20 мячей, два комплекта формы и 4,5 млн португальских эскудо. Сколько Роналду стоил в середине 1990-х
В 2022 г. Криштиану Роналду шумно рассорился с «Манчестер Юнайтед» и провалил чемпионат мира по футболу, но в 2023 г. по-прежнему заставляет говорить о себе – благодаря суперконтракту (200 млн евро в год) с «Аль-Насром» из Саудовской Аравии и рекордам популярности в соцсетях.
Его дежурные голы (или их отсутствие) в безвестном турнире обсуждают, словно португалец забивает их (или нет) в плей-офф Лиги чемпионов. И хотя карьера 38-летнего Роналду очевидно близится к закату, он все еще остается селебрити мирового уровня. Неудивительно, что книги, написанные о нем несколько лет назад, продолжают переиздаваться.
Весной 2023 г. АСТ выпустило очередную, расширенную версию работы португальского журналиста Родригу Ферраса. Добротное исследование знаковых эпизодов биографии Роналду дополняют в ней воспоминания-размышления самого героя – об игре («Футбол – самая требовательная из любовниц») и не только.
В издание 2023 г. добавлено несколько свежих глав – Криштиану рассказывает о скандале в «Юнайтед» и переезде в «Аль-Наср»; но самые вкусные детали – в сюжетах из более отдаленного прошлого. Например, история о том, как в 1995-м «Насьональ» договорился с клубом «Андоринья» о переходе 10-летнего Роналду за 20 футбольных мячей и два комплекта юниорской формы.
«Ведомости. Спорт» выбрал для публикации эпизод о следующем трансфере будущей звезды – из «Насьоналя» в академию лиссабонского «Спортинга».
В Лиссабоне игру Роналду смотрели два основных тренера юниоров – Пауло Кардозу и Освалду Силва. Помимо тренерской работы оба активно занимались скаутингом, имели большой опыт и, несмотря на свою молодость (Пауло было 30 лет, а Освалду 32), пользовались в клубе авторитетом.
С первого взгляда Роналду не произвел на тренеров хорошего впечатления. «Мы пришли, чтобы посмотреть на «второго Пеле», – вспоминает Пауло, – а увидели худого парнишку, который на вид больше подходил для баскетбола, чем для футбола. «Его ничего не стоит сбить с ног», – подумал я. Я удивился тому, что Родригу, которого отправили в Фуншал (родной город Роналду. – «Ведомости. Спорт») посмотреть на «второго Пеле», столь сильно восхищался его игрой.
Освалду парень тоже не впечатлил. Мой напарник украдкой показал мне оттопыренный мизинец, намекая на то, что парень слишком худ. Но когда этот тощий парень вышел на поле, наше мнение изменилось. Он взял мяч и начал гонять его по полю так, что за ним невозможно было угнаться. Тех, кто попадался у него на пути, он обходил с таким изяществом, будто танцевал балет.
Время от времени он демонстративно делал какой-нибудь финт, чтобы показать нам, как много умеет. Мы с Освалду поняли, что перед нами действительно уникальный футболист. Но для того чтобы впечатление было полноценным, надо было увидеть, как парень играет в команде. Мы устроили тренировочный матч. Наши ученики обожали подшучивать над теми, кто проходил пробы. Игра шла не столько против соперничающей команды, сколько против «чужаков». Парни пытались сделать так, чтобы «чужаки» оказались «вне игры». Не в смысле офсайда, а в том смысле, что они не собирались давать им шанса хоть раз ударить по мячу за всю игру.
Ничего особенного, просто парни гордились своим статусом учеников нашей академии и давали понять претендентам, в каком крутом обществе им предстоит вращаться. Обычно перед играми, в которых участвовали «чужаки», я просил парней не играть против них. Напоминал о том, что они сами когда-то проходили такое же испытание, просил вспомнить, как они в тот момент волновались. Но в этот раз я не стал этого делать.
Парни попытались оставить «чужака» без мяча. Но у них ничего не вышло. Он очень быстро завладел мячом и довел его до ворот, легко обходя всех соперников. Вышел к воротам и мощным ударом отправил мяч в дальний угол. Освалду сказал мне: «Такие худые ноги, а бьет, как из пушки». Да, ноги у парнишки были худыми, совсем не футбольными. Но они вытворяли такое, что мы смотрели и удивлялись. Ему было 12, но играл он как 16-летний. Он поразил всех.
После игры его окружили ученики и начали выражать свое восхищение. То был первый случай на моей памяти, когда кто-то смог сразу же так всех покорить. Парень еще не был принят в академию, а ученики уже приняли его в свой круг и общались с ним, как с равным. Нет, даже не как с равным, а как с авторитетным товарищем, ведь он играл лучше всех. Наше мнение было однозначным – парня надо принять в академию и делать из него не второго Пеле, а второго Луиша Фигу.
Страсти по поводу ухода Луиша из клуба (в «Барселону» в 1995 г. – «Ведомости. Спорт») в то время еще не утихли, у всех было ощущение большой потери, к которому примешивалась обида. Луиш имел право уйти, и у него была причина, но мне как тренеру и члену клуба всегда обидно, когда наши ученики уходят и вдобавок хлопают дверью. После тренировки я пришел к нашему директору Аурелиу Перейре и сказал ему, что только что видел футболиста, который превзойдет Луиша Фигу. Аурелиу захотел увидеть этого потрясающего парня прямо завтра же...»
Директор департамента набора и обучения клуба «Спортинг» Аурелиу да Силва Перейра, которого в клубе зовут Мастер Аурелиу, в 1997 г. отметил свой полувековой юбилей. Большая часть жизни этого выдающегося человека связана со Львами (прозвище «Спортинга». – «Ведомости. Спорт»). Когда-то он был членом молодежной команды клуба, затем вернулся в «Спортинг» в качестве тренера детских и юношеских команд, а в июле 1988 г. создал Департамент набора и обучения, который первоначально состоял только из одного сотрудника – самого Аурелиу.
Этим департаментом Перейра руководит по сей день. Теперь у него много сотрудников, но было время, когда в поисках юных талантов Перейра рассылал письма всем членам клуба с просьбой отправлять ему информацию о потенциально интересных игроках из их регионов. «Начав с нуля, я создал сеть скаутов по всей стране, которая ничего не стоила клубу, за исключением почтовых расходов, – сказал Перейра в одном из интервью. – Но сотрудники других департаментов считали меня бездельником, который занимается только тем, что наклеивает марки на конверты».
Мастер Аурелиу стал «крестным отцом» для многих футбольных звезд. Среди его «крестников» Паулу Футре, Луиш Фигу, Литош, Пейши, Симау, Куарежма (игроки сборной Португалии разных лет. – «Ведомости. Спорт») ...И Криштиану Роналду. Все ученики Мастера Аурелиу вспоминают о нем с большой теплотой. В сентябре 2012 г. многие звезды собрались в Лиссабоне на торжественной церемонии присвоения имени Аурелиу Перейры главному полю футбольной академии клуба «Спортинг».
Перейра был восхищен игрой Роналду. Мастер Аурелиу по достоинству оценил не только мастерство юного игрока, но и присущие ему лидерские качества. То, что Роналду понравился Перейре, сыграло очень важную роль в его футбольной карьере. Именно Перейра в июне 1997 г. подготовил доклад по поводу Роналду тогдашнему президенту клуба Жозе Рокуэте, в котором обосновал необходимость приобретения игрока с таким потенциалом. Перейра назвал сумму, которую предстояло уплатить за Роналду, «блестящим вложением в будущее».
Доклад (причем не один) понадобился из-за того, что «Спортинг» запросил за Роналду невероятные для 12-летнего футболиста деньги. Дело был так. Незадолго до приезда Роналду в Лиссабон «Насьональ» приобрел у «Спортинга» за 4,5 млн португальских эскудо (около 22 500 евро. – «Ведомости. Спорт») одного игрока по фамилии Франку. Деньги еще не были выплачены, и «Насьональ» захотел устроить обмен, т. е. отдать «Спортингу» Роналду взамен 4,5 млн эскудо.
Предложение вызвало в дирекции «Спортинга» возмущение. 4,5 млн эскудо за мальчишку, пусть даже и подающего надежды? Да они там с ума сошли в своем Фуншале! Неслыханное дело! В «Спортинге» вообще не было принято платить за столь юных игроков, а если уж дело и доходило до платы, то она носила символический характер и ни разу еще за все время существования клуба не превышала 100 000 эскудо! Еще непонятно, что вырастет из мальчишки, всегда есть риск купить кота вместо кролика.
Вице-президент клуба Симоэш де Алмейда, ведавший трансферами, был категорически против того, чтобы одинаково оценивать 12-летнего Роналду и 19-летнего Франку. Дело было не столько в способностях и возрасте Роналду, сколько в принципах, которые дирекция клуба не хотела нарушать. Коллеги были солидарны с вице-президентом.
Пауло Кардозу и Освалду Силва дали Роналду характеристику, в которой назвали его талант «выдающимся», а технику «блестящей». Прекрасный дриблинг, высокая скорость, лидерские качества, настойчивость...
Настойчивость понадобилась Аурелиу Перейре для того, чтобы убедить дирекцию клуба приобрести Роналду. А Криштиану в то время ждал решения своей судьбы на Мадейре. В Лиссабоне он провел всего неделю. Перейра жалел, что Роналду нет под рукой. Можно было бы устроить ему испытание на глазах у всей дирекции, и тогда бы все, кто говорил «нет», дружно сказали бы «да».
Перейра, Кардозу и Силва в три голоса прочили Роналду блестящее будущее и утверждали, что он станет лучшим центральным полузащитником в истории клуба. А то и нападающим – это уж как сложится. Но в том, что Роналду будет лучшим, сомнений у них не было.
На одной чаше весов стояла будущая звезда, а на другой лежало 4,5 млн эскудо. Точнее, даже прецедент с уплатой такой суммы за 12-летнего мальчишку. Спорт – это бизнес, а в бизнесе стоит только один раз дать слабину, как все сразу же начнут этим пользоваться. Члены директората опасались, что, если они заплатят такие деньги за Роналду, впредь с них станут запрашивать соразмерные суммы за любого молодого игрока. Перейра, Кардозу и Силва объясняли руководству, что речь идет об уникальном, невероятно одаренном ребенке, который стоит запрошенных денег. «Это не прецедент, а исключительный случай, поскольку речь идет об исключительном мальчике», – повторял Перейра.
Пробы Роналду прошел в апреле, согласие на трансфер было дано в конце июня, больше месяца заняли формальности. В конце августа 1997 г. Криштиану Роналду снова прилетел в Лиссабон. Теперь уже надолго. В кармане у него лежало официальное приглашение в академию клуба – приятно шуршащий лист дорогой бумаги с золотым львом на зеленом щите и витиеватой надписью Sporting Clube de Portugal.