Веллитон завершил карьеру. Он разрывал РПЛ и мог получить российский паспорт, но бразильца загубили тусовки
В середине января о завершении карьеры объявил Веллитон. Последним клубом 36-летнего нападающего стал скромнейший «Гремиу Новуризонтино». Скорее всего, вы впервые про него слышите – в прошлом сезоне клуб закончил в двух очках от вылета из бразильской Серии Б, а сам Веллитон забил лишь один мяч за сезон, расторгнув контракт с «Гремиу» за несколько месяцев до финиша.
Как карьера бразильца докатилась до такого подвала? Почему он так и не заиграл в Европе после «Спартака»? Если вы задавались этими вопросами, то самое время узнать, но сначала о лучшем периоде его карьеры.
Веллитон мог перейти в другой московский клуб, но в «Локомотиве» выбрали Одемвингие, который заявлял, что его мечта - «Спартак»
Довольно известная история, но если кто-то вдруг забыл – Веллитон вполне мог стать культовым игроком другого московского клуба. Кандидатуру бразильца плотно изучал «Локомотив», но сделал выбор в пользу Питера Одемвингие, за которого с «железнодорожниками» готов был побороться «Спартак».
Нигериец, который родился в Ташкенте, даже заявлял, что «Спартак» – клуб его мечты с детства и приезжал на его тренировочный сбор в Австрию, но в итоге красно-белым показалась завышенной стоимость Одемвингие, так что 10 млн евро за него заплатил именно «Локо», а Веллитон остался «Спартаку».
На трансфере Веллитона настоял Черчесов. Бразильца встретили скандальным баннером про обезьяну
Веллитон приехал в «Спартак» летом 2007-го года. На тот момент в клубе было предостаточно форвардов, но все примерно одного плана: уже звездный Роман Павлюченко и молодые Артем Дзюба и Александр Прудников.
Веллитон был креатурой Станислава Черчесова, который тогда только возглавил «Спартак». Позже будущий «Полевой командир» заявлял, что его отговаривали от трансфера, но он все же настоял:
«Когда я одного футболиста брал в «Спартак», мне говорили – так он же из «Гояса», это про Веллитона. И на вопрос, да, это «Гояс», что за клуб, что за город, я им ответил: "Слушайте, а я из Алагира". И дальше что? Кто, откуда, какая разница, если это талант? И сам настоял на Веллитоне, и он стал два раза лучшим бомбардиром чемпионата».
Фанаты «Спартака» встретили новичка своеобразно. Проблемой стал 11-й номер, который бразилец предпочел выбрать для себя в новом клубе. Для болельщиков красно-белых две единицы стали святыми из-за Андрея Тихонова, о чем они и поспешили упомянуть, вывесив в ходе его второго матча баннер с незамысловатым посланием: «11 номер только для Тихонова. Monkey go home».
К счастью, Веллитон тогда вряд ли что-то понимал на русском (скорее всего, и на английском тоже), поэтому его не смутил стартовый негатив и уже в следующем матче он отдал голевую Павлюченко в игре с «Кубанью», а еще через неделю впервые забил – в ворота «Рубина». А всего до конца сезона (тогда в РПЛ еще была весна-осень), он отличился 4 голами.
Скомканным получился и следующий сезон – его Веллитон начал уже намного лучше, наколотив 6 мячей за 9 туров, но помешала травма. Болела пока еще не пятка – повреждение паха. Из-за него он пропустил все туры с 11-го по 30-й.
Веллитон восстановился к началу 2009-го. Тогда же в «Спартаке» появился Алекс. Вместе они разрывали лигу.
Веллитон смог наконец залечить болячки к старту сезона 2009. Но в том году «Спартак» стал уже другим. Во-первых, в апреле главным тренером красно-белых стал Валерий Карпин. Во-вторых, за два месяца до этого в Москву приехал Алекс Мескини. К тому моменту в «Спартаке» стало уже четверо бразильцев: Веллитон, Алекс, Ибсон и Рафаэль Кариока, но главными любимцами фанатов в итоге стали первые двое.
Алекс сразу принялся напоминать особенно впечатлительным фанатам про «Спартак» 90-х, Титова и другие знаковые фигуры, а Веллитон начал забивать больше, чем когда-либо. В итоге форвард впервые стал лучшим бомбардиром РПЛ – забил 21 гол, обойдя Алехандро Домингеса и Александра Бухарова (вот такие были времена) сразу на 5 мячей.
«Спартак» же в очередной раз был близок к чемпионству, но чего-то снова не хватило – во второй раз подряд первым стал «Рубин», а красно-белые опять довольствовались серебром. Кстати, Веллитон никогда не отличался особенно разнообразными голами. Если посмотреть нарезку его подвигов за «Спартак», то можно заметить что он забивал голы двух типов – его находили в штрафной в позиционных атаках или ловили скоростной отрыв бразильца от защитников на грани офсайда. Фирменными же голами Веллитона были выходы один на один, когда он перекидывал вратаря, неблагоразумно вылетевшего на перехват мяча.
А еще в 2009-м в жизни Веллитона появилась Виктория Боня. Карпин был против их отношений. Ради нее он бросил семью
Забавно, но в некотором смысле первый супер-бомбардирский сезон Веллитона совпал с началом его конца. В том же 2009-м году бразилец в ночном клубе познакомился с Викторией Боней. Для контекста: Веллитон был женат с 16 лет. Семья сразу приехала с ним в Россию, но укатила обратно в 2009-м. Для Веллитона это стало спусковым крючком. При первой же встрече с Боней он предложил ей пожениться. Кроме жены Веллитона изменения в его личной жизни наверняка сильно расстроили Валерия Карпина. Сообщалось, что главный тренер «Спартака» жестко выступал против интрижек форварда, а звездная телеведущая заявляла, что Карпин нагрубил ей при личной встрече: «Случайно пересеклись с Карпиным в ресторане. Он сразу выдал: «Странно: пятница, вечер, а ты ещё не пьяная». Нормально? Я, правда, тут же нашлась: «Да вот Веллитон уехал, пить стало не с кем», — говорила Боня в интервью «Советскому спорту». К счастью, никакого брака между Боней и Веллитоном не случилось, но бразилец точно распробовал московские тусовки. На его карьере это скажется позже.
Веллитон продолжал зажигать. В 2010-м начали обсуждать смену его гражданства
Несмотря на проблемы с режимом, в следующем сезоне Веллитон все еще удерживал высочайший уровень. Он забил на два мяча меньше (19 голов), но все равно стал лучшим бомбардиром чемпионата второй раз подряд – до него такое достижение покорилось только двоим за всю историю Премьер-лиги: Олегу Веретенникову и Роману Павлюченко. К концу того сезона все активнее продвигалась тема российского гражданства для Веллитона. Сам бразилец подтверждал, что этот вариант ему интересен: «Играть за сборную - мечта для любого футболиста. И если я получу возможность выступать за Россию, я буду только счастлив. Конечно, хотелось бы выступать за флаг своей родины, но там большая конкуренция...». Тогда в сборной России еще не было ни Ари, ни Гильерме, ни Марио Фернандеса, поэтому тема с паспортом для Веллитона была громкой. У идеи появилось много противников, особенно среди фанатов других клубов. Кроме того, появлялась информация, что против появления Веллитона выступили и некоторые игроки национальной команды. Возможно, со временем идею удалось бы протолкнуть, но дальше Веллитона ждал самый чудовищный сезон в России.
Веллитона добил чудовищный 2011-й: Акинфеев, дисквалификация, травмы, Эменике
28 августа 2011 года, 27-я минута дерби «Спартак» – ЦСКА. Красно-белые убегают в контратаку, а мяч сваливается после заброса недалеко от штрафной площади «армейцев». В борьбу за него вступают Игорь Акинфеев и Веллитон. Падение, травма и много-много матов. Веллитон продолжил игру, получив желтую карточку. Акинфеев – покинул поле. Позже стало известно, что при приземлении на газон он разорвал крестообразные связки колена. После игры случился беспрецедентный эпизод – в КДК РФС с жалобой на Веллитона обратились сразу три клуба: ЦСКА, «Динамо» и «Зенит». Присутствие бело-голубых понять можно – за два года Веллитон куда жестче столкнулся с их голкипером Владимиром Габуловым, который заработал перелом лицевой кости. Откуда в этой истории взялся «Зенит» – непонятно до сих пор. Тем не менее, коллективная жалоба принесла результат – форварда постфактум дисквалифицировали на 6 матчей. Позже дисквалификацию сократили до 3-х матчей, но Веллитон приобрел репутацию преступника, избавиться от которой было не так просто. Самым сумасшедшим заявлением отметился гендиректор ЦСКА Роман Бабаев, едва ли не угрожавший бразильцу: «Веллитон – настоящий подонок. Он в который раз уже атакует исподтишка. Мы посмотрели повтор эпизода: Акинфеев был первый на мяче, так что любая борьба была бессмысленной. Но Веллитон умышленно его ударил. Некоторые болельщики уже обещают устроить возмездие. Мы не сторонники таких акций, но, тем не менее, пусть теперь осторожнее по улицам ходит», – заявил Бабаев. Тот сезон и без того складывался для Веллитона уже далеко не так удачно. Он пропустил больше месяца с мая по июнь и до эпизода с Акинфеевым забил всего 5 мячей в сезоне. А за несколько недель до трагического столкновения для конкуренции с Веллитоном приехал Эммануэль Эменике. Только настоящей конкуренции не вышло. После дисквалификации Веллитон отыграл еще три матча и получил травму, а потом и еще одну, из-за которой пропустил всю концовку переходного сезона. Эменике же максимально продуктивно воспользовался отсутствием соперника. В том сезоне нигериец настрелял 13 мячей за 22 матча. Веллитон отличился лишь 7 голами, 21 раз появившись на поле.
«Пока он забивал, я его ставил. Когда забивать перестал — выгнал»
Фанаты «Спартака» были уверены, что проблемы Веллитона были лишь временными и какое-то время по инерции ждали возвращения бразильца к предыдущим стандартам, но...с тех пор Веллитон сыграл лишь 9 матчей за «Спартак», в которых забил два мяча. На днях «СЭ» опубликовал монолог Валерия Карпина из невышедшей книги журналиста Игоря Рабинера, в которой экс-тренер «Спартака» объяснил резкий спад форварда: «Вот Веллитон. Два года подряд он становился лучшим снайпером чемпионата России, забил в двух этих первенствах 40 голов. А потом пошли травмы. И никакого удивления это не вызвало. Играл он и играл, не тренировался, нарушал режим. Пока ты молодой, тебе двадцать лет, это прокатывает. В двадцать пять — перестает. Вот и все! Пока он забивал, я его ставил. Когда забивать перестал — выгнал. Но он как не тренировался, когда пришел в «Спартак» и потом забил 40 за два года, так же не делал этого, когда уходил».
«Спартак» мог мощно заработать на Веллитоне, но не отпускал. После трех аренд он уехал в Турцию за миллион евро. Карпин обвинял в этом Эмери и Федуна
Сначала Веллитона еще пытались вытаскивать из ночных клубов, а «Спартак» продолжал отклонять очень выгодные предложения.В 2012-м «Спартак» возглавил Унаи Эмери. Амбициозный испанец, кажется, рассчитывал воскресить угасающую карьеру Веллитона. Валерий Карпин заявлял, что был готов продать форварда, но против этой идеи выступили именно Эмери и Леонид Федун. В итоге красно-белые отказались от офферов в 12-15 млн евро – тогда сообщалось об интересе к Веллитону со стороны «Рубина», «Вольфсбурга», «Ливерпуля», «Арсенала», «Фиорентины» и дортмундской «Боруссии». Как уже было сказано выше, воскрешения Веллитона не вышло. В начале 2013-го он впервые покинул «Спартак» – помочь форварду перезагрузиться должны были в «Гремио». Позже – в «Сан Паулу», а затем и в «Сельте». Три аренды за полтора года принесли в копилку Велика 4 гола в 18 матчах. Стало очевидно, что это уже совсем не тот Веллитон. В августе 2014-го на официальном сайте «Спартака» появилось объявление о продаже Веллитона в турецкий «Мерсин Идманюрду». Один из лучших форвардов РПЛ в 21-веке навсегда покинул «Спартак». Клуб заработал на его продаже 1 миллион евро.
Веллитон после «Спартака»: Турция, ОАЭ, возвращение в Бразилию
В «Мерсине» Веллитон наконец сумел восстановить приличную результативность. За два сезона он наколотил свою предыдущую норму за один - 20 мячей. Правда сам «Мерсин» вылетел из Турецкой Суперлиги, поэтому Веллитон бесплатно переехал в «Кайзериспор». Здесь бразилец и вовсе настрелял 15 голов, но тут же решил, что с европейской карьерой пора заканчивать. В сентябре 2017-го, задолго до того как это стало мейнстримом, Веллитон отправился в Азию и подписал контракт с «Аль-Шарджой» из ОАЭ. Нападающий объяснил свое решени (сделайте удивленное лицо) финансовой стороной вопроса – в Турции ему регулярно задерживали зарплату. Сам Веллитон тогда утверждал, что в ОАЭ достаточно сильная лига: «Это лучшее место, где я когда-либо жил. Чемпионат ОАЭ довольно сильный. Понимаю вашу улыбку. Многие думают, что это не так. Но, поверьте, лига и вправду хорошая. Мне все очень нравится». В ОАЭ Веллитон провел почти 4 года и успел даже дважды сменить клуб – сначала в 2019-м уехал в «Аль-Васл», а уже год спустя снова вернулся в «Шарджу». В обоих клубах форвард много и регулярно забивал, всего на его счету больше 50 мячей в Азии. Напоследок Веллитон постарался организовать красивый жест и завершить карьеру в родном «Гоясе», откуда в 2007-м и перебрался в «Спартак, но быстро осел на скамейке запасных и добрался таки до «Гремиу Новуризонтино».
Могло ли все сложиться иначе? Веллитон во всем виноват сам
В среде спартаковских болельщиков зачастую принято перекладывать проблемы Веллитона на Акинфеева, ЦСКА, травмы и многие-другие переменные, которые могли бы сработать не против него, но по большому счету форвард во всем виноват сам. Именно он на самом расцвете своей карьеры сделал типично-бразильский выбор в пользу тусовок. Страшно сказать, но свои лучшие сезоны он провел еще до 25 лет. А затем, когда начал снова разгоняться в Турции, выбрал финансовое благополучие и уехал в Азию. Все это – его выбор, главное, что сам бразилец ни о чем не жалеет. А мы лишь можем немного загрустить, когда в конце карьеры он рассказывает журналистам не про «Ливерпуль», «Арсенал» или хотя бы «Спартак», а про то, что чемпионат ОАЭ сильнее, чем нам всем кажется. Фото: postnews.ru/ Getty Images/ Life.ru/ "СЭ"/ ФК "Аль-Шарджа" Rusfootball.info
Кстати, уверен, что он и сейчас был бы лучшим бомбардиром первенства. Уж больно силён в те времена был ЧР.