Ливерпуль и как он стал столицей футбольных фресок в Великобритании
Великолепное весеннее утро на севере Ливерпуля, и Джон Барнс смотрит на последнее яркое дополнение к растущей коллекции уличного искусства «Энфилда».
Фреска занимает всю торцевую стену блочного дома на Балфур-стрит, в пяти минутах ходьбы от стадиона, на котором он когда-то играл, и состоит из двух изображений Барнса: крупный план его лица — брови нахмурены, губы сжаты — и другое, где он наносит удар с левой ноги.
«Это одна из самых больших наград, которые я когда-либо получал, и я не говорю об этом легкомысленно, — сказал сам спортсмен. — Я целую вечность проходил мимо фрески Иана Раша по дороге на матчи, думая: "Вот бы и мне одну их таких". Они изобразили меня в хорошем свете».
«Когда я только перешел в "Ливерпуль" (из "Уотфорда" в 1987 году), я вообще не мог предположить, что останусь здесь игроком на 10 лет и буду жить на Мерсисайде 36 лет спустя. Именно люди удерживают меня здесь. Это двусторонние отношения, основанные на взаимном уважении».
«Мне кажется уместным, что из всех мест именно здесь все для меня и началось, так близко к стадиону. Это то место, где она и должна быть».
Фреска Барнса была открыта в тот же день, что и другая фреска на соседней Рэндольф-стрит, посвященная Иану Каллагэну, рекордсмену клуба по количеству матчей за клуб, и Филу Нилу, самому титулованному игроку «Ливерпуля». Они являются частью яркой галереи икон «Ливерпуля», разбросанных вокруг стадиона, среди которых Стивен Джеррард, Джордан Хендерсон, Юрген Клопп, Иан Раш, Джейми Каррагер, Рэй Клеменс и Алан Кеннеди. Все они являются работой компании MurWalls из Эссекса, основанной Марком Сильвером в 2019 году.
Они не одни такие. В последние годы местные предприятия заказывали другим художникам подобные проекты: Трент Александер-Арнолд и Мохамед Салах — все они заслужили место в этой уникальной галерее под открытым небом.
Все это помогает сделать Ливерпуль столицей футбольных фресок в Великобритании. Действительно, интерес сторонников настолько велик, что теперь местные фирмы предлагают трехчасовые туры, которые позволяют посетителям все их посмотреть, с обязательным селфи.
«Этот город определенно лидирует, — говорит Сильвер. — Это происходит в других странах уже много лет, особенно в Южной Америке, но только недавно это реально стало популярным в Англии».
«Я вижу это как современную статую. Статуи очень дороги и требуют много времени на выполнение. Фрески не так дорого стоят, и это отличный способ почтить память игроков. Жители этого города, которые живут и дышат футболом, реально их приняли».
«Очень важно, что в футбольном клубе "Ливерпуль" так много легенд, заслуживающих такого признания. Мы должны быть избирательными, потому что не хватит стен, чтобы отдать честь всем им!».
Сильвер создал свою компанию в конце 2019 года, изначально планируя предлагать уличное искусство в детских спальнях, но когда через несколько месяцев разразился COVID-19, о посещении домов людей не могло быть и речи, поэтому ему пришлось пересмотреть бизнес-модель.
«Я всегда хотел делать большие вещи на улице, поэтому мы просто взялись за дело, и Джордан Хендерсон был первым, кого мы сделали в таком масштабе, — добавляет он. — С тех пор все пошло своим чередом. После этого BBC связались со мной и попросили сделать вступление к программе "Матч дня". После этого все пошло как по маслу».
«Каждый проект индивидуален. Самый быстрый способ — прийти ночью, спроецировать изображение на стену и нарисовать контур рисунка. Затем его раскрасить. Есть еще один метод с использованием сеточных систем. Обычно мы укладываемся в два-три дня».
«Стоимость варьируется, но каждая из них стоила около £5 тыс. Она покрывается компаниями и частными лицами. После того как легенды расписались на стене, мы покрываем ее защитным лаком на случай бездумного вандализма. Вы надеетесь, что этого не случится, но рисковать нельзя».
Чтобы найти желающих на фреску Хендерсона на стене своего дома, Сильвер обошел весь район, стучась в двери, но теперь жители и жилищные ассоциации сами приходят к нему с просьбой принять участие в проекте. Финансовое вознаграждение за это не предусмотрено.
«Сначала несколько эвертонианцев подсказали, куда мне идти, — усмехается Сильвер. — Они не хотели видеть Хендерсона на своей стене! Но другие были большими болельщиками Красных и говорили: "Да, здорово, пожалуйста, сделайте это"».
«Каждую неделю мне звонят люди, говорят, что видели, что мы сделали в других местах, и говорят, что у них есть идеальное место для одной из таких работ. Все стало намного проще. После получения представления обычно проходит два-три месяца планирования и проектирования, прежде чем мы приступаем к работе».
Не только болельщики очарованы фресками: игроки тоже являются их большими поклонниками.
«Она просто великолепна. Придя сюда сегодня, я не знал, чего ожидать, но я очень рад этому», — говорит Каллагэн, который провел рекордные 857 матчей за «Ливерпуль» с 1960 по 1978 год. В составе сборной Англии, выигравшей чемпионат мира в 1966 году, «Калли», как его ласково называют, был в клубе с самого начала правления Билла Шенкли на «Энфилде» и вплоть до славы в Кубке чемпионов под руководством Боба Пейсли.
Рядом с ним его близкий друг и бывший партнер по команде Фил Нил, который выиграл семь чемпионских титулов Англии, четыре Кубка чемпионов, Кубок УЕФА и четыре Кубка лиги в период с 1974 по 1985 год.
«Это трогательно, — говорит Нил, вытирая слезу. — Я чувствую гордость, и она гораздо больше, когда я там рядом с Калли. Он был человеком таких достижений. Он тренировался каждый день с тем же желанием, что и в субботу, когда надевал красную футболку. Он был лучшим профессионалом, который когда-либо играл рядом со мной. Я приехал из "Нортгемптон Таун", но этот город стал моим домом».
Алан Кеннеди, забивший победный гол «Ливерпуля» в финале Кубка чемпионов 1981 года против мадридского «Реала», был там, на Рэндольф-стрит, чтобы поддержать своих товарищей.
«Эти двое заслужили ее. Они были победителями — такими фантастическими в своем деле, — говорит Кеннеди. Они устанавливают стандарты, которым следуют все остальные. Они являются яркими примерами для нынешнего и будущих поколений».
Часом позже, двумя улицами дальше, бывший нападающий «Ливерпуля» Стэн Коллимор обнимает Барнса, который забил 108 голов в 407 матчах за клуб в период с 1987 по 1997 год. Затем на дуэт обрушивается поток просьб о фотографии от толпы взволнованных одетых в красное молодых людей.
Коллимор освещал открытие фрески для французской телекомпании Canal Plus.
Я не только играл с Джоном, он не только был моим капитаном в "Ливерпуле", но он был и одним из моих героев детства, — рассказывает он. — Наблюдать за ним на его пике было удивительно. Некоторые капитаны могут заставить тебя играть, а другие пытаются увлечь тебя за собой, и Джон определенно был последним. Все его уважали. Когда он говорил, ты слушал».
«Она полностью заслужена. Вы видите, какой невероятной популярностью она пользуется у всех детей и семей. Он по-прежнему пользуется огромным уважением в городе».
«Вон там ребенок, ему всего несколько недель от роду, и на нем полный комплект формы "Ливерпуля". Я бываю во многих городах Великобритании и за рубежом, и, возвращаясь сюда, забываешь, насколько Ливерпуль помешан на футболе».
В планах MurWalls добавить сэра Кенни Далглиша и Роберто Фирмино к их обширной коллекции настенных росписей вокруг стадиона.
«К нам постоянно обращаются люди с просьбой сделать ту или иную фреску», — добавляет Сильвер.
«Самое приятное — видеть, как легенды и их семьи их ценят. А потом увидеть, как болельщикам нравится, когда они рядом. Есть современные игроки, которые тоже достойны этого, но это тонкая грань между очень хорошим игроком и настоящей легендой. Все должно быть правильно».
p.s. пишите в комментариях кого бы вы хотели увидеть на улицах Ливерпуля!?)
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Фото обложки: Кортни Нири/MurWalls
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.