Голландия-Аргентина. Боливар не вынесет двоих
«Я знаю, как его сдержать» - сказал перед матчем Ван Гал.
Это был первый ход в этой партии. Два главных действующих лица четвертьфинального противостояния. 71-летний, собирающийся на покой, переболевший раком, тренер, выигравший все, кроме золота чемпионата мира. Впрочем, как и его страна. Он в чем-то и есть ее живое олицетворение. И Месси. Карьера тоже катится к закату. Только не тренерская, игровая. Тоже легенда. Тоже выиграл все, кроме. И тоже приехал на свой последний чемпионат мира.
Проход слишком узок. Боливар не вынесет. Будь это вестерн один из них мог бы сказать: «На земле слишком мало места для нас двоих». Откуда это? Леоне? Мариконе? Не важно.
Мы не в вестерне, поэтому один в костюме, другой в футболке и «Я знаю, как его сдержать». Десять пальцев Ван Гала на поле. Он знает, как сжать их в кулак. Какую фигуру ими выплести, чтобы остановить того, единственного на поле, который загораживает ему дорогу на следующую ступень. Туда, где Кройф. Михелс. Мешает стать из Профессора Легендой.
Голландии не надо атаковать. Голландии надо душить. 3 удара за полчаса? Ерунда. Дальние. Неопасные. Зрители засыпают у экранов. Время позднее, а на поле как будто работает огромная цистерна цементовоза, тяжело перекатывая момент за моментом. Чавкая и переваливая густое варево матча с фланга на фланг, от штрафной до штрафной. Паутина. «Я знаю, как его сдержать»
Не знаешь.
Это был гениальный пас. Секунда. Взгляд. Движение ноги. Мяч разрезал оборону как тесак. Не получилось. Усыпить, загипнотизировать, окутать сине-зелеными сумерками этот матч на 90 минут не вышло. Надо выходить из укрытия на солнце. Надо делать ответный ход.
Надо, но нечем. Это не наивная, прекрасная, раздольная Америка. Депай не то, что не может ударить, его даже не пускают к штрафной. Эту Трою можно осаждать 10 лет. Но есть только час. Даже уже меньше. И этот, которого не вышло остановить, тоже еще на поле. От него можно ждать чего угодно. Вот он пробил. Нопперт тащит. Вот еще. Мимо. А вот и пенальти. Акунья, отвратительный Акунья, с внешностью второгодника из школы для особо одаренных детей падает на самой линии штрафной и начинает сразу размахивать руками. К точке, конечно, снова подходит он. «Я знаю, как его сдержать». Не знаешь. Нопперт это не ван дер Сар и не Стекеленбург. Он не возьмет.
Минут… 20 остается. Подобрать код не успеть. Нужна кувалда. Нужен, Хераклес. Иди, Вегорст. Иди, мой мальчик. 197 сантиметров роста. Бернли, Бешикташ. Пастух, проходивший мимо нашего Олимпа во время разборок Богов. Сегодня у тебя есть шанс попасть в историю. Голубоглазым блондинам иногда везет с этим.
Ох, как он взялся за дело. Через 5 минут один мяч был отыгран. Есть еще 7 минут и сколько-то компенсированного. Сколько? 3 минуты? Четыре? Десять! Десять, это почти целый экстратайм. За это время можно успеть заработать штрафной по центру и нанести… Если я достал кувалду, это не значит, что я не ударю вас пилкой для ногтей по глазам. Ах, какой розыгрыш. Месси, не только ты умеешь раздавать передачи. Все сначала.
Все сначала. Но уже тяжелее. Пальцы устали. Надо просто продержаться полчаса. 7 ударов. Тащит Нопперт, Ван Дейк, штанга, снова Нопперт. Боже, как он успел встать после рикошета? С Голландией судьба. Главное, чтобы она не оставила ее во время пенальти. Потому что, Нопперт это не ван дер Сар и не Стекеленбург. Он не потащит.
Еще и Месси идет бить первым. Скалони не повторил ошибки Тите. Пенальти самая честная лотерея на свете. Не смухлюешь. «Ну, что остановил меня?». Это новый Лео. Он взбешен. Он дерзит. Он показывает «уши» скамейке Голландии. Ему тоже загораживали дорогу туда, где в сиянии Солнца стоит Марадона. «Ну, что остановил меня?».
Не остановил. Но и не проиграл. Проигравшим может считаться только тот, кто признает свое поражение. 2:2 это не поражение. Просто в полуфинале не могут играть 5 команд. Ван Гал не проиграл. Он уступил. Царственно сел в свое профессорское кресло, не поднимаясь на ступеньку выше. В конце концов… Суета сует.
Вегорст. Вот кого и правда жалко. Его пустили в прихожую. Он был нужен буквально на 10 минут. Спасибо, мой мальчик. Откуда ты там? Бешикташ? Это же… Турция, да? Скажи спасибо Лео за игру и ступай.
Вегорст. Перевернувший игру, забивший два гола, спасший свою команду, навсегда останется тем, кого Лионель Месси публично назвал дураком и не пожал руку.
Боги бывают такими жестокими.