Что делает Хосепа Гвардиолу выдающимся тренером
Джонатан Уилсон утверждает, что Хосеп Гвардиола – тренер выдающийся и обладающий довольно редким качеством: заботой о будущем. В чем это проявляется – читайте в нашем материале.
Бытует мнение, что Пеп Гвардиола никакой не великий тренер, что блестящая команда досталась ему в наследство от предыдущего наставника, что его заслуга в ее успехах примерно столь же велика, как заслуга служителя Лувра, ответственного за освещение залов, в успехе Моны Лизы. Да, сейчас в команде собраны великолепные игроки, но остается только гадать, чего они смогли бы добиться за пределами «Камп Ноу». Даже величайший из них, Лионель Месси, выглядит совершенно другим футболистом, когда выступает за сборную Аргентины.
Триумф «Барселоны» – триумф не столько игроков, сколько футбольной философии, явленной миру 40 лет назад и выкристализованной практически до идеала в наши дни. И Гвардиола отнюдь не следует ей слепо. Не пишет он на листочке раз за разом одни и те же имена, ожидая, что они будут выходить и делать одно и то же в каждом матче. Постоянно что-то меняя и поправляя, он походит на садовника, который так же усердно ежедневно борется с неумолимой энтропией.
Гвардиола постоянно печется о будущем – нет, дело не в заявлениях о возможной работе в других клубах и даже не в воспитании талантливой молодежи из кантеры, хотя это он тоже делает, – он понимает, что сегодняшний успех завтра будет забыт, а те методы, которые дают результат сейчас, через год или два могут стать бесплодными. О том же говорили Белла Гутман (известен его принцип «трех лет», согласно которому тренер не должен работать с командой дольше 3 лет, потому что иначе игроки уже не будут мотивированы, а соперники привыкнут к тактике команды) и Карл Маркс («Все кажущееся незыблемым растает в воздухе, все святое будет осквернено»), однако Гвардиолы, действуя на перспективу, показывает себя сторонником идеи преемственности поколений. Частая смена клубов в стиле того же Гутмана или даже Жозе Моуриньо не для него: он строит на века. Парадокс, но, отказываясь заключать контракт больше, чем на год, он только укрепляет свое творение. Он не хочет быть скучающим пожизненным лидером, а потому всегда оставляет себе пути отступления на случай, если появится более свежий и энергичный кандидат на его место.
Для «Барселоны» это означает, что пока Пеп тренер, он не позволит ей самоуспокоиться или стать предсказуемой, что он всегда будет искать «план Б». Ибрагимович должен был добавить команде мощи и дать возможность перейти на подачи верхом, в случае если привычная «тики-така» не сработает. Когда стало ясно, что этот вариант не оправдал, Гвардиола начал экспериментировать с расстановкой 3-4-3.
Самое интересное, что после этих изменений «Барселона» играет не в три защитника и не в четыре, а использует смешанный подход – назовем это «в 3,5 защитника». Например, в «классико» Серхио Бускетс то и дело опускался в защитную линию и играл роль очень низко расположенного плеймейкера. В ответном матче против «Милана» уже Дани Алвесу был отдан на откуп весь правый фланг, и больше времени он провел в атаке, а не в обороне. Играя в четыре защитника, каталонцы всегда держат в уме построение в три защитника, и наоборот. И оба варианты хороши и многогранны, а потому их почти не представляется возможным просчитать.
Странно, что при такой «узкой» игре «Милана» Алвес не играл так высоко в первой встрече. Возможно, причина в том, что и сама «Барса» играла узковато. Этот риск (пусть и не столь великий) есть всегда, когда Месси начинает игру номинально справа, как это бывает в сборной. На последнем кубке Америки Уругвай, после удаления Диего Переса, вообще оставил свободной зону справа, зная, что Месси все равно не играет строго там, а все время смещается в центр.
Пока Гвардиола тренер, он не позволит «Барселоне» самоуспокоиться или стать предсказуемой, он всегда будет искать «план Б»
Неожиданностью стало появление в основном составе Исаака Куэнки, вызванного из дубля, кажется, только с одной целью – придать атаке ширину. Педро и Тельо больше крайние нападающие, стремящиеся прорываться в штрафную, а он типичный бровочник, и ценен он для Гвардиолы именно в плане тактики. В матче с «Миланом» на одном уровне с ним играл и Алвес, часто превращаясь в такого же вингера справа, и схема «Барселоны» в эти моменты выглядела как 3-3-4, где еще двух нападающих играли Месси и Фабрегас. Крайние защитники Милана были вынуждены стеречь Куэнку и Алвеса, и пара нападения «Барселоны» оставалась всего с двумя центральными защитниками, что значительно повышало шансы найти свободные зоны и прорваться к воротам.
Преимущество «Барселоны» при такой высокой позиции Алвеса было еще и в том, что она смогла всей командой расположиться выше. Бускетс, который нередко становится третьим центральным защитником, в этот раз играл на позиции классического опорника, располагаясь намного дальше от своих ворот. Действовать так высоко позволила ему позиция Робиньо, постоянно отходившего назад. Многие годы в «Милане» были свободные художники но, возможно, именно они были причиной вылета команды из Лиги чемпионов в последних нескольких розыгрышах, особенно в 2008 году от «Манчестер Юнайтед».
Такое расположение опорника чревато, так как свободный форвард может остаться один при быстром переходе в контратаку, что и случилось в эпизоде с ответным мячом, когда Робиньо убежал в свободную зону от собственных ворот и разогнал атаку (положа руку на сердце, скажем, что больше был виноват Хавьер Маскерано, замешкавшийся и создавший для нападения «Милана» свободную зону глубиной в добрых пару метров). В качестве критики можно заметить, что, при преимуществе в один мяч, «Барселоне» не было необходимости играть в столь атакующем стиле, однако она играет так почти всегда, и именно этот стиль и сделал ее великой.
Бускетс, который нередко становится третьим центральным защитником, в матче с «Миланом» играл на позиции классического опорника
И хотя «Барселона» была явно сильнее итальянцев и заслуженно прошла дальше – споры про второй пенальти просто смехотворны – она не показала ничего выдающегося, приложила необходимое количество усилий, не больше. Могли испанцы выиграть и крупнее: Месси дважды не забил из выгодных положений в начале, а затем Кристиан Абьятти красиво отразил плотный удар Хави. Общая разница мячей в четырех противостояниях этого сезона составила 8-5, что очень даже неплохо для «Милана», но по созданным моментам «Барселона» значительно превзошла соперника (67 ударов в створ против 20). О том, что каталонский клуб играл сейчас против «Милана» далеко не на максимуме, говорит хотя бы процент владения мячом – 61%, тогда как обычно этот показатель плавает в районе 65-70%.
И это заслуга «Милана». Четверка полузащитников играла компактно и слаженно, а когда они владели мячом, доставляли некоторые проблемы каталонцам, поскольку Кларенс Зеедорф и Антонио Ночерино то и дело атаковали флангами, где было относительно свободно. Фабрегас часто опускался ниже, в центре поля получалось противостояние четыре-на-четыре, но великолепное техническое оснащение каталонцев нивелировалось слишком большой скученностью игроков в центре, а использование «ложной девятки» не позволяло проходить оборону соперника длинными передачами. В подобном стиле со сплющенным «ромбом» сыграл «Эркулес», который последним обыграл «Барселону» на ее поле 53 игры тому назад, в сентябре позапрошлого года.
Нельзя забывать об усталости игроков, физической и психологической, которая может стать проблемой для испанцев на предстоящем чемпионате Европы, однако необходимо учитывать контекст. «Барселона» расправилась с вполне прилично игравшим «Миланом» 3-1, отделавшись легким испугом. И это показатель того, насколько они сейчас хороши, как высоки ожидания их болельщиков и все же остался какой-то осадочек, чувство недосказанности.
Гвардиолу должно насторожить отсутствие привычной легкости в игре команды и меньший, чем обычно, процент владения мячом. Что это – случайная минутная расслабленность или показатель начинающегося распада структуры? Осознавать энтропию и бороться с ней – это одно; выиграть матч – несколько иное.
Jonathan Wilson, guardian.co.uk
А кто бы ещё рискнул при 1-0 на Бернабео перейти на игру с 3 защитниками, и переломить ход игры!
интер там где и должен быть
Каталонец, тактик, в некоторой мере скромняга и просто джентльмен, так я могу охарактеризовать главного творца новой эпохи «Барселоны».
Тренер безусловно талантливый, уже именитый, имеющие свои собственные взгляды на футбол (подкрепленные 40-летней философией, разумеется!) и не только... В общем молочина!)))