12 мин.

Джерри Кардинале рассказал о «Милане»

Предыстория. Продажа «Милана».

Весной 2022 года итальянские медиа сообщили о возможной продаже «Милана» фондом Elliott за 1 млрд. евро, назвав основным покупателем бахрейнский Investcorp.

В мае, подняв цену до 1,2 млрд. евро, Elliott предпочёл американского покупателя Джерри Кардинале, управляющего фондом RedBird.

В июне стороны подписали предварительное соглашение, согласно которого Elliott предоставил RedBird заем на покупку части пакета акций «Милана». Американский владелец Фиорентины Рокко Коммиссо прокомментировал: «Джерри – хороший парень, но заключает сделку на чужие деньги».

В сентябре Elliott и Redbird закрыли расчёты, а Кардинале назвал себя стопроцентным владельцем клуба.

В ноябре два экс-сотрудника фонда Elliott (Джорджио Фурлани и Стефано Чикорио) заменили в руководстве Милана Ивана Гадзидиса. Elliott поставил Гадзидиса на позицию административного директора в 2018 году, когда фонд перехватил управление у Йонг Хонг Ли, не сумевшего исполнить обязательства по возврату кредита, привлечённого для покупки клуба в 2016 году. Гадзидис выбыл из игры по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья, уведомив о своём решении в начале 2022 года.

В январе прокуратура Милана и финансовая гвардия открыли расследование в отношении сделки по продаже Милана.   

Более подробно об истории вопроса можно прочитать в моём телеграм-канале Buonditalia (посты от 16 апреля, 2 мая, 1 и 25 июня, 11 ноября 2022 года).  

Справка.

Фонд RedBird основан в 2014 году, управляет активами в размере 6 млрд. долларов. Основные интересы – спорт, телекоммуникации, потребительский рынок. Ключевые спортивные активы – «Милан» (?%), «Тулуза» (85%), «Ливерпуль» (примерно 10%), небольшие доли в Boston Red Socks (бейсбол), Питтсбург Пингвинз (хоккей).

Ключевые околоспортивные проекты – Yankees Entertainment & Sports, Legends Hospitality (сеть по продаже билетов, организованная совместно с клубами New York Yankees и Dallas Cowboys), Dream Sport (индийская платформа, специализирующаяся на крикете)

Глава фонда – Джерри Кардинале. 53 года. Американец с итальянскими корнями. Учился в Гарварде. До RedBird работал 20 лет в Goldman Sachs, в подразделении Private Equity. Личное состояние оценивается в 1 млрд. долларов.

Приобретая Милан, заявлял, что «цель – создать вокруг футбольного клуба мультимедийный проект, в который также будут интегрированы связанные бизнесы».

Фонд Elliott основан в 1977 году, управляет активами в размере около 50 млрд. долларов. Практикует различные стратегии: приобретение акций на открытом рынке, частные инвестиции и кредиты, недвижимость, стресс-активы.  

Принадлежит семье Зингеров, глава – 78-летний Пол Зингер, личное состояние оценивается в 4,3 млрд. долларов.

В «Милане» Elliott оказался, предоставив Йонг Хонг Ли частный кредит на покупку клуба, который китайский бизнесмен не смог вернуть.

Гордон и Пол Зингер

Кардинале побеседовал с журналистом Financial Times на футбольном саммите издания. Интервью длинное и, в основном, про деньги: 14 (!) раз использован модный термин «экосистема», по 5 раз Милан назван активом, а кассовая выручка определена как главный критерий успешности проекта. Монетизация, валоризация «интеллектуальной собственности», марки, бренды, синергии и т.п.

Про футбол (вместе со стадионом) в интервью не более 20 процентов, поэтому, если вам безразлична «монетизация», простите за беспокойство и не тратьте время. Если, прочитав, не всё поймёте, все претензии к Джерри Кардинале. Мои сомнения по вопросам, вынесенным в подзаголовок, – в конце текста.

Фрагменты интервью.

Об инвестициях в европейский футбол и «Милан».

«Пять лет мы изучали возможность инвестиций в европейский футбол, но мне казалось, что это – рынок, который поглощает капиталы, а конкурировать придётся с суверенными фондами, что не является перспективной идеей.

Однако Билли Бин (бывший профессиональный бейсболист, в настоящее время вице-президент и миноритарный акционер бейсбольного клуба Oakland Athletics; прототип одного из героев бестселлера и культового фильма «Манибол: искусство победы в нечестной игре», где предлагается статистический метод создания команды-победителя при минимальных затратах – АЛ)  переубедил меня: «Европейский футбол – это «манибол», возможности невероятны».

Но мы – не тот тип инвесторов, которые приходят, чтобы купить любой ценой. Мы не выписываем чеки, мы делаем бизнес-планы. 20 лет назад располагать капиталом было преимуществом, сейчас деньги есть у всех.

Наша команда, представленная и в других видах спорта, занимается монетизацией интеллектуальной собственности. Мы создаем доходы и увеличиваем кассовую выручку. Мы – не пассионарии, мы просто обеспечиваем наполнение кассы. Мы – ответственные владельцы, которые озабочены тем, как развивается экосистема. Наш бизнес не может быть «закапыванием» денег и безостановочной оплатой чеков». 

«Милан» – один из наиболее важных брендов европейского футбола, актив, который колоссально недооценен. «Милан» – второй по числу выигранных кубков (лиг) чемпионов после мадридского «Реала». Мы обсуждаем актив, который управлялся ужасно… И это несмотря на отличную работу фонда Elliott в последние годы, создавшего предпосылки для выхода клуба на новый уровень.

Мы должны рассматривать Милан как экосистему, которой нужен бизнес-план с учётом трёх компонентов: Серия А, тифози и городские власти. У нас есть возможность привлечь капиталы для трансформации, перестройки и повышения профессионального уровня управления, а также предложить городские улучшения.

Согласны, что футбол в Европе – партнёрство между обществом и частным капиталом. В Америке не так: хозяева определяют судьбу клубов.  В Европе болельщики – это обязательства (пассивы), которые надо обслуживать. У нас феноменальные тифози в Италии и Милане. Первый матч с «Тоттенхэмом» стал рекордным по выручке в итальянской истории. В этом сезоне у нас наивысшая посещаемость, клуб – пятый по этому показателю в Европе. Свою задачу мы видим в том, чтобы добавить стоимости трём составляющим: клубу, лиге, городу». 

Амбиции и спортивные победы.

«Как и все остальные, я хочу побеждать. Почему не на стадионе каждое воскресенье? Я несколько раз в день на связи с менеджментом, но на спортивные результаты моё присутствие на матчах никак не повлияет. Моя задача – найти ресурсы, чтобы быть конкурентоспособными. Все хотят побеждать, но нет никого более конкурентного, чем я.

Как можно удовлетворить болельщиков? Необходимо выкладываться и побеждать. Выигрывать каждый год невозможно, нужно стремиться к стабильным результатам и качеству.

Да, я хотел бы постоянно выигрывать Скудетто и Лигу Чемпионов. Но, по мне, футбольные клубы – скверные активы, поскольку стремятся купить запрограммированные победы в то время, как прелесть спорта в том, что результаты вне зоны контроля. Я сосредоточусь на эффективности работы клубной команды».

Об отношениях с Elliott: фонд предоставил заем для покупки «Милана», а экс-сотрудники заняли в клубе руководящие позиции (CEO и CFO).

«Я не знал семью Зингеров до сделки, но был впечатлён, как они улучшили актив за 4 года. Эти ребята не имели опыта управления спортивными проектами, но знают, как увеличивать выручку.

Вообще, это – анекдот, когда клубы улучшают свои отчётные показатели за счёт завышения трансферных стоимостей. Это – решение для ленивых. Успеха можно добиться только увеличением реальных денежных потоков. Elliott рассуждает также, являясь одним из наиболее продвинутых инвесторов в мире, за что пришлось заплатить высокую цену при покупке. Но я сделал это, изучив более 200 клубов в Европе за пять лет, инвестировав во Франции и Англии, имея понятный бизнес-план, связанный с «Миланом». Я хотел продолжить движение в том же направлении и предложил Elliott остаться вовлечёнными в проект. Владея 100%-ной долей в «Милане», мы рассматриваем средства Elliott как важную составляющую нашей капитальной структуры.

Экс-сотрудники «Elliott» сами проявили инициативу присоединиться к проекту, желая вернуться на Родину из Лондона».

О футболистах и трансферах.

«Футбольный бизнес – это работа с базами данных, которые доступны всем, но интерпретируются по-разному. Мы анализируем, как футболисты ведут себя на поле и вне его, их потенциал для улучшения клубных результатов.

Невозможно купить спортивные победы. Мы не можем наращивать капитал без ограничений, что позволит бесконечно переплачивать на трансферном рынке. Наша цель – сокращая масштабы затрат, добиться стабильности результатов, что позволит, с одной стороны, поднять стоимость состава, а с другой – удовлетворить ожидания болельщиков».

О синергии спортивных проектов.

«Существуют макро- и микро-синергии. Наша компетенция – монетизация интеллектуальной собственности. Мы создаем доходы и увеличиваем кассовую выручку. В портфеле наших проектов всё взаимосвязано. Средства «New York Yankees» привлечены для вложения в «Милан», потому что наша концепция – инвестировать в глобальные марки. «Милан» – клуб мирового значения: номер один в Индонезии, один из лидеров в Китае. Спящий гигант.

Мы приобрели XFL (вторая по значимости лига американского футбола), вытащив её из банкротства после ковидных ограничений. Мы сделали это в сотрудничестве с Disney и ESPN, которые взялись за трансляции. XFL должна стать частью экосистемы NFL, с которой мы взаимодействуем в вопросах развития.

О привлечении в «Лигу Серия А» сторонних денег. 

«Я не поддерживаю эту идею. Зачем привлекать деньги, если нет бизнес-плана их использования? Чтобы раздать клубам, заложив будущее? Вместо того, чтобы получить 100 долларов завтра, взять и раздать 50 долларов сегодня? Лига может оставаться самодостаточной, владельцы клубов должны её полностью контролировать.

В Англии пришли к корпоративности футбола, на континенте институциональными инвесторами, владеющими клубами, являются только RedBird и хозяева «ПСЖ». Мы должны оказать инновационный позитивный эффект и лишь затем рассматривать вопрос привлечения новых денег в капиталы лиг».

О суперлиге.

Проект провалился, его нет смысла обсуждать. Почему так произошло? Из-за разницы в развитии между АПЛ и континентальными лигами. Без институциализации нет смысла и больших возможностей привлекать капиталы. Идея суперлиги была направлена на повышение уровня конкурентоспособности, что явилось бы благом. Но как реализовать? На наш взгляд, сотрудничество Серии А, испанской Ла Лиги и французской Лига 1 могло бы стать решением, однако проект необходимо проработать.

Стадион.

«Конечно, мы понимаем историческое значение «Сан Сиро» для города, но также должны признать: футбол в Италии не предлагает адекватной инфраструктуры для болельщиков. Мы рассматриваем различные решения как внутри города, так и за пределами. Мы можем развить инфраструктуру города, но снова отмечаем разницу подходов: в Америке доминирует урбанизм, в Европе – люди и власти следуют за модой.

«Сан Сиро» начали возводить в начале 20-х годов прошлого века, потом несколько раз перестраивали. Если мы хотим вывести «Милан» на уровень лучших клубов мира, мы должны меняться на 360 градусов, модернизация инфраструктуры – важная часть работы. Мы должны дать болельщикам качество, тогда наши улучшения смогут воспроизводить стоимость.

В Италии есть вещи, которые в остальном мире воспринимаются странно. Например, построить совместную арену для двух миланских клубов. Мы участвовали в проектах возведения «Yankee Stadium» и «Dallas Cowboys Stadium», созданная нами для этих целей компания позже принимала участие в постройке «SoFI Stadium». У нас богатый опыт как в строительстве, так и в генерировании денежных потоков ареной. Если строишь для себя, можешь распоряжаться собственностью. Тем более, в «Интере» не определились с судьбой клуба. Нам же надо сфокусироваться на своих задачах и выбрать лучшее решение».

О «Ливерпуле».

Долей в «Ливерпуле» мы владеем, являясь миноритарными акционерами FSG. Пожалуй, это – единственный случай, когда я инвестировал в спорт, не получив контроль над проектом.

Мой партнёр – Майк Гордон, настоящий лидер и стратег, предполагает отправиться на пенсию. Возможна замена Гордона, либо продажа клуба, этим занимается команда менеджеров FSG».

Территория экс-ипподрома «La Maura» – новая идея для стадиона «Милана». Альтернатива – пригород Sesto San Giovanni.

 

Сомнений стало больше.

Кто владеет «Миланом»? Фонд Elliott не имел опыта управления спортивными проектами, нанял Ивана Гадзидиса, который, отдадим ему должное, отлично справился с задачей. Как только финансы были приведены в порядок, а Гадзидис сообщил об уходе, Elliott начал искать покупателя. Совпадение?

У Elliott был вариант продать «Милан» арабам и зафиксировать небольшую прибыль, но предпочли остаться в проекте. Зачем? Чтобы рисковать, предоставляя заем, и финансировать успех Кардинале? Не думаю.

Поэтому для управления и соинвестирования привлекли Кардинале, поставив двух своих людей на ключевые позиции CEO и CFO. Кардинале – идеолог проекта, но сказки про 100 процентов и двух ребят, которых потянуло на Родину, поэтому он их нанял, пусть оставит для официалов, расследующих покупку.

Тогда в чём идея? Увеличить выручку, сбалансировать доходы и расходы. В идеале, построить стадион, что существенно добавит стоимости. Об этом, собственно, интервью. А дальше продать следующему покупателю бренд мирового уровня со стадионом. Предполагая, что к тому времени шальные деньги будут приходить не только в АПЛ.

Но есть нюансы. Кардинале, похоже, не совсем понимает, куда приехал. В Италии десятилетиями владелец клуба – меценат, который делает счастливыми (или не очень) тифозерию и местных политиков. Если владелец – иностранец, то ожидания умножаются на два. Иначе, зачем приехал. Или Джерри думает, что достаточно повторить несколько раз, что он – не тот, кто будет бесконечно оплачивать чеки, и местные власти дружно выстроятся в колонну реализовывать его проекты? А тифози раскупать билеты, официальную атрибутику и медиа-подписки? Наивному Джерри неплохо бы изучить историю (десять потерянных лет) Джеймса Паллотты в «Роме».    

То, что Кардинале решил презентоваться в Лондоне, фактически проигнорировав итальянские медиа, говорит о непонимании им местной специфики. Результат – первых полос после интервью в Италии ему не дали, ближайшие неудачи не простят. К сожалению, не только Джерри, но и команде с Пиоли и Мальдини.

Кардинале рад посещаемости и сборам от игры с Тоттенхэмом? Но люди готовы платить 95 евро за билет (стоимость билета на третий ярус центральной трибуны, если ты – не владелец сезонного абонемента), пока превалирует энтузиазм. Но страсть нужно поддерживать результатами, которые не придут без серьёзных игроков.  

Спортивные амбиции и трансферы. Сказал прямым текстом: переплачивать футболистам и контрагентам за трансферы не собираюсь: сокращаем масштабы затрат, обеспечиваем стабильность результатов. Понятно, почему Паоло Мальдини сомневался при переподписании контракта в июне, а Фредерик Массара, по слухам, посматривает в направлении «Ювентуса», которому летом понадобится спортивный директор.  

В каких-то пассажах, очевидно, Кардинале прав, но сомнений стало больше: владельцы – группа спекулятивных инвесторов, потолок спортивных перспектив, который нарисовали «реалистичные владельцы», – стабильное участие в Лиге Чемпионов.

Такая, вот, намечается «валоризация».

Больше информации об итальянском футболе в моём телеграм-канале Buonditalia.