9 мин.

Павлюченко забивает, Газзаев полыхает, а «Спартак» выигрывает 2:0 в Волгограде

Какая же все-таки замечательная и душевная идея — такие вот матчи легенд, какие в прошлом году прошли между ветеранами «Спартака» и «Зенита» в Санкт-Петербурге и Москве, а теперь вот — в Волгограде. Полные трибуны арены ЧМ-2018 и их сладкий саундтрек, по какому мы в реальном чемпионате России до боли соскучились; мастера, каждый из которых вызывает миллион памятных ассоциаций, сочетание лиц великих наших тренеров недавнего прошлого — Олега Романцева и Валерия Газзаева.

Как больно, что нет с нами никого из тех, кто приводил к медалям «Ротор», — ни Виктора Прокопенко, ни Владимира Салькова. И работавшего и со «Спартаком», и с «Динамо», и с «Ротором» Георгия Ярцева, и даже уже некоторых игроков обеих команд — Ильи Цымбаларя, Александра Беркетова, чью майку с 5-м номером бережно нес и показывал трибунам капитан хозяев Олег Веретенников...

Когда-то при открытии спартаковского музея на стадионе в Тушине, не веря своим глазам, я увидел фрагменты той самой, настоящей игры 2 мая 1943 года на руинах Сталинграда между волгоградским «Динамо» и красно-белыми. Игры, о которой как о примере силы духа писала даже английская «Таймс». 80 лет спустя их потомки сначала по классике пошли возложить цветы на Мамаев курган, а потом надели такую же форму (только с фамилиями), в которой выходили на поле участники ТОГО матча. А я еще вспоминал, как ровно 30 лет назад прилетал на самолете вместе со «Спартаком» на матч с «Ротором» в начале октября 1993-го, когда у команды Романцева была 26-матчевая беспроигрышная серия, а волгоградцы отчаянно боролись с «Динамо» Газзаева за второе место — и борьбу ту выиграли. Еще и потому, что Валерий Георгиевич, как ему тогда было свойственно, сам ушел в отставку прямо на пресс-конференции после 0:6 в домашнем матче Кубка УЕФА «Динамо» — «Айнтрахт».

И сейчас он полыхал, как в старые добрые! Даже после игры, давая интервью вместе с Романцевым. «Как в былое время — «Спартаку» всегда судьи помогают!» — сверкал очами Валерий Георгиевич, указывая на возможный офсайд при первом голе. И снимал медаль проигравшего сразу после вручения. Непонятно — то ли умышленно вошел в образ, зная, чего хочет от него увидеть публика, то ли искренне все так переживал, когда уже давно нет повода выплескивать так эмоции по-настоящему... ...30 лет назад как-то удалось договориться, что «Спартак» взял меня не только в чартер, но и в гостиницу «Волгоград», где мы жили в номере с видеооператором команды Александром Святкиным. Но ходить нужно было на цыпочках и лишнего себе не позволять — от строгого Олега Ивановича могло прилететь когда угодно.

Президент «Ротора» Владимир Горюнов, подобно легенде «Торпедо» Валентину Иванову, на дух не переносил красный цвет. Настраивал команду на «Спартак» люто, и премиальные там были мама не горюй. И «Ротор» выиграл. Защитник Александр Шмарко, участник нынешнего матча легенд, выйдя тогда на поле с травмой, забил победный гол. Но последние минут десять матча на страну, как потом выяснилось, не показывали, и о происходящем знали только те, кто был на стадионе. Ведь в это время столица находилась на грани гражданской войны, начался штурм телецентра «Останкино». Все прямые трансляции были отключены, потому люди узнавали счет из радионовостей и утреннего «СЭ». Жил «Спартак» в 1993-м, кстати, не в «Интуристе», где сейчас РФС поселил ветеранов красно-белых вроде бы как в 1990-е, а в гостинице «Волгоград», второй по тогдашнему ранжиру после обкомовской «Октябрьской». В последней останавливался «МЮ». Сетевых международных отелей в известном на весь мир городе еще не было.

Всю ночь после игры в «Волгограде» Романцев не сомкнул глаз, глядя по включившемуся ТВ, что происходит вокруг телецентра и вообще в Москве. Спозаранку поехали в аэропорт. Когда мы будем на автобусе «Спартака» въезжать из Домодедова в столицу, нас остановит милиция и долго будет проверять у всех, в том числе тренеров и игроков, паспорта. Ведь город тогда был наводнен боевиками, на крышах домов находилась куча снайперов. А я беспечно поехал в центр на какие-то курсы по международной журналистике. О чем волнуешься в 20 лет? В тот же день случится обстрел Белого дома, надолго сделавший его черным...

Вот такие у меня еще ассоциации с матчами «Спартака» в Волгограде. Не говоря уже об игре последнего тура чемпионата России-1997. Когда «Ротору» для золота нужна была победа, но при 0:0 во второй половине второго тайма сначала Валерий Кечинов, а затем Александр Ширко (оба участвовали в матче легенд) снова принесли чемпионство команде Романцева.

Кстати, сценарий того матча ничего вам не напоминает? Сейчас получилось ровно то же самое. Только на месте Кечинова и Ширко оказались одни из самых молодых участников встречи-2023 — 41-летний Роман Павлюченко и 38-летний Александр Самедов. Последний так вообще еще пять лет назад был в основе сборной России на домашнем ЧМ-2018. Против Модрича и Ко в четвертьфинале первые 54 минуты сыграл! К обоим голам имел отношение вообще 36-летний Дмитрий Комбаров. А полуфиналисту Евро-2008 Павлюченко, который в такой форме, что ему хоть сейчас на поле выходить, могли бы дать за обе команды сыграть. После трех-то лет в составе «Ротора», откуда он и перешел в «Спартак», полное право имел! Вот он и признается, что «не хотел забивать» и предвидел, что в этом случае реакция публики будет не ахти. Могли бы спартаковцы и поделиться таким бравым форвардом с соперником на тайм. Ведь сборная из игроков «Ротора» и «Динамо» с капитаном Веретенниковым была намного старше.

Как же мне хотелось увидеть фирменный дальний выстрел Вери — такой, каким, например, он заставил капитулировать на «Олд Траффорд» вратаря «МЮ» Петера Шмейхеля, не говоря уже обо всех наших вратарях. И один раз Михаилу Мысину только оставалось ему точно откатить под удар — позицию Олег выбрал идеально. Только вот пас у Мысина не получился. А по поводу остального Веретенников жаловался: «Мячом мало владеем — поэтому [моих ударов] и не видите. «Спартак» моложе...»

Нет, у «Спартака» тоже были не только 40-летние. Давно никто не видел на большой поляне Царя, Александра Мостового. Он, предварительно невысоко оценив свою форму, вышел на несколько минут в обоих таймах, — и мяч к нему словно тянуло. И в передачах он совсем не ошибался и предголевой пас перед вторым мячом сделал. Не разучился еще играть Царь, несмотря на лишний вес и недавний, по его собственному признанию, выход из больницы!

Да никто не разучился — и Веретенников лукаво мяч на партнера пропускал, и Валерий Есипов в первом тайме так дернул ложным движением не кого-нибудь, а топового персональщика Дмитрия Хлестова, что закричать от восторга захотелось. Как от первоклассного сейва Платона Захарчука на Александре Павленко, пытавшемся перебросить его «парашютом». «Он просто в меня попал», — скромничал голкипер. Ага, просто! Вытянулся, достал кончиками пальцев — просто, говорит... И люди, чьему приходу на стадион в этот вечер никакие искусственные ограничители в виде карт болельщика не мешали и они заполнили арену почти целиком, кричали и пели вовсю. Камеры то и дело выхватывали лица и эмоции героев — и сколько возникало ассоциаций!

Разговоры и широченные улыбки между Романцевым (как же не хватало его сигареты — но нельзя теперь на скамейках курить) и не игравшим из-за травмы Андреем Тихоновым на скамейке... Страсть Газзаева, делавшего рывки к границе технической зоны... Единоборство Евгения Алдонина и Павлюченко — первого капитана сборной Гуса Хиддинка (долго в ней, впрочем, не продержавшегося, в отличие от Игоря Семшова) и ее же ударного форварда Павлюченко... Отборы длинноногого и по-прежнему сухого, как жердь, Виктора Онопко... Крупный план Алексея Мелешина, глядя на которого, сразу вспоминаешь его сына, нынешнего спартаковца Павла... Слова-песня для ушей волгоградских болельщиков от комментатора Романа Нагучева: «Веретенников пасует Есипову»...

А первый символический удар в матче Никиты Симоняна, перепасовавшегося с капитанами — Дмитрием Аленичевым и Веретенниковым? А легендарное стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь», прочитанное по строчке участниками матча? А стилизованные под довоенную стилистику автобусы, из которых выходили команды? А нескрываемый восторг Павлюченко перед матчем: «Не понимаю, что я здесь делаю, — вокруг одни легенды, и я с ними...» Да вы сами уже давно легенда, Роман, и почище многих.

Это было здорово. И даже Романцев, полгода с Павлюченко поработавший (помните, кто отдал Титову голевую передачу в финале Кубка-2003 с «Ростовом»?), чуть не плакал, обнимая своих бывших игроков и соперников после финального свистка. А может, слезы накатывали на него от осознания того, что рядом нет, как в прошлом году в самом первом, петербургском матче легенд, Георгия Ярцева? Опустевшее без сборной и еврокубков пространство и самим футбольным людям, и болельщикам нужно чем-то заполнять — хоть ностальгией. Тем более когда есть о чем вспомнить, чью память почтить и по чему потосковать.

Волгоградский матч легенд заставил обо всем этом задуматься. И хотя бы поэтому такие игры нужно продолжать.

sport-express.ru