Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920 - 30-x годов
Бурный интерес к спорту в СССР охватил разные виды отечественного искусства, оставив прочный след в музыке, литературе, архитектуре и изобразительном искусстве.
К примеру, с футболом связана важная сюжетная линия романа Юрия Олеши «Зависть»: Володя Макаров, один из главных персонажей, олицетворяющий будущее страны, является вратарем, защищающим ворота московской команды, а действие финальных сцен романа развертывается на футбольном стадионе во время матча. После успеха романа писатель использовал примерный мотив в пьесе «Заговор чувств» (1929), завершающейся словами: «Марш. Идут футболисты по лестнице. Двадцать два человека в пестрых одеждах».
Шахматный ажиотаж, вспыхнувший в СССР в середине 1920-х гг., был сатирически описан Ильей Ильфом и Евгением Петровым в романе «Двенадцать стульев».
Грандиозные физкультурные парады, проходившие на Красной площади, ставили такие знаменитые режиссеры, как В. Мейерхольд и С. Радлов. Контроль над их проведением осуществлялся на самом высоком уровне. В 1936 г. у стен Кремля даже состоялся показательный матч между московскими командами «Спартак» и «Динамо», для чего на Красной площади было специально выстроено футбольное поле.
Романтическая трактовка спорта получила воплощение в полотнах многих советских художников. Его тема стояла на первом плане для одного из основоположников группы «ОСТ» (Общество станковистов) Александра Дейнеки. Художник написал живописный «спортивный цикл»: «Футбол» (1924), «Теннис» (1926), «Бег» (1933), «Вратарь» (1934).
Также нужно выделить творчество члена объединения «Круг художников» Александра Самохвалова, создавшего картины «Девушка в футболке», «На стадионе», «Советская физкультура». Последняя работа экспонировалась на Международной выставке в Париже в 1937 году в павильоне СССР, которая также представлялась легендарной скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Во Франции нал оформлением павильона СССР работал и скульптор Иосиф Чайков. Самым известным его произведением считается скульптура «Футболисты», впервые представленная на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, а потом долгие годы стоявшая в Москве перед зданием Третьяковской галереи.
Спортивные мотивы доминировали в оформлении многих станций московского метрополитена. К примеру, обрамление арочных проходов станции «Площадь Революции», созданное Матвеем Манизером, и серии мозаичных плафонов, разработанных для станции «Маяковская» Александром Дейнекой.
Спортивная тема нашла свое отражение и в творчестве Шостаковича. Прежде всего он создал балет «Золотой век», сюжет которого повествовал о выступлении советской футбольной команды «в большом капиталистическом городе Запада».
Отношение к спорту в СССР было очень ярко выраженным. На самом деле, эта тема в отечественном искусстве в чем-то даже более глубокая и многообразная, чем культура городов в общем.