Маэстро Фелипе. Кто будет помогать новому главному тренеру Селесао?
Интересное время-Бразилия на стыке тысячелетий. В кого не плюнь-легенда, в кого не доплюнул-по европейским меркам звезда. Помните "Васко" конца 90-ых? Ромарио и Эдмундо, Жуниньо Паулиста и Жуниньо Пернамбукано, Карлос Жермано и Жоржиньо, Педриньо и Одван, нынешний тренер молодежки и временщик в Селесао Рамон. Весь этот хор "послушных зайчиков" держит в узде "Ширеа пампасов" Мауро Галвао. Но даже в этой компании выделяется игрок, получивший от партнеров прозвище Маэстро. Жаль что европейская топ-карьера не сложилась, в расцвете президент "Васко" не отпустил на Олимпиаду в Сидней,а потом и вовсе отдал в аренду в Турцию. Но Фелипе в общем провел неплохую карьеру и сегодня пробует себя на тренерском поприще. Сегодня от тренирует "Бангу" и вдохновляется Динизом, а 3 марта его позвал в помощники бывший партнер по "крузмальтинос".
Фелипе будет помогать Рамону в подготовке основной сборной к матчу с Марокко. А теперь давайте дадим ему слово и узнаем или освежим в памяти его путь и отношение к футболу...
Вчера я зашел в социальные сети перед сном и услышал аудио от фаната "Васко", которое меня тронуло. Он был настолько эмоциональным что я просто хотел сказать огромное спасибо в ответ. Фанат говорил о том, как моя игра была важна для него, как я сделал его счастливым. Я тоже расчувствовался и подумал: вау, посмотрите, какие простые и глубокие вещи дает нам футбол.
Мне потребовалось некоторое время, чтобы заснуть, но когда я заснул, мне приснился прекрасный сон. "Сан-Жануарио" переполнен. Наша арена битком забита крузмальтиносами, люди свисали с трибун и чуть не падали на поле.
Только стояла нелепая тишина. Полная тишина. На нашей скамейке запасных были Роберто Динамит, Барбоза, Ромарио, Эдмундо, Беллини, Жуниньо Пернамбукано, Мауро Галвао, Вава, Адемир и Данило Алвим. На скамейке запасных гостей сидели Паулиньо да Виола, Фернанда Абреу, Камила Питанга, Роберто Карлос, Тереза Кристина, Пауло Коэльо, Чико Анисио, Пеле и Мартиньо да Вила.
Видишь, какое сумасшествие? И все в белых футболках "Васко".
Там, в центре поля, я был один. Я видел себя издалека, как будто я был на трибунах с торсидой. Я держал микрофон, поставил левую ногу на мяч, я был одет в черную футболку, в которой мы играли в финале чемпионата мира против "Реала" в 1998 году. Издалека я отчетливо видел цифру 6 на спине.
Я никогда не любил эти нумерологические вещи, но там, во сне, некоторые вещи соединялись и помогали мне думать о прекрасной истории, которая была у меня в "Васко". Все крутилось вокруг числа 6. Не знаю почему... Сон есть сон.
Например, я пришел в "Васко", когда мне было шесть лет. Начинал в футзале. В детстве считай жил на улице и играл в футбол в Игиенополисе, на севере Рио, где родился и вырос. Для меня не может быть ничего важнее, чем играть в футбол.
Мой отец подумал, что у меня есть способности, и отвел в "Васко". Примерно в то же время мои родители разошлись. Все было хорошо, они остались друзьями, но каждый ушел жить сам по себе, а я был всего лишь шестилетним ребенком. И так как разлука для детей вещь сложная, а память у меня хорошая, смотрите, что любопытно. У меня никогда не было чувства потери. Наоборот, в тот момент моей жизни я чувствовал, что что-то приобретаю. Обретая новый смысл в новых домах — один из них "Васко", который принял меня и даже подарил мне нового брата Педриньо, моего лучшего друга на всю жизнь.
Мы оба начинали вместе и всегда оставались вместе. Разница в том, что я уставал помогать ему забивать голы. Но я оплачу ужин тому, кто найдет видео, где Педриньо отдает голевую мне. Не существует.
Еще шесть лет спустя, в 12 лет, мы перешли в большой футбол. У нас даже не было позиций. Тогда Педро сказал:
"Я пойду в центр поля налево. Знаешь почему? Потому что мы не можем конкурировать за позицию, мы должны играть вместе."
И тренер поставил меня левым защитником, где и в итоге я остался. Я не выходил из зала. Утром я тренировался на поле, днем шел в школу, а вечером возвращался в мини-футбол. Помню, чтобы попасть в "Васко", мы проходили через главные ворота, а затем шли через поле. Иногда там тренировались профессионалы. Маурисиньо, Мазиньо, Джовани… Я останавливался у ворот, смотрел и думал: я хочу быть там с этими парнями.
Другими словами, я провел больше времени своей жизни в "Васко", моем третьем доме, чем в доме отца или матери. "Васко" действительно сформировал меня как человека. И как игрока, конечно. Эти две вещи сошлись.
Я пришел из уличного футбола, где нужно было гонять мяч по тротуару, обвести дерево, собаку, импровизировать. В футзале "Васко" я прибавил. Тренеры помогли мне с дриблингом, передачами, принятием решений, научили думать быстрее, чем другие, поделились представлениями о пространстве, отборе. Потом мне удалось все это вынести на поле.
У некоторых игроков эта адаптация не работает. Например, Вандер Кариока, звезда бразильской сборной по мини-футболу. Мы тоже играли вместе. Он был монстром, он стал всемирно известен, он сделал себе имя в зале… Но если бы вы увидели Вандера, играющего на поле, вы бы сказали, что это кто-то другой. Но это не так. Большой футбол — это другое. Одно дело футзал, другое футбол на траве. Но они дополняют друг друга.
Сейчас дети начинают прямо на поле, до 7, до 8 лет-думаю это ошибка. На поле ребенок с лучшими физическими задатками в итоге играет лучше, потому что тупо берет мяч и бежит, бежит, бежит. Кроме того, поле очень большое. Ребенок, который все еще немного отстает, коснется мяча не более трех раз за игру и расстроится. В футзале же участвуют все. Четверо на четверых, все касаются мяча, совершенствуют технику и развиваются. Поэтому мой совет всем детям начинать с мини-футбола. И раз уж я влез в эту тему, то дам совет и родителям: дайте детям повеселиться, ради бога! Они просто дети! Давайте им наиграться, а не набегаться!
Поведение некоторых родителей сегодня неприемлемо. Они берут на себя слишком много. Они ругаются, жалуются, кричат на семи-восьмилетних мальчиков. Многие люди ожидают, что этот ребенок изменит жизнь их семьи, это нормально, я понимаю эту реальность, но давление может все разрушить. Мой отец водил меня тренироваться и играть, и он не переставал отмечать мои удачные действия: "Фелипе делает то, Фелипе делает это". Он всегда был очень спокоен. Если я был прав или неправ, он говорил:
"Все в порядке, сынок. Важно то, что вам весело. Вы счастливы? Так что продолжайте. Если нет, остановитесь."
Это спокойствие моего отца помогло мне развиваться как игроку. И прозорливость "Васко" тоже, их понимание, что массовый детский футбол направлен на развитие талантов, а не на завоевание титулов. Эта свобода импровизации была такой, что мы называли "Васко" "школой дриблинга".
У меня двое детей 18 и 14 лет. Они начали с семи, они умны, они хотят быть профессиональными игроками. Я никогда не оказывал на них давления. Я подражал своему старику… Я всегда позволял им играть, вот и все. Я даже думал поставить скрытую камеру, чтобы снимать поведение родителей, а потом снять документальный фильм-КАК НАДО ДЕЛАТЬ.
Зачем предвосхищать подводную часть карьеры? Позже, в возрасте 20 лет, давление будет огромным, и от этого никуда не деться. Много неопределенностей: добьется ли мальчик успеха или нет, останется ли он в большой команде или перейдет в маленькую, получит ли он контракт и улучшит ли жизнь семьи, бросит футбол и закончить свою карьеру или выберет учебу... Я благодарен, что не прошел через это. Они позволяли мне играть в мяч, что я любил делать. Так просто.
Когда я стал профессионалом, я поехал играть на "Маракану" на матч Васко-Ботафого с крыльями за спиной Я был счастлив, что смогу весело провести время, защищая свою любимую команду. Вот что имело значение.
История моего прихода в профессиональную команду "Васко" на этот матч забавна. Я был заменой даже в молодежке и получил шанс в старте, потому что наш титулар получил третью желтую карточку. Сын Антонио Лопеса, в то время тренера "адмиралов", пошел посмотреть наш матч. Я играл очень хорошо. Получается, что на той же неделе и Лопес остался без левого защитника в основной команде. Поскольку основной левый защитник был дисквалифицирован, а запасной травмирован, они позвали крайних защитников из молодежки, Билла и меня.
"Эй, вы двое, идите сюда, нам нужен левый защитник в основную команду".
Мы пошли. На тренировке Лопес отдал мне стартовый жилет, а Биллу - запасной. Мне это показалось странным, но я тихо сказал себе: это возможность всей жизни. Я надрал задницу оппонентам на тренировках в четверг и пятницу и дебютировал в воскресенье. Маракана, Васко 2 x 1 Ботафого, 3 ноября тысяча девятьсот девяносто шестого года! Только много позже я узнал, почему Лопес дал мне стартовый жилет на тренировке, хотя я был запасным у юниоров. Просто его сын, видевший, как я играю, за обедом сказал ему:
"Папа, я видел, как играют мальчики, и у них запасной лучше нашего основного."
Результат: через неделю я ушел из молодежного резерва на профессионалы, причем сразу в старт. Моя жизнь изменилась навсегда, но я-то чувствовал, что она осталась прежней. Я по-прежнему был парнем, который считал, что в футболе важно веселье, который отвлекался от ответственности дебюта в дерби, чтобы сосредоточиться на том, что дало мне смысл жить: игре в футбол. К тому же я был чертовски смел. Эта свобода отражалась как в моей манере игры, в моем дриблинге, в мужестве противостоять любому сопернику, так и в моем образе жизни — я делал интересную прическу, которую копировали дети, но сегодня, к счастью, у меня нет столько волос или уже возраст не для этого.
Когда-то Неймар говорил в видео, что он повторял мой дриблинг, и что, когда он был маленьким, то "хотел владеть левой ногой так же, как Фелипе". Слишком круто, чтобы быть кумиром звезды размером с Неймара. Но мало кто знает, что кумир Нея долго сидел на Маракане после игры и возвращался домой на автобусе и метро.
У меня не было машины. Я ждал, пока уйдут все болельщики, и только тогда я выходил, чтобы встретить своих родителей и братьев за пределами стадиона и мы пешком могли вернуться домой. На покупку первой машины у меня ушло полтора года. Я купил развалюху у друга. Все помято, даже водительская дверь замята и открывалась через раз. Тренировка заканчивалась, мы шли на стоянку, к этой большой куче машин, и мне пришлось пробираться к рулю через пассажирскую дверь. Хорошие времена...
Мне нравятся эти воспоминания, потому что они дают мне более реальное представление о моей траектории как игрока "Васко". Сегодня торсида зовет меня Маэстро, но я не забываю, что я долго таскал пианино прежде чем начать играть музыку. Позже я играл за «Фламенго», с "десяткой" Зико на спине, за "Флуминенсе", за "Палмейрас", за "Атлетико Минейро", за "Галатасарай". Профессиональный футбол таков. Меняется рабочее место. Что не меняется, никогда не менялось и не изменится, так это моя история с "Васко". Это было больше, чем работа. И я уверен, именно поэтому мне удалось найти место в сердцах болельщиков клуба, что наполняет меня радостью.
Тем более, когда я вспоминаю легенд, которые уже носили эту футболку. Весь наш выпускной класс и многие, многие другие. Это был взрыв. Мы стали чемпионами Бразилии и с небольшими изменениями в составе стали лучшими на континенте в 98-ом.
Нет ни дня, чтобы я не вспомнил тот сезон. Если я сейчас закрою глаза, то увижу себя на беговых дорожках стадиона в Гуаякиле и снова испытаю тот же адреналин, те же эмоции. Это было слишком круто. Но есть еще один важный для меня титул: Кубок Бразилии 2011. Возможность вернуться домой после стольких лет отсутствия была удовольствием и привилегией.
Все эти годы я мечтал вернуться в "Васко". Я долго не раздумывал, когда меня пригласили. Кубок Бразилии был титулом, которого у клуба еще не было. Кто знает, может быть, я смог помочь завоевать этот титул и таким образом отплатить немного за то, что дал мне Великан Колины (прозвище команды)? Я уже трижды был в шаге от этого, трижды занимал второе место. Два с "Фламенго" и один с "Флуминенсе". И, в некотором смысле, мое самое искреннее чувство к "Васко" навсегда проявилось в том финале против "Коритибы". В интернете есть видео для тех, кто хочет это увидеть.
После многих лет с "десяткой" на спине я снова был с любимой "шестеркой". И теперь я был полузащитником. Меня заменили примерно за 12 минут до конца матча. Мы выиграли первый матч дома со счетом 1: 0, а в ответном было уже 3: 2.
Вот только вместо того, чтобы смотреть игру, я сел на траву, натянул на голову футболку, закрыл глаза руками и молился, чувак. Рядом со мной то же самое делал Диего Соуза. Мне было 33 года (3+3=6) и, несмотря на то, что я пережил в футболе все, я никогда не испытывал такого чувства. Я очень, очень хотел подарить "Васко" Кубок Бразилии. Вот почему в тот день, как только Рикардо Гомес снял меня с игры и я покинул поле, я стал самым фанатичным торседором "Васко" всех времен. Даже больше, чем мой отец.
Там, на траве, я молился, молился, молился. Я просто попросил, чтобы игра закончилась поскорее. Пожалуйста, Боже, заканчивай, пожалуйста! Я не хотел ничего видеть. Я надеялся услышать финальный свисток арбитра и крики команды на скамейке запасных. Тогда бы я открыл глаза.
Послушай, в такой игре лучшее место — это поле. Гораздо проще, потому что мы знаем, что происходит, и можем принимать решения, мы можем что-то делать. Но вне поля, брат мой, это отчаяние. В итоге все получилось, и мы смогли победить. Я смог сделать этот подарок болельщикам "Васко", став самым успешным игроком клуба (373 игры и 33 гола-опять 3+3=6, 11 титулов) и до сих пор безмерно благодарен за это.
Но карьера не идеальна. И я должен принести извинения фанатам "Васко". За гол, который я не забил в финале клубного чемпионата мира в Токио против "Реала". Не то чтобы это бремя. Было бы жестоко думать об этом после такой красивой истории, которую я прожил в "Васко". Но меня это беспокоит, я не могу этого отрицать. Потому что я знаю, что мы слишком хорошо играли в тот день. Я дал все, все, все что мог. И если бы я мог больше, я бы дал больше.
Я уверен, что мы были намного лучше мадридцев. Болельщики говорят, что в 2019 году "Фламенго" играл на равных с "Ливерпулем". Ложь. Я комментировал этот матч по телевидению в Катаре и видел его в прямом эфире: "Ливерпуль" был намного лучше, на порядок. Единственной южноамериканской командой, сыгравшей в финале чемпионата мира лучше, чем европейцы, был "Васко" в 1998 году. "Реал" был великой командой с Роберто Карлосом, Редондо, Йерро, Зеедорфом, но мы играли лучше и заслужили победу. Был сомнительный офсайд у Рамона, отличный удар Жуниньо, они выбили два мяча с линии…
Я помню деталь за деталью. Прострел Роберто Карлоса, удар головой в упор, эффектный сейв Карлоса Жермано. Подают угловой в штрафную, Одван выбивает. Вагнер забирает мяч на правом фланге, а я начинаю забег на другом фланге.
Мяч в центре получает Рамон, разворачивается и пасует мне. Два касания я уже перед штрафной. Пануччи, их правый защитник, и Санчис приближаются ко мне. Первым финтом я оставил Санчиса сидящим на поле, а Пануччи спешит подстраховать.
Я вхожу в штрафную, Пануччи рядом, я снова его обвожу. Это похоже на танец. Он крутит головой туда-сюда, он какой-то потерянный, а когда соображает что делать, я уже ударил. Это гол! Так я думал. Но нет.
Когда жалеем, сердце болит. Затем с холодной головой думаем о возможностях. Что, если бы я отдал пас на Донизете, который просил у меня мяч? Или накрутил Пануччи в третий раз и ударил с правой? Ну, с больной ногой шанс забить был меньше. Что, если бы я ударил верхом? Но "если" не существует. Дело в том, что в игре такого масштаба в доли секунды, когда Земля перестает вращаться и нужно принимать быстрое решение, моя интуиция подсказывала рискнуть. Я рискнул. Вскоре после этого Зеедорф совершил абсурдный пас на Рауля, он забил второй мяч "Реала", и на этом все. Это навсегда.
Теперь я здесь, во сне, в нашей красивой черной футболке, белых шортах, с номером 6 на спине, а "Сан-Жануарио" многолюдный, но тихий. Я стою посреди поля, один, оглядываюсь по сторонам.
На трибунах я вижу своих детей, отца, мать, братьев, дядей, теток, кузенов и Педриньо. Он делает мне жест, как бы говоря: «иди, братан , говори! Все ждут!» Итак, я вынимаю подготовленную речь из носка. Страница, написанная от руки, с обеих сторон, которую я записывал целыми днями, желая объяснить всю красоту счастливой жизни, проведенной в моем любимом клубе.
Наконец я включаю микрофон, гул в динамиках. Я могу только поднять микрофон и с полными слез глазами сказать: «Я люблю тебя, Васко да Гама».
Шесть слов. Другие не подходят.
Eu. Te. Amo. Vasco. Da. Gama.