьте, что может происходить с судьей в те несколько дней, пока он ждет ее решения. Это тот самый случай, когда ожидание смерти страшнее самой смерти. Очень хочу, чтобы спорные моменты рассматривали поскорее.

Два года назад был период, когда сразу два моих матча вызвали широкий резонанс: «Зенит» - «Локомотив» и «Москва» - «Крылья». Как себя тогда чувствовал? Если одним словом, то хреновато. Когда тебе плохо, твоим недоброжелателям хорошо. Эти самые недоброжелатели радовались моей неудаче, хотя, по сути, она была надуманной и сфабрикованной.

К счастью, на дворе стояло лето и было чем заняться. Друзья постоянно звали порыбачить или поохотиться. Хорошо проводили время, но заканчивалась все одинаково: возвращался домой и думал о том, что произошло на поле и за его пределами.

В России в подобных ситуациях – когда арбитр ждет решения – ему не принято давать передышку. Вполне возможна ситуация, когда ты в выходные отработал матч, до четверга ждешь комиссию, а в пятницу получаешь новое назначение и уже в субботу выходишь на игру. Тяжело, но ничего не поделаешь. Особенно в концовке чемпионата, когда судей остается мало и фактически чемпионат обслуживают десять арбитров. Такие концовки, однако, очень даже хороши. Судейский коллектив – это та же команда, где есть лидеры, середняки и новички. И на важнейших матчах должны работать лидеры.