Смородская рассказала, как отсудила 10 млн у Диарра. Но разборки продолжаются – дошли до суда ЕС
Такое Смородская вряд ли могла представить.
Бывший президент «Локомотива» Ольга Смородская пришла в «Коммент.Шоу» и в привычном стиле рассказала, насколько успешно руководила клубом. Например, вспомнила о разбирательстве с Лассом Диарра: «Я выиграла самый важный CAS в жизни и создала прецедент. У Диарра выиграла 10 миллионов!»
Правда, Смородская не знает, дошли ли эти деньги до «Локо»: «Их должен был получить [сменивший Смородскую на посту президента клуба Илья] Геркус. А дальше темная история».
Sports.ru выяснил, чем закончилась история с выплатами Диарра, а также узнал, почему Ласс до сих пор судится из-за скандального разрыва с «Локо».
«Локо» разорвал контракт с Диарра из-за пропущенных сборов. В клубе говорили о конфликте Ласса с Кучуком, но дело было в Смородской
«Локомотив» урвал Диарра на распродаже «Анжи» летом 2013-го. 12 миллионов евро за француза – до сих пор в топ-3 покупок в клубной истории (15 тогда же отдали за Мубарака Буссуфа), и в первые полгода Диарра полностью оправдывал стоимость и вел «Локо» к реальной борьбе за чемпионство.
Весной 2014-го Диарра жаловался на здоровье – в итоге наскреб только 17 матчей в чемпионате. Токсичность Ласса проявлялась и на поле (три удаления), и за его пределами: несколько раз возвращался из Франции позже, чем должен был.
После сезона-2013/14 Диарра и Буссуфа пропали, пропустив летние сборы. «Никто из клуба не может связаться. Ни у тренерского штаба, ни у ребят не получается. Ни на эсэмэски, ни на электронную почту они не отвечают», – рассказывал Дмитрий Тарасов.
Легионеры вернулись только после старта нового чемпионата, объяснив свое отсутствие болезнью. Буссуфа предоставил документы – его простили. У Диарра не было никаких доказательств.
«Сложилось впечатление, что Диарра думал, что все будет как всегда, он приедет, и ничего ему за прогулы не будет. А его попросили предоставить письменное объяснение и доказательства болезни. Похоже, он не ожидал такого поворота событий, считая, что в худшем случае все кончится денежным штрафом», – говорил тогдашний директор клуба по правовым вопросам Евгений Кречетов.
Поведение Диарра и Буссуфа объяснял капитан «Локо» Гильерме: «Это блестящие футболисты, у которых случился конфликт с тренером. Они не будут играть под руководством Кучука, не согласны с его методами тренировок».
Многие болельщики «Локомотива» негативно восприняли эти слова, а «Р-Спорт» утверждал, что Гильерме дал интервью под диктовку, озвучив текст, который написал один из помощников президента клуба Ольги Смородской. В фанатской среде бразильцу еще несколько лет припоминали тот эпизод – вплоть до возвращения Юрия Семина и серии титулов с «Локо».
Собеседники Sports.ru, знакомые с ситуацией, вспоминают, что на самом деле Диарра положительно отзывался о Кучуке. Есть и другая версия внезапной пропажи Диарра и Буссуфа: после сезона-2013/14 они не приехали на командный ужин, не предупредив Смородскую. В ответ Смородская не выплатила игрокам премиальные за бронзу – Диарра и Буссуфа взбунтовались. Эту версию подтвердили два источника Sports.ru.
Диарра из любимчика болельщиков превратился в г**дона (так его обзывали в кричалке в поддержку Кучука), а руководство «Локо» расторгло с Лассом контракт за невыполнение обязательств.
В контракте Диарра была неустойка в 20 млн евро, но CAS присудил «Локо» 10,5 млн. При Геркусе вообще договорились на 4-5 млн
Несмотря на то, что контракт расторгли по инициативе «Локомотива», клуб требовал деньги. В соглашении была прописана неустойка в 20 млн евро в случае расторжения из-за нарушения дисциплины игроком. В судебных документах, которые есть в распоряжении Sports.ru, «Локо» ссылался именно на этот пункт. В «Коммент.Шоу» Смородская, по сути, подтвердила наличие такого положения: «Мы настаивали на максимальном наказании по контракту».
В свою очередь, Диарра при разрыве договора из-за нарушений дисциплины полагались три месячные зарплаты (около 1,5 млн евро).
Диарра не собирался платить – «Локо» обратился в Палату ФИФА по разрешению споров. Там посчитали, что 20 млн евро компенсации неадекватны в сравнении правами игрока в случае разрыва контракта клубом в одностороннем порядке. Диарра обязали выплатить 10,5 млн евро, которые больше соответствовали затратам москвичей на его покупку.
Диарра оспорил это решение, но Спортивный арбитражный суд (CAS) в мае 2016-го подтвердил вердикт ФИФА. В марте 2017-го Диарра заявил, что наконец-то договорился с клубом: «Завтра или послезавтра они объявят об этом на официальном сайте. Я признаю свои ошибки. Эта история закрыта. Кстати, я не просил денег у «Марселя» (там Ласс играл весной 2017-го – Sports.ru). Я уладил все сам, как взрослый человек».
Диарра даже выложил твит со скриншотом письма от «Локо», в котором подтверждалось, что у клуба больше нет к нему претензий. Но ни через день, ни через год – никогда – «Локомотив» так и не объявлял об урегулировании конфликта. А Ласс вскоре удалил твит.
Собеседники Sports.ru рассказывают, что клуб и Диарра согласовали компенсацию, которая была заметно меньше полагающейся по решению ФИФА и CAS. Два источника утверждают, что Диарра выплатил «Локо» 4-5 млн евро.
Официальный комментарий «Локомотива» по этой ситуации получить не удалось.
Суд ЕС решит, соответствует ли регламент ФИФА о трансферах нормам Евросоюза
Спустя десять лет после отъезда из Москвы Диарра все еще судится – теперь с ФИФА. На что сейчас жалуется француз? «Локо» расторг контракт с ним в августе 2014-го, но Ласс не находил новый клуб до апреля 2015-го – вплоть до решения ФИФА. Хотя претендентов хватало: «Интер», «Куинз Парк Рейнджерс», «Вест Хэм», «Селтик», «Шарлеруа».
«Эта сделка сорвалась из-за административных ограничений. ФИФА ввела определенные ограничения», – рассказывал тренер «Вест Хэма» Сэм Эллардайс. Goal.com писал, что «Селтик» ждал от «Локомотива» документы на Диарра, несмотря на то, что Ласс формально находился в статусе свободного агента. Москвичи их не передали.
Диарра пропустил пропустил сезон-2014/15 из-за правил ФИФА, по которым бывшая ассоциация (в нашем случае – РФС) не выдает международный трансферный сертификат, если между предыдущим клубом и футболистом продолжается контрактный спор. В такой ситуации ФИФА может наложить на игрока ограничения до урегулирования спора.
Все претенденты на Диарра также опасались, что на них повесят выплату неустойки – до решения ФИФА речь могла идти и о 20 млн евро. Это прописано в статье 17.2 регламента (стр. 11): «Если игрок обязан выплатить компенсацию, то он и его новый клуб будут нести солидарную (совместно и порознь) ответственность по ее выплате».
Именно эти статьи адвокаты Диарра просят проверить на соответствие договору о функционировании Европейского Союза. Юристы считают, что они противоречат праву на свободное передвижение работников в Евросоюзе (статья 45 договора о функционировании ЕС) и нарушают запрет на любые соглашения и решения, которые препятствуют конкуренции (статья 101).
Дело рассматривается в Бельгии, потому что в его основу легло предложение Лассу от «Шарлеруа» в феврале 2015-го. Это важный момент: бельгийские гражданские суды вправе рассматривать спортивные дела, хотя во многих странах не принято оспаривать решения CAS в других судах. «Шарлеруа» хотел Диарра на полтора года, но в официальном предложении уточнил: при условии регистрации игрока федерацией футбола Бельгии и отсутствии выплат «Локомотиву». До решения ФИФА никто не мог дать таких гарантий.
Ласса представляет адвокат Суперлиги, который постоянно судится с ФИФА и УЕФА. Дело Диарра сравнивают с «делом Босмана»
Диарра уже выиграл первый суд по этому делу в коммерческом суде Шарлеруа в 2017 году. Ласс добивался компенсации в 6 млн евро за срыв контракта с «Шарлеруа» и последующий переход в «Марсель» на меньшую зарплату. Суд обязал ФИФА и федерацию футбола Бельгии выплатить французу 60 тысяч евро.
Самое интересное – в решении суда первой инстанции была прямая отсылка к делу Босмана. Принцип солидарной ответственности игрока, на которого наложен штраф, и его нового клуба равносилен обязательству «выплатить отступные прежнему клубу, чтобы подписать игрока, который по факту находится без контракта». «Это ровно та практика, которая была признана нарушающей право ЕС в деле Босмана».
В истории Диарра уже немало пересечений с делом Босмана. Апелляционный суд Монса 20 сентября 2022-го повысил ставки и направил запрос в Суд ЕС (высшая инстанция, чьи решения не подлежат обжалованию) для проверки соответствия норм ФИФА и ЕС. В 1995-м именно Суд ЕС вынес решение по делу бельгийского футболиста Жан-Марка Босмана, которое фактически признало нелегитимной существовавшую трансферную систему.
Еще более важная деталь – и Босмана, и Диарра защищает адвокат Жан-Луи Дюпон.
В начале 1990-х он был молодым практикантом, но после исторической победы стал главным борцом с ФИФА и УЕФА. Дюпон помог ЮАР добиться соблюдения принципа ротации континентов при выборе мест проведения чемпионатов мира, оспаривал финансовый фэйр-плей, а сейчас входит в команду юристов Суперлиги, которые обжалуют монополию УЕФА на европейские турниры.
«Дело Диарра, безусловно, менее громкое, чем процесс Суперлиги, но потенциально имеет более глубокие последствия для институционального устройства трансферной системы и может привести к столь необходимой реформе», – отмечает эксперт по европейскому праву из Asser Institute Антуан Дюваль.
Дюваль убежден, что статья 17.2 о солидарной ответственности «построена на сомнительных юридических основаниях и нет причин не признать, что она противоречит праву на свободное передвижение игроков в ЕС». Более того, по мнению Дюваля, решение в пользу Диарра может запустить процесс пересмотра регламента ФИФА с учетом европейского права.
Дело Босмана сделало внутренние чемпионаты интернациональными за счет отмены лимита на легионеров из стран ЕС. С другой стороны, именно после него зарплаты футболистов и комиссии агентов колоссально выросли, а разрыв между топ-клубами и остальными серьезно увеличился.
В случае победы Диарра Ольга Смородская может оставить след не только в истории «Локо».
«Европейский Паровоз» – в телеграме
Фото: youtube.com/Коммент.Шоу; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Russian Look; РИА Новости/Максим Богодвид; twitter.com/Lass_officiel; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Paul Gilham
Потрясающий пример непрофессиональной работы президента и тренера!!!