У голландца всегда должен быть капитан
С тех пор как я начал поддерживать Манчестер Юнайтед, клуб пребывает в полу-коматозном состоянии — после завершения феноменальной эпохи тотального доминирования имени сэра Алекса Фергюсона в 2013 году, МЮ начал тонуть в сгущающейся массе фан-сервиса и из футбольного клуба превратился в толстенный актив с внушительной капитализацией и прямым выходом на азиатский и американский рынки.
Но прежде чем продолжить, стоит оговориться.
Я не стратег, не футбольный тактик, букмекер или аналитик. Я стараюсь смотреть футбол осознанно, но не слишком затрачиваясь на интеллектуальные поиски, поэтому если вам интересен содержательный аспект преображения команды, почитайте лучше Лукомского. Я, как говорит Вася Уткин, недоделанный беллетрист и ярлык этот гордо несу на груди как орден, всю свою жизнь.
Большие прибыли и удачное маневрирование в рамках новой /глобальной/ футбольной конъюнктуры, бывшего исполнительного директора Manchester United plc. Эда Вудворда долгое время поддерживало ощущение, что клуб без настоящих спортивных достижений все же остается в элите мирового футбола, потому что был в ней когда-то...и все еще выписывает шестизначные чеки во время трансферного окна, что немаловажно.
LEGACY — ужасное слово для любого человека который хочет двигаться вперед.
Из сезона в сезон клуб проваливался в еврокубках, до последнего претендовал на выход в крупные турниры, чтобы с треском вылететь на стадии плей-офф или раньше. Позорные поражения рука об руку шли с трансферными рекордами и хайповой селекцией, токсичными заголовками в таблоидах и скандалами в раздевалке — Манчестер Юнайтед чересчур быстро перестал быть футбольным клубом и превратился в противный и липкий мем, слишком кликабельный, чтобы от него отвернуться, с огромным тиражом футболок и брендированных рюкзаков, с никчемными спонсорами на манишках, с обшарпанной тренировочной базой в Каррингтоне и устаревшей инфраструктурой на стадионе, с дорогущими абонементами на Олд Траффорд и предсказуемыми баннерами на Стретфорд Энде, который до завершения матчей начали покидать болельщики, гадливо оглядываясь на табло с трибун. За такую команду не хотелось переживать.
Ньютон Хит в 1878 задумывался как рабочая команда из Ланкашира, железнодорожного пригорода Манчестера. Его основатели противопоставляли себя аристократам из Блэкберна и Ливерпуля, это был почти профсоюзный протест безродной своры вагоностроителей, будто целая социальная страта вдруг обрела агентность и ее оплот в лице футбольной команды. Теперь же клуб и его достояние всего лишь туристическая достопримечательность бывшего индустриального магната, не обремененная никакой идеологемой, никакой идеей - справедливости ради неизбежность такого итога стала известна еще задолго до отставки Фергюсона и прихода Мойеса. Клуб который пережил Мюнхенскую трагедию казалось не сумел победить культуру потребления.
Но так уж вышло, что по-настоящему полюбил Манчестер Юнайтед я именно в это кризисное время, когда его статус в АПЛ стал невероятно уязвим.
Когда тренеры сменяли друг друга быстрее, чем руководство могло придумать для них замену, когда разорванные контракты стали обыденностью, а неустойка настолько огромной, что для нее впору было утвердить отдельную секцию в бюджете или отдельный бюджет. Менеджеры не дорабатывали до конца, слухи о внутренних конфликтах в коллективе просачивались/сливались в прессу и вечными спутниками, неусыпными весталками клуба стали пресловутая The Sun и твиттер-террорист Пирс Морган, которого язык не поворачивается назвать спортивным журналистом. Да, были частные успехи и поводы для местечковой гордости и Лига Европы, Кубок Англии и Суперкубок, доморощенные таланты, которые быстро сверкнув в академии столь же стремительно отправлялись на лавку, в аренду или в лазарет. Бывшие игроки - от легендарного класса-92 до чемпионского поколения 2008 года, все дружно обличали команду и обвиняли игроков в отсутствии “духа Манчестер Юнайтед”. Только подумайте! Дух! О какой “особенной идентичности” идет речь, если с подачи нынешних владельцев клуба братьев Глейзеров, он превратился в инвестиционный проект без души, без концепции, почти такой же нелепый как и его хозяева (просто загуглите этих троллей!).
И все же в нем была какая-то гаснущая красота. Великан который вдруг сгорбился вдвое, букет в одночасье завядший, форма теряющая содержание и не замечающая этого. Манчестер Юнайтед есть миф, это бесконечная история побед не смотря ни на что, оттого и культ Ферги-тайма, то есть триумфа вырванного за секунды до финального свистка, когда ничего изменить будет нельзя. Это первый клуб в футболе который совершил успешный транзит в медиа-реальность и в частности, в кино. Сюжеты клубной биографии бесконечно адаптировались на экране, великие личности, которые мяли газон Театра Мечты от Эрика Кантона до Джорджа Беста и Пола Скоулза, великие мифотворцы, они не просто брали титулы, они кирпичик за кипичиком выстраивали сцену, на которой будут блистать их последователи.
Сегодня, Манчестер Юнайтед впервые за 10 лет как никогда близок к выздоровлению. Это авторская команда — незавершенный эскиз голландского художника, который ему предстоит довести до совершенства в следующем сезоне. Эрик Тен Хаг проявил невероятную по своим гиковским меркам тактическую (во всех смыслах) гибкость, он не стал упрямо следовать удобной догме, но и с наследием “великого прошлого” он тоже церемониться не стал - у такой политики были жертвы и будут ненавистники, но у нее есть будущее, будущее в футболе, а не только за прилавком.
Я пишу это ревью пока результаты последнего в этом сезоне матча для команды еще не известны, — манчестерское дерби в финальной битве за Кубок Англии —, потому это не имеет никакого значения. Счет не имеет никакого значения. Даже если манкунианцам и не удастся помешать Хосепу Гвардиоле взять требл с Манчестер Сити, клуб возрождается и это самое главное. Да победит лысый шарлатан!
GGMU.