11 мин.

Мозес: «Осенний «Спартак» никуда не делся! Нужно победить»

НИГЕРИЕЦ СНОВА В ИГРЕ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМЫ АХИЛЛА. ПЕРЕД ДЕРБИ С «ДИНАМО» ОН РАССКАЗАЛ О ВОССТАНОВЛЕНИИ И БЛИЖАЙШИХ ЦЕЛЯХ.

— В матче с «Ахматом» ты вышел на поле впервые с августа. Как ощущал себя физически и психологически?

— Я был очень рад вернуться. Оставаться без игры почти восемь месяцев — это тяжело. Против «Ахмата» я провел на поле около получаса, в Екатеринбурге — уже целый тайм. Приятная динамика.

— Ожидал, что сыграешь против грозненцев, или сказалась обратная замена Промеса?

— Рассчитывал на это, потому что несколько недель тренировался в общей группе, усердно работал. Тренер заранее предупредил, что планирует задействовать меня в этой игре, и это помогло подготовиться к возвращению еще тщательнее. После таких серьезных повреждений важно сохранять холодную голову и не спешить, чтобы избежать рецидива.

— «Ахмат» — один из твоих любимых соперников. Три из девяти голов за «Спартак» ты забил именно этой команде. Чего нам не хватило для победы на этот раз?

— Каждый, кто видел игру, согласится, что «Ахмат» изначально был нацелен на ничью. С первой минуты гости оборонялись большими силами и провели в таком режиме весь матч. Мы доминировали, но не использовали свои шансы. Именно реализация моментов — то, над чем мы сейчас особенно много работаем на тренировках. Но это в том числе и вопрос везения. Прошлогодняя игра «Спартака» никуда не делась, просто нам нужно вернуть вкус побед и уверенность в завершающей стадии. Очень надеюсь, что скоро это произойдет.

— В самой концовке игры ты был готов пробить из хорошей позиции, но первым у мяча оказался Хлусевич, и у него удар не получился. Показалось, ты был очень зол.

— Не без этого. Думаю, я был в лучшей позиции и действительно мог принести нам победу в том эпизоде. Уже представлял, как отправляю мяч в самый угол… Ничего, Хлусевич еще молод, и впереди у него много более удачных ударов. Это уже в прошлом. Нам сейчас нужно оставаться единым целым и выиграть как можно больше матчей до конца сезона. Чемпионами становятся только сплоченные команды, а не отдельные игроки.

— Мы уступили «Уралу» в Екатеринбурге и выбыли из Пути РПЛ, но продолжим борьбу за Кубок России в Пути регионов. Как тебе новый формат турнира?

— Простите, но я так и не понял этой схемы. Мне уже многие пытались объяснить — бесполезно! (Смеется.) Но вроде бы теперь все ясно: нам нужно просто выиграть все оставшиеся матчи, чтобы оказаться в финале. Как в прошлом сезоне.

— Та майская победа над «Динамо» в «Лужниках» получилась суперэмоциональной.

— О да! Меня впечатлило, когда я узнал, что «Спартак» не выигрывал Кубок девятнадцать лет. Но мы смогли прервать эту засуху. Классный был день. Потрясающе завершили сезон. Было бы здорово снова испытать такие чувства в этом году. Атмосфера финала на таком большом стадионе незабываема. Как на «Уэмбли». Кстати, как называлась арена?

— «Лужники» — главный стадион страны. Скоро мы сыграем там с «Торпедо» — последней командой лиги на сегодня.

— И она играет на таком громадном стадионе?! Ничего себе! 

— Но пока на очереди другое дерби — с «Динамо».

— Сильный соперник. Матчи с «Динамо» складываются по-разному: иногда команда словно не включается на полную мощь, но порой выглядит очень сильно, и нам приходится тяжко. Так что надо быть готовыми к большой битве и показать свои лучшие качества. 

— Травма ахилла, которую ты получил в августе прошлого года в Екатеринбурге, стала самой тяжелой за всю твою карьеру. 

— Так и есть. И я хочу поблагодарить всех, кто помогал мне на протяжении этих месяцев. Клуб, семья, друзья, болельщики — я чувствовал поддержку каждого. Например, в декабре в Лондоне меня навестили главный тренер и Фернандо — тренер по физподготовке. Генеральный и спортивный директоры часто звонили и спрашивали, как у меня дела.

Это был долгий процесс, но я с самого начала настроил себя на позитив. Каждый день планомерно шел к цели. И сейчас продолжаю набирать форму, чтобы показывать свой лучший футбол.

— Самыми сложными с точки зрения психологии были первые недели после травмы?

— Я бы так не сказал, потому что сразу стал думать только о том, как поскорее вернуться на поле. Физически в первое время было действительно тяжело, но с этим я тоже справился.

— Ты пропустил больше 20 официальных матчей. Можешь оценить со стороны, как «Спартак» изменился за это время?

— Команда стала еще лучше понимать идеи Абаскаля. Гильермо — сильный тренер, который четко понимает и хорошо доносит до команды, в какой футбол мы должны играть. Как следует обороняться, прессинговать, атаковать. Какие у нас сильные и слабые качества относительно конкретного соперника. И со стороны мне нравилась игра «Спартака». Опять же порой не хватало удачи, чтобы брать максимум очков в тех матчах, где у нас было преимущество. Но сезон продолжается, ничего еще не потеряно.

— На протяжении карьеры ты играл под руководством разных больших тренеров, включая Конте, Бенитеса, Моуринью, Мартинеса, Сарри, Роджерса. Что объединяло их всех, и похож ли на них Абаскаль?

— У всех хороших тренеров есть главное качество: они победители по духу. Мне как игроку всегда было важно чувствовать, что мой тренер по-настоящему жаждет выигрывать, со всей страстью отдается делу и наверняка не может уснуть после неудачных матчей. Гильермо как раз такой. Даже ничья для него сродни поражению. Это передается команде и сказывается на философии игры.

— При Абаскале ты уже не раз выполнял функции «десятки», хотя приходил в «Спартак» на позицию крайнего защитника. Тебе такая роль комфортна?

— Для меня это не смена позиции, а, наоборот, возвращение на привычное место. Ведь именно там я часто играл, когда только начинал профессиональную карьеру. Правым защитником я стал только у Конте, когда он пришел в «Челси». Крайним нападающим или «десяткой» играть намного привычнее. Но решать, разумеется тренеру. И если он снова увидит во мне защитника, буду стараться приносить пользу в этой роли.

— Кстати, одним из кандидатов на переход в «Спартак» в 2020 году был Томаш Тавареш, но в итоге клуб пригласил тебя. Теперь португалец все-таки с нами. Как тебе новичок?

— Очень техничный парень. Он умеет классно обороняться, при этом виден его большой потенциал в атаке. Я думаю, Томаш способен принести «Спартаку» много пользы. 

— «Спартак» продолжает борьбу за Кубок, идет в лидирующей группе в чемпионате, но еврокубки для нас заведомо закрыты. Тебя это сильно напрягает?

— Иногда я вспоминаю об этом. Но какой смысл злиться, если мы не в силах на это повлиять? В прошлом сезоне мы вышли в 1/8 финала Лиги Европы, но нас исключили из турнира. Вот это было больно. Сейчас нам важно продолжать получать удовольствие от футбола, радовать болельщиков победами в тех соревнованиях, где мы играем, и завершить сезон успешно.

— В прошлом году ты продлил контракт со «Спартаком» до лета 2024-го. Какие у тебя дальнейшие планы?

— Пока рано думать на эту тему. Придет время, тогда обсужу будущее со своим агентом.

— Ты вырос в Англии. Наверное, это помогло быстро наладить контакт с Полом Эшуортом? 

— Пол — большой профи. Мне интересно говорить с ним об игре. Он уже много лет в футболе, получил богатый опыт в разных клубах и странах. Причем довольно долго работал в Нигерии и точно разбирается в нигерийском футболе лучше, чем я! Забавно было узнать об этом. 

— Грустно смотреть в таблицу чемпионата Англии и видеть «Челси» в районе 10-й строчки?

— Конечно. Но таков футбол. Сейчас клуб должен сделать выводы и перестроиться к новому сезону. Хотя нынешний еще можно спасти, ведь впереди матчи с «Реалом» в Лиге чемпионов.

А что касается Премьер-Лиги, то с большим интересом жду развязки между «Арсеналом» и «Сити». Им еще предстоит сыграть между собой в Манчестере, плюс лондонцев ждут матчи с «Ливерпулем» и «Челси», так что ничего еще не ясно.

— Тебе как бывшему игроку «Челси» вряд ли хочется видеть «Арсенал» чемпионом...

— В этом смысле мне без разницы, кто именно станет первым. Мне хочется, чтобы трофей поднимали над головой игроки «Челси». И печально, когда этого не происходит. В момент начала церемонии награждения любой другой команды я просто выключу телевизор.

— Первое время в «Спартаке» ты казался довольно замкнутым, но с появлениям Шамара Николсона словно расцвел. Что вас так сблизило?

— Шамар — смешной чувак и мой брат. Он еще молод, и я хочу, чтобы его карьера сложилась максимально успешно. Стараюсь подбадривать его, помогать советами. А он, в свою очередь, делится позитивом, который всегда ощущаешь рядом с ним. Мне нравится общаться и быть с людьми, у которых такой крутой вайб. Ходили с Шамаром в рестораны, я благодаря ему получше узнал Москву. А то пока были ковидные ограничения, вообще не выходил из отеля.

— Недавно ты принял участие в автограф-сессии для болельщиков на «Открытие Банк Арене».

— Было прикольно. Болельщики — это те, кто помогает нам добиваться побед. И благодарить их вот такими встречами всегда приятно. По лицам тех, кто подходил ко мне за автографами и фото, было видно, что люди искренне рады встрече со мной. Могу сказать, что это было взаимно. Я отлично провел время!

— Как дела у твоего сына, который поступил в академию «Кристал Пэлас»?

— Я не хочу загадывать, как сложится его путь в футболе. Не хочу на него давить. Пока он получает удовольствие от игры — вот что самое главное. Ну и постоянно напоминаю ему, что, помимо футбола, есть обычная школа. Ей нужно уделять как минимум столько же внимания. 

— У тебя трое детей. Ты рассказывал, что планируешь перевезти семью в Россию и даже нашел для ребят школу. В итоге не получилось?

— Я попробовал, но это оказалось очень сложно. Семья прожила в Москве несколько месяцев, но потом мы приняли решение, что ей будет проще вернуться в Лондон. Но мы стараемся почаще видеться. До конца сезона они обязательно навестят меня.

— А в Нигерии часто бываешь?

— Был в декабре, когда нам дали отпуск. Провел там пару недель. Каждый раз получаю удовольствие, оказавшись на родине. Для меня это своего рода перезагрузка.

— Ты оказался в Англии еще ребенком. Кем ощущаешь себя в большей степени — англичанином или нигерийцем?

— И тем и другим. Но родился я в Нигерии, и этого у меня уже не отнять. Поэтому даже после выступления за сборную Англии разных возрастов в итоге стал играть за родную страну. И точно не пожалел об этом решении. Участие со сборной в крупных турнирах, победа в Кубке африканских наций — это одни из лучших воспоминаний.

— Ты известен своей благотворительностью. Например, помог «Уигану», где начинал карьеру, когда у клуба были серьезные проблемы с деньгами. Поддержал финансово нигерийскую девушку, которая работала в отеле Грозного. Тебе нравится помогать людям?

— Конечно. И я хочу посвятить себя в том числе этому, когда завершу карьеру игрока. Скажем так, буду возвращать долги тем, кто в свое время помогал мне. Это касается и Нигерии, и Англии. На родине есть люди, которые живут в нищете, не у всех есть крыша над головой. Я хочу поддержать их.

— Если не считать травмы, о которой мы говорили, твоя карьера в «Спартаке» складывается успешно: сначала второе место в лиге с твоим «серебряным» голом, затем яркая группа Лиги Европы и победа в Кубке России. Какие цели ставишь на концовку этого сезона, чтобы удержать планку?

— Радует, что я успел восстановиться и сейчас полон сил помочь команде в концовке сезона. Но один я ничего не стою без команды. Поэтому мы должны все вместе провести оставшиеся матчи так, чтобы гордиться собой. Иногда даже невозможное возможно.

spartak.com