Всё идёт по плану
Обнаружена армянская версия Александра Мостового, но не в поле. Итальянцы в еврокубках не стушевались.
Половина полуфиналов позади
Классическая итальянская школа, о которой я вёл речь в прошлом посте, действительно имеет тенденцию к возрождению. Нынешний кальчо породил оборонительный «Ювентус», где, правда, Леонардо Бонуччи уже пора бы освободить место и проследовать вслед за Джорджо Кьеллини.
Повезло, что «Севилья» не забила до перерыва больше одного мяча. Символично, что отыграться на 96-й минуте «Старой синьоре» помог мяч Федерико Гатти. Пройдя горнило низших серий, этот почти двухметровый защитник теперь и займёт место Бонуччи. Пацаны и девчата, легенда теперь слишком медленно передвигается по полю, так что не обижайтесь. Знаю, что многие любят и уважают Леонардо, даже будучи болельщиками других клубов.
Федерико Гатти, без шуток, лучший игрок Серии Б прошлого сезона. Год назад дебютировал в сборной Италии. Учитывая обычный период созревания центрдефа, его нынешние 24 года – это начало действительно большой карьеры новой звезды итальянского футбола.
Что же до остальных итальянских клубов на международной арене, то они тоже имеют неплохие шансы на выход в финал. «Рома» хлопнула «Байер» прагматично, хоть и без риска. «Фиорентина» в очередной раз столкнулась с проблемой реализации, и очень быстрый «Базель» сенсационно победил в Тоскане на последних минутах. У нестабильности «фиалок» есть и оборотная сторона, положительная: в гостях они могут забить швейцарцам гораздо больше, чем дома. Впрочем, это будет через неделю – тогда и посмотрим.
Корона жмёт
Тем временем Вардан Минасян вещает прямо из Еревана. Цитата:
– Сперцян уже дорос до того, чтобы играть в хорошей лиге. Я считаю, что он может поиграть в Испании, этот турнир подходит ему по стилю. Сейчас две очень сильные лиги — английская и итальянская, они опережают остальных в топ-5 чемпионатов на данный момент.
Что же не так с этим высказыванием?
А в первую очередь то, что Вардан Минасян – яркий представитель прозападной повести, которая чрезвычайно популярна среди отсталых буржуазных политических кругов. Само собой, он смотрит на уровень футбола сквозь призму лучших образцов. Мы все так делаем.
Само собой, Минасян может позволить себе сказать, как и все, что АПЛ или Примера по уровню гораздо выше РПЛ. Но разве можно говорить о переходе из России в Испанию как получении чего-то «хорошего». Ведь подразумевает нечто «плохое», низкопробное. Здесь я вынужден с ним не согласиться.
Россия и сама умеет взращивать футболистов. Даже на фоне того колоссального провала, который пережили все страны бывшего СССР после политических катастроф конца 1980-х, 1991 и 1993 годов. Как она это доказала? Россия породила немало классных футболистов и установила, пусть и далеко не всегда рыночными методами (а они не являются панацеей), такой уровень заработных плат, что многие из них даже успели деградировать (Кокорин, например). Но мы ведь все видим, что Александр Головин – один из лидеров одного из лидеров французской Лиги 1, а Алексей Миранчук – один из лучших атакующих игроков «Торино», недавнего претендента на еврокубки в итальянской Серии А. Примеров можно приводить много. Самый яркий – Андрей Аршавин, представитель одного из последних поколений подлинной советской школы воспитания человеческого духа и спортивного мастерства.
А Эдуард Сперцян – это тот же продукт именно российского футбола. Как Хвича Кварацхелия, с молодых ногтей переехавший в России и здесь прошедший ключевые этапы своего становления, является суперзвездой Серии А, так и Сперцян является суперзвездой Премьер-лиги. Именно на общем высоком уровне российского футбола мы имеем представление о том, что тот или иной футболист способен С ЭТИМ уровнем биться вообще на равных с лучшими футболистами мира.
На мой взгляд, чемпионат России до сих пор стоит вровень с Бельгией, Голландией, Португалией. До операции Z подтянулась Украина (за спиной которой были и советская школа, и тесная спайка с российской школой футбола, между которыми фактически разница была регионального, а не государственного масштаба. Киевская, донецкая, московская, львовская, питерская ростовская футбольные школы всегда имели между собой гораздо больше общего, чем различного, начиная с языка общения. Речь только о теории и практике футбола, поэтому оставьте политические инсинуации – здесь речь не об этом.
А кто такой Вардан Минасян? Это футболист, который стал тренером. Он-то как раз не повидал ни того уровня, который он называет «хорошим», ни того уровня, который он умолчал относительно российской Премьер-лиги. Пик атакующего полузащитника – выступления за швейцарскую «Лозанну», где он не забил ни одного гола, а сыграл 10 матчей. Блистал в «Пюнике», когда тот впитывал в себя почти всех ведущих армянских игроков, гораздо больше напоминая в своей доминации латышский «Сконто», а не московский «Спартак», питерский «Зенит», киевское «Динамо» и донецкий «Шахтёр».
Будучи тренером, сам Минасян не был интересен за рубежом почти никому. Пару раз скатался в Казахстан, потрудился со сборной Армении в период расцвета Генриха Мхитаряна (и не только). Но никуда её не вывел, конечно. Да от него и не ждали! Сенсацией было даже то, что команда вообще начала на что-то претендовать. Да уж, действительно, «хороший» уровень!
В своём личном опыте Вардан Размикович находит основания принижать уровень российского футбола. Он забывает, что Эдуард Сперцян – продукт ставропольской и кубанской школ футбола, которые последователь но проходил, когда в стране в принципе очень трудно таланту пробиться из-за множество препонов, в числе которых кумовство и рыночное устройство экономики (то бишь по знакомству или за взятку места юных талантов могут занимать дети «правильных» людей, которых вихрь истории скоро сметёт с пьедестала).
Именно в РПЛ, где Сперцян играет без году неделя, Эдуард дорос до статуса одного из лидеров атакующей группы сборной Армении, дорос до интереса со стороны сильнейших клубов Европы (к которым, например, дортмундскую «Боруссию» и «Вильярреал» я отношу смело). Наша лига очень сильна, и она многим утирает нос. Даже отсутствие еврокубковой соревновательной практики не умаляет текущего действительного хорошего уровня.
Как же в таком случае назвать АПЛ или Лигу 1? Думаю, это наивысший уровень мирового футбола. Вот как. Более высокого уровня нет нигде. Многие клубы сильнее национальных сборных.
Как же в таком случае трактовать «экспертную» оценку Вардана Минасяна? Как дилетантскую и как залихватскую. Корону прижала голову опытному футбольному человеку. Любит он красивую фразу. Человек, наверное, хороший, но высказывание далеко и от объективности, и от реальности.
А Эдуард Сперцян, возможно, именно сейчас и не нужен в Европе. У него есть в запасе год-два, чтобы в играх в действительно очень сильном чемпионате наработать мышечную массу и развить своё футбольное мастерство. Да, он хорош уже сейчас. Но сможет ли он преодолеть уровень «Торино» и дорасти хотя бы до «Монако»? Есть масса примеров, когда ранний отъезд приводил неопытного игрока к большим проблемам и отсутствию профессионального роста в карьере.
Может быть, Сперцян окажется гораздо более терпеливым, чем Минасян. Может быть, стоит завести семью, родить ребёнка, стать взрослее и крепче эмоционально, а потом стартовать? Решать только Эдуарду. И не стоит забывать, что Эдуард Мкртычевич – это в первую очередь русский человек, а для русских умение выдержать паузу, перетерпеть и прорваться сквозь тернии к звёздам является характерной чертой.
В первой, меньшей части этой «простыни» я упомянул Федерико Гатти. Человек в 23 года только начал свой путь на высшем уровне. Следуя поступательному развитию, со следующего сезона, когда ему будет уже 25, он и станет незаменимым звеном в большом клубе. Почему некоторым экспертам хочется видеть на вершине симпатичных им талантливых исполнителей прямо здесь и сейчас? Наверное, это та самая детская болезнь левизны, о которой писал Владимир Ильич Ленин.
Ну а я в блоге «Мерч и молот» тему минасянщины больше поднимать не буду. Некоторые громко звучат, но мелко плавают.
Пардоньте за очень длинный текст. Наверное, у меня подгорело от того, что люди, принесшие пользу футболу на местном уровне, пользуясь определённым авторитетом, всё чаще через прессу склоняют взрослых людей к поступкам, которые могут навредить им самим. При этом сами эти люди зачастую даже не понимают, о чём говорят, а то и вовсе относятся к явлениям предвзято. Так, например, Минасян относится к российскому футболу, а Александр Мостовой - к тренерскому делу. Обвешанные в собственных головах медалями, они мыслят себя гениями. Что ж, пусть так.