У Месси и Батистуты по 10 мячей на ЧМ. Батигол был лучшим бомбардиром Аргентины на 9 турнирах подряд
Клещенок – о неудержимой девятке.
Когда Габриэль Батистута перешел в «Рому», ультрас праздновали не появление новой звезды. Они отмечали победу. 31-летний аргентинец обладал настолько устрашающей репутацией, что его трансфер сам по себе считался гарантией чемпионства. И впрямь свершившееся скудетто легализовало миф о неукротимой девятке – бомбардире, с которым невозможно не выиграть.
На самом деле Батигол выиграл не так уж и много. Но аура неудержимости сопровождала его всю карьеру – скорее из-за стиля, чем из-за реальных трофеев. Габриэль не был техничным и утонченным. Он не петлял, не хитрил, не финтил. Даже направление бега почти не менял. И все равно добирался до ворот из любой точки поля.
Батистута целиком выразился в качествах, прямо противоположных обычным представлениям о красоте – резкости, ударе и силе. Любили его потому, что он ничего не делал наполовину, и каждое из этих качеств предложил миру в предельно максимизированном виде – таком, что простота становилась прекрасной. Набирая скорость, Бати парадоксально наращивал мощь и устойчивость и летел напролом, врезаясь в защиту как пушечное ядро. Потом он заряжал могучий удар – вратари не всегда реагировали, даже если мяч летел с 30 метров.
В 18 Батистута пришел в футбол, в 19 дебютировал в аргентинском чемпионате, а в 22 попал в сборную – и сразу привел ее к титулу. Кубок Америки-1991 стал первой Копой за 32 года, покорившейся аргентинцам.Батигол забил 6 голов в 6 матчах, включая решающую игру с колумбийцами – подправил навес и принес сборной трофей.
«Мое лучшее качество – сосредоточенность, – говорил Батистута. – Мой уровень концентрации превышал норму. Я никогда не скучал без мяча. Есть форварды, которые тухнут без мяча, ищут его, потому что нуждаются в контакте. Я мог оставаться без мяча 90 минут. Игра состоит из замедлений и взрывов – моей фишкой была неожиданность».
Год спустя аргентинцы выиграли товарищеский турнир в Японии – Батистута забил все мячи и снова стал лучшим бомбардиром. Но матчи с японцами и валлийцами были разогревом. Тогда же ФИФА организовала первый Кубок конфедераций. Аргентинцы опять выиграли, а Батигол снова забил больше всех – 2 мяча в 2 матчах.
Через пару лет его голы уже не удивляли. Батистута захватил Серию А и забирал «золотые бутсы» на каждом международном турнире. Его удар так пугал, что сам по себе стал тактическим элементом. Однажды «Фиорентина» разгромила «Анкону» 7:1, а проигравший тренер радовался, что закрыл Батигола. Габриэля в том матче держали по трое – напарники повеселились без присмотра.
В 1993-м случился первый турнир, на котором Батистута проиграл бомбардирскую гонку – упустил венесуэльца Дольгетту на Кубке Америки. Но победу все равно обеспечил.
Бати забил оба гола в сложном финале с мексиканцами (2:1). Первый мяч продемонстрировал удивительную кинетическую энергию аргентинца: Габриэль выиграл забег, снес защитника, не снижая скорости, и прошил ближний. Это концентрированный Батистута – ничего лишнего.
На ЧМ-94 Батистута прилетел главным аргументом сборной в борьбе за титул. То было время, когда флорентийские болельщики сопровождали его штрафные нарастающим «ууух!», словно он бил пенальти – потому что с 30 метров Батигол забивал даже чаще. В первом же матче с греками он сделал хет-трик. Во втором отдал голевой пас, а в 1/8 забил румынам – но этого мало, когда играешь против Хаджи. Аргентина отхватила три гола и улетела домой.
Сборную принял Даниэль Пассарелла, и у девятки начались проблемы. Если и был кто-то, кому не нравился Батистута, то именно он. Пассарелла потребовал, чтобы бомбардир постригся, но не доверял ему даже с короткой бойцовской прической. Хотя причин вроде бы не было. В 1995-м Батигол стал лучшим бомбардиром Кубка Америки и вторым на Кубке конфедераций. Но его голов не хватило для побед, и тренер разуверился в нападающем.
Возможно, дело было именно в тотальной любви аргентинцев. Сборная вылетела с Копы в четвертьфинале. В том матче команда вела 2:1, тренер заменил Батистуту защитником – и пропустил, а потом проиграл по пенальти. Пассарелле не простили ошибку. Пресса противопоставила тренера-лузера форварду-победителю – и тем самым определила несколько лет смуты.
В конце 96-го Пассарелла вычеркнул номер нападающего из записной книжки. На Кубок Америки сборная отправилась без него и ожидаемо облажалась – выиграла один матч из четырех. Но тренера не уволили, и перед чемпионатом мира он снова не позвонил: «У Батистуты квадратные ноги и несуразная техника».
Решение вызвало бунт. Марадона поднял связи, разогрел толпу и прижал тренера. Пассареллу вынудили вернуть Батистуту. И тот сразу взялся за дело. Габриэль начал с 7 голов в 7 предстартовых спаррингах, в первом же туре принес победу с японцами, а во втором разнес ямайцев – и стал единственным человеком в истории, сделавшим хет-трики на двух чемпионатах мира.
Плей-офф Батигол начал лучшим бомбардиром турнира – и сразу забил англичанам. В Европе заговорили о «Золотом мяче». Но в четвертьфинале аргентинцы все-таки вылетели, недосчитавшись гола от Батистуты: свой момент он привычно нашел и чуть не сломал штангу, но мяч отскочил в поле – 1:2.
На этом его история в сборной почти закончилась. В следующие 4 года он сыграл всего 7 матчей (7 голов) и пропустил все турниры. Нападающего, никогда не игравшего наполовину, догнали травмы. На ЧМ-2002 прилетела его тень. В первом же туре тень Батистуты принесла 3 балла с Нигерией, но победа так и осталась единственной – Аргентина запорола следующие матчи и вылетела на групповой стадии.
Больше 33-летний Батистута не вызывался. Но относительно короткого периода в сборной хватило, чтобы переписать ее рекорды. Батигол ушел лучшим бомбардиром команды (56 голов в 78 матчах), и даже Месси понадобилось в полтора раза больше матчей, чтобы обойти его.
После четвертьфинала с Нидерландами рекорд Аргентины по голам на ЧМ стал общим для Лео и Габриэля. Но Батистута забил 10 голов в 12 матчах – у Лео 10 мячей в 24 играх.
Сейчас Габриэлю 53. Он давно не играет – даже с друзьями. Его лодыжка опухла и изогнулась вокруг своей оси, а кости однажды заболели так, что он попросил врача отрезать обе ноги. Операции позволили ему ходить, но не вернули прежней мощи. Его сочетание силы и резкости, неповторимое умение придать мячу такую скорость и мощь, что после 40 метров полета он попадал в перекладину, ударялся оземь и с такой же силой отскакивал в перекладину, было вовсе не даром. Только способностью, у которой была цена.
Вряд ли он пожалел, что заплатил ее. Пиковый Батистута был футбольным воплощением джаггернаута – неудержимой силой, сметающей всех со своего пути. С ним Аргентина выиграла все. Кроме чемпионата мира – но точно не по его вине.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Stu Forster, Shaun Botterill , Henri Szwarc / Stringer, Frederic Nebinger
Мой любимый аргентинский игрок всех времен (наряду с Хуаном Романом Рикельме). Эталон нападающего и девятки! И крайне блин невезучий на уровне сборной в плане ЧМ. Его поколение - это самое сильное поколение в истории Аргентины, но из-за тренеров самодуров (Пассареллы и Бьелсы) - смылось в унитаз.
Хотя признаю, одна из главных причин провала в 2002 эпичного (по которому реально можно писать диссертации, и что до сих пор футбольными гиками и всеми неравнодушными к футболу аргентинцами рефлексируется): ставка на Батистуту вместо Креспо, в роли основной девятки.
p.s. подушню: в 1997 в Боливию на Копу Пассарелла повез третий состав сборной Аргентины. Большинство игроков не играло за Альбиселесте ни до ни после того турнира эксперементального для Аргентины. Так что нелогично говорить, что для Батигола пропуск той Копы что-то из ряда вон.
В 1997 он весь год пропустил (кроме первой игры в Монтевидео в январе и последней с Колумбией на Бомбанере в ноябре). Причем вся Аргентина весь год нагнетала, а Пассарелла кокетничал и юлил, что Батистута единственный игрок, кто точно 100% поедет во Францию в заявке и он мол других хочет попробовать. Все знают, что Креспо был его любимчиком (потому что он из Ривера, ну и игрок мирового уровня тоже, но чуть ниже Батистуты), и если бы не травма Эрнана в начале 1998 года, Батистута бы в лучшем случае под ним сидел на том ЧМ.
А при Бьелсе Батистута уже сам в силу возраста и желании выиграть Скудетто от сборной сливался. Как и в 1997, в 2001 в год перед ЧМ, он вообще в сборной один раз появился! В Парагвае на финише отбора, и даже там в Асунсьоне с острого угла забил Чилаверту.
Бьелсе надо было с Батистутой в 2002 действовать, как Лев с Клозе в 2014.
Давать время, но не делать ставку основную.
Тут надо сделать пояснение. Пассарелла был основным игроком и капитаном золотой сборной 1970-1980-х, и они с Марадоной всю жизнь были... заклятыми врагами. Пассарелла ненавидел весь этот развесёлый лайфстайл и имидж а-ля Марадона - длинные волосы, серьги, вещества, девочки, который у сборной Аргентины был в норме. Поэтому став тренером сборной Пассарелла первым делом потребовал армейской дисциплины, даже во внешнем облике: короткие стрижки, убрать серьги, кто не согласен — выход там. Правда, в результатах Пассарелла не преуспел. Как и его преемники впрочем.