Ларс Штиндль: «Титул с «Боруссией» — вот, чего хотелось бы»
Многолетний и бессменный капитан мёнхенгладбахской «Боруссии» покидает команду, спустя восемь лет. Что самое важное запомнилось за долгие годы карьеры и о каких упущенных возможностях приходится переживать рассказывает сам игрок в последнем интервью перед уходом в «Карлсруэ», в котором он начинал карьеру.
Фанаты гладбахской «Боруссии» прозвали его «папой жеребят». Для Штиндля характерно одинаково трепетное отношение ко всем игрокам. Ларс умеет помогать молодым членам команды и всегда в нужный момент может поднять боевой дух команды., даже когда кажется, что всё пропало. Во многом успехи «Боруссии» в её нынешнем виде связаны именно с её капитаном.
Что остается после восьми лет в футболке «Гладбаха», семь из которых в качестве капитана? В интервью «Киккеру» Ларс Штиндль рассказывает о важных моментах, парикмахерских и соцсетях, и даже о Марадоне. «Капитан» уходит. Уходит, как рекордсмен «Боруссии» Мёнхенгладбах и как легенда. Ларс Штиндль проведет свой последний матч за «жеребят» в субботу после восьми лет, после чего он вернется домой в «Карлсруэ». «Киккер» встретился со Штиндлем на прошлой неделе для прощального интервью.
- Герр Штиндль, сколько гостей прибудут в субботу, чтобы отдать вам должное в прощальном матче?
- Примерно 30 человек. Семья и друзья, достаточно красочная смесь. Я действительно по-настоящему счастлив!
- Стоит ли ждать слёз в минуты прощания?
- Это абсолютно точно получится очень эмоционально. Пока я просто поражен тем, что происходит. Сейчас я в предвкушении, но уверен, в ближайшие дни тоска не будет покидать меня.
- Чем Вам запомнятся эти восемь лет в «Боруссии»?
- Есть много разных вещей, я даже не могу перечислить их все. Прежде всего, это ощущение, что мне посчастливилось играть за невероятно большой клуб в его успешное время, и что я смог внести свой вклад во многие достижения. Когда я решил перейти в «Гладбах» в возрасте 26 лет, у меня было ощущение, что клуб и я можем расти вместе, что здесь создается что-то, в чем я могу сыграть важную роль. И я с первого дня почувствовал: да, это место для меня. Бывали и сложные этапы, иногда дела шли не так, как хотелось бы, например, в этом сезоне, — многое было за эти долгие годы. Тем не менее, это всегда было весело…
«Мне будет достаточно, если люди скажут обо мне, что Штиндль был крутым парнем и всегда отдавал «Боруссии» всего себя».
- Вы капитан-рекордсмен, семь лет носите повязку. Что это значит для вас?
- Я очень горжусь этим, если честно. Просто взгляните на «Боруссия-Парк»: везде чувствуется величие и потрясающие традиции клуба, на стенах висят фотографии прошлого с чемпионским трофеем, Кубком Германии, Кубком УЕФА. Гюнтер Нетцер, Берти Фогтс и многие другие личности. Быть капитаном такого клуба с традициями, даже в течение такого долгого времени, — это нечто особенное. Это показывает, что как футболист и как человек я, должно быть, многое делал правильно.
- Вы уходите как Легенда?
- «Легенда» - это очень громко сказано. Мне будет достаточно, если люди скажут обо мне, что Штиндль был крутым парнем и всегда отдавал «Боруссии» всего себя. Конечно, у меня довольно хорошая статистика по голам и передачам. Но легенда? Я что хочу сказать…
- Весь во внимании...
- Чем ближе день моего прощания, тем чаще я думаю о том, как бы мне хотелось поставить действительно большой восклицательный знак в моем выступлении за клуб. Титул с «Боруссией» — вот, чего хотелось бы! В течение последних нескольких недель у меня в голове крутились моменты, в которых мы упускали что-то действительно важное.
- Например?
- Проигранный в 2017 году полуфинал кубка Франкфурту по пенальти. За месяц до конца Лиги Европы против «Шальке». Мы дважды были лучшей командой и вылетели после двух ничьих. Мне всё еще трудно понять это. Мы выбили «Фиорентину», так что все понимали: в этом сезоне мы можем добиться действительно крупного результата. И тут две мечты рухнули одна за другой. Это были два самых трудных моих эпизода за время в Гладбахе.
- Многие считают, что вы слишком рано покидаете Бундеслигу?
- Отзывы разные. Многие считают, что я могу выступать еще один год, потому что я всё еще прекрасно готов физически и мои результаты в норме. Другие считают, что это здорово, что я решился на этот шаг именно сейчас. Вы должны учитывать, что решение было принято по сугубо личным причинам. Я и семья хотим вернуться домой. И с каждым днем, с тех пор как я заявил о своем решении, я не сомневался в его правильности. Иногда я думал и вовсе закончить. Но страсть к футболу еще слишком велика для этого.
- Каковы ваши цели в «Карлсруэ»?
- Об этом можно будет поговорить летом. Сейчас я наслаждаюсь своими последними днями в «Боруссии».
- Давайте вспомним несколько ярких моментов: игра в феврале 2017 года во Флоренции – лучшая среди всех?
- Если даже на клубной базе присутствует своеобразное посвящение той еврокубковой ночи, то этим все сказано. Мы проиграли первый матч 0:1 дома и проигрывали 0:2 во Флоренции. Нас фактически похоронили. Затем я забиваю три гола подряд, а Андреас Кристенсен делает счет 4:2, и мы прошли, какой камбэк!
- В октябре 2018 года вы одержали победу над «Баварией» со счетом 3:0…
- Что было особенного, так это то, что я только что вышел из длительного реабилитационного периода после апрельской травмы голеностопа. И тут Дитер Хекинг говорит за день до игры: Ларс, ты в стартовом составе. Я даже был немного озадачен. И тут я вдруг хорошо играю и забиваю гол. На следующий день после игры девять человек из нас вернулись в Мюнхен и как следует оторвались на Октоберфесте!
- Какие еще игры вы бы назвали?
- Наша игра в Лиге чемпионов с «Селтиком» в 2016-ом. Какая невероятная атмосфера, когда весь стадион поет «You’ll never walk alone» перед началом матча. Когда мы выстроились в туннеле для игроков, мы даже вышли немного подальше, чем положено, чтобы впитать атмосферу. Или мой победный гол при счете 3:2 с «Кёльном» в 2017 году. Ах да, было еще несколько игр...
- Для Вас лично самый тяжелый момент в Гладбахе был против «Шальке» в 2018-ом году?
- Несомненно. Травма стоила мне участия в чемпионате мира в России. Если вы не игрок мирового класса, а просто хороший игрок Бундеслиги, такой как я, то такой шанс выпадает только раз в жизни. 2018 год был тем самым моим огромным шансом, потому что тогда все шло хорошо, включая победу в Кубке Конфедераций годом ранее. Пропуск Чемпионата мира был ужасно болезненным для меня. Возможность сыграть на чемпионате мира за Германию — это величайшее достижение.
- Ваш самый смешной партнер по команде за восемь лет?
- У меня было много забавных товарищей по команде, но самый «сумасшедший» — это определенно «Тикус» (смеется) – (подразумевается аналогия с мышью/крысой, прозвище Маркуса Тюрама, прим.авт.)
- Почему именно Маркус Тюрам?
- С ним ты всегда «на измене». «Тикус» иногда смешит своим хаотичным характером — и так же часто приводит в отчаяние. Маркус на самом деле сделал много хорошего для команды...(смеется). Но я также должен упомянуть Патрика Херрманна, Тони Янчке с его особым чувством юмора и, конечно же, Криса Крамера, известного по частым упоминаниям по радио и телевидению.
- Кто был вашим лучшим товарищем по команде?
- Тоже было много людей, некоторые из них сегодня даже играют за топ-клубы. Например, Гранит Джака или Андреас Кристенсен. Мне нравилось играть с Оскаром Вендтом. И, конечно же, я вспомню о Рафаэле. Блестящий футболист! А как парень невероятно приятный и скромный.
- По кому вы будете скучать больше всего?
- Тоби Зиппель. Мы дружим семьями, он был моим лучшим другом на протяжении многих лет. В футболе редко встретишь такую дружбу. Мы до сих пор регулярно подкалываем друг друга: Он же из Пфальца, «Красный» из «Кайзерслаутерна» - и я, из Бадена, «Синий» из «Карлсруэ». Здорово, что мы нашли общий дом в Гладбахе.
- Некоторым игрокам в команде всего по 18 лет. Вы иногда замечаете разницу поколений?
- Прежде всего, я думаю, что у меня отличная связь с молодым поколением. Все всегда учатся друг у друга.
- А выкладывать «показы мод» в соцсетях накануне игры?! Устроить парикмахерскую на базе??
- Если команда не теряет концентрацию, что очень важно, то я не думаю, что это плохая идея - примерить несколько вещей вечером. Или, например, сделать прическу. Но вы должны понимать, иногда нечто подобное работает, а когда нет. То, что такие вещи публикуются в соцсетях, с фотографиями, безусловно, повод для дискуссий.
- Вы занимались чем-нибудь подобным?
- Нет, но я не считаю это каким-то предрассудком. У вас есть время для этого между матчами. Некоторые играют в Playstation, зависают в мобильниках или делают что-то еще. Признаюсь сейчас: когда мы играли в Европе и постоянно путешествовали, я несколько раз думал о том, чтобы подстричься прямо в гостинице. Чтобы я мог потом посвятить всё свободное время семье и не ходить в парикмахерскую.
- Ваше время в сборной связано с Гладбахом. Не кажется ли Вам, что вы сыграли слишком мало международных матчей?
- Одиннадцать матчей, четыре гола; я вполне доволен этим. Также я считаю победу на Кубке Конфедераций 2017 года с победным голом в финале одним из самых ярких событий в своей карьере. Этот турнир имеет для меня огромное значение. Когда-нибудь я покажу своим детям (дочери Ливии, 7 лет, и сыну Мало, 3 года; прим. авт.) видео и моменты, потому что я действительно горжусь этой победой. Знаете, чем еще я обязан этому турниру? На церемонии награждения я пожал руку Диего Армандо Марадоне. Марадона! Кумир моего детства! Однажды я расскажу историю о Марадоне своим детям. Это был особенный момент для меня.
- Каким вы видите будущее «Боруссии»?
- Клуб находится в непростой ситуации. Есть неудовлетворенность последними полуторами-двумя годами, и в команде ожидаются изменения. Но у меня положительные эмоции. У клуба огромный потенциал, отдается много энергии, так что все может очень быстро развиваться в нужном направлении. Сейчас клуб «здоров». Я оптимист в этом плане.
«Сейчас очень важна реструктуризация команды, в том числе и в иерархии».
- Что должно и будет меняться в команде?
- Общеизвестный факт, что грядет приток свежей крови, и новые игроки привнесут новый импульс. Сейчас очень важна реструктуризация команды, в том числе и в иерархии, потому что за последние годы команда потеряла ряд ведущих игроков. Но для этого вовсе не нужен один руководитель, как и раньше, нужно найти группу, которая возьмет на себя ответственность. Я вижу в этом неплохие перспективы для развития.
- Как думаете, со временем Вы станете тренером?
- Вполне возможно, потому что тренерская работа, поначалу в молодежном секторе, мне нравится. Вместе с Крисом Крамером я получил лицензию B+. Но я также вижу и другие варианты развития событий, посмотрим.
- Что пожелаете на прощание?
- Домашняя игра в Бохуме станет идеальным финалом карьеры в «Боруссии». Мой гол перед “Nordkurve” (фанатская трибуна Гладбаха, прим. авт.), на последней минуте, домашняя победа, праздничная атмосфера на стадионе. Это будут такие мурашки по коже, что их вряд ли удастся когда-либо превзойти. Но давайте посмотрим…
По материалам «Kicker.de»/беседовал Ян Люстих («Kicker»).