Почему люди ненавидят Харри Кейна?
Футбольное бессмертие Харри Кейна в пределах его досягаемости, только руку протяни.
В воскресенье вечером он выведет сборную Англии на матч с Сенегалом, который станет началом очередного этапа плей-офф чемпионата мира.
Кейн уже входит в очень небольшую группу игроков, которые были капитанами сборной Англии на трех крупных турнирах, наряду с Бобби Муром, Брайаном Робсоном, Дэвидом Бекхэмом и Стивеном Джеррардом. Он уже вывел сборную Англии в полуфинал одного крупного турнира и в финал другого. Еще две победы здесь, и сборная Англии вернется в полуфинал, продемонстрировав уровень стабильности элиты, которого ей никогда раньше не удавалось.
На индивидуальном уровне три гола на этом чемпионате мира сделают Кейна рекордсменом сборной Англии за все время, поразительно быстро побив рекорд Уэйна Руни. Он медленно начал, но теоретически у него еще есть достаточно времени, чтобы стать первым игроком, выигравшим вторую Золотую бутсу чемпионата мира.
Вдобавок ко всему, вскоре после возвращения из Катара Кейн побьет рекорд Джимми Гривза по забитым голам за все время существования «Тоттенхэма» (Гривз забил 266 голов, а Кейн — 261).
По любым меркам Кейн находится далеко в процессе становления как одного из самых выдающихся футболистов, которых когда-либо выпускала эта страна. Через неделю или две мы можем быть близки к моменту или голу, которые обозначат место Кейна в истории футбола.
Так почему же это совсем не чувствуется? Почему профиль Кейна не высечен на горе Рашмор английского футбола? Почему он все еще оставляет некоторых людей равнодушными? Почему, даже когда он поглощает рекорд за рекордом, у него нет блестящей славы Бекхэма, Джеррарда или Уэйна Руни?
Никто не мог бы всерьез утверждать, что на данный момент у Кейна не было звездной карьеры. Прошло всего восемь лет с тех пор, как он пробился в состав «Тоттенхэма», и семь с половиной с тех пор, как он дебютировал в сборной Англии. Для элитной футбольной карьеры это не очень большой срок.
Но за это время он установил рекорд постоянного превосходства в каждой игре, в отличие почти от кого-либо другого в стране. Только посмотрите, как быстро он добился этих рекордов: на счету Руни 53 гола за сборную Англии в 120 матчах, у Кейна — 51 в 78.
Даже если бы Кейн был просто бомбардиром, он все равно был бы превосходным игроком. Но за последние несколько лет он превратился в двух игроков в одном лице. Не только смертоносная «девятка», но и творческая «десятка». В Премьер-лиге не так много игроков, которые могут задумать и исполнить пас из глубины, как Кейн.
Эта кампания на чемпионате мира была тому примером. Кейн еще не забил ни одного гола, но, поскольку у сборной Англии постоянно есть бегуны, распологающиеся за ним, он опускается за мячом глубокие зоны и на фланги и уже отдал три результативные передачи. Его прорыв справа и прострел на Рахима Стерлинга в матче против Ирана были просто великолепны. Его кросс на Фила Фодена в матче с Уэльсом был еще более точным. Даже если он не забивает голов — он мог бы выиграть матч против США в добавленное время — он явно все еще вносит свой вклад в команду, удерживает мяч и создает моменты.
Игнорировать то, что предлагает Кейн, когда он не забивает голов — значит игнорировать то, как он развивал свою собственную игру за последние несколько лет. Но есть некоторые люди (возможно, те, кто призывает отказаться от него ради Каллума Уилсона), которые не хотят видеть то, что смотрит им прямо в лицо.
Просто понаблюдайте за Кейном, когда он получает мяч на пространстве, соперник начинает паниковать, толпа просыпается, и все чувствуют, что вот-вот испытают одно из величайших ощущений футбола: чувство удивления.
Это было самым замечательным качеством на этом этапе карьеры Кейна. Даже если он частично утратил физическое преимущество, которое было у него при Маурисио Почеттино, он адаптировался и расширил свою игру. Он по-настоящему инновационный футболист, обладающий даром к изобретательным завершениям и умным пасам. Кто знает, что он добавит в свою игру через три или пять лет?
И все же за все эти голы и результативные передачи, а также за все годы постоянного превосходства получает ли Кейн признание, которого он заслуживает? Это непросто измерить, и подсчитывать это, по-видимому, нужно только с одной целью. (Есть причина, по которой вы никогда не слышите аргументов о том, что профессиональный футболист пользуется слишком большим уважением, и это связано с тем фактом, что признание может быть только ограниченным.)
Все это говорит о том, что действительно кажется странным, что Кейн, у которого уже была такая звездная карьера, не имеет больше индивидуальных наград, которыми можно было похвастаться. За восемь лет, прошедших с тех пор, как он стал игроком первого выбора Шпор, он был — наряду с Кевином Де Брюйне и Мохамедом Салахом — одним из самых стабильно решающих игроков в лиге. И все же, в то время как у Де Брюйне есть две награды Игрок года по версии PFA, а у Салаха — две из них плюс два Футболиста года по версии FWA, у Кейна нет ни одной.
Такое ощущение, что Кейн стал несчастной жертвой изменения акцента в том, как эти награды присуждаются. Раньше никогда не было так, чтобы победителями становились игроки, чьи команды выиграли титул чемпиона Премьер-лиги. За шесть лет до прорывного сезона Кейна звание футболиста года по версии FWA досталось игрокам, которые не выиграли этот титул: Джеррард, Руни, Скотт Паркер, Робин ван Перси, Гарет Бэйл и Луис Суарес.
Но начиная с прорывного сезона Кейна шесть из восьми наград по версии FWA достались игрокам, которые-таки выиграли титул, а две другие достались Салаху.
Даже в сезоне 2020/21, когда Кейн забил больше всего голов и отдал результативных передач в Премьер-лиге, награда по версии FWA досталась Рубену Диашу, первому защитнику, выигравшему ее со времен Стива Никола в 1988/89 годах.
И все же Кейн, даже в те годы, когда он выигрывал Золотую бутсу — или записывал на свой счет наибольшее количество голевых передач — не участвовал в гонке. Насколько это важно? Вероятно, не так, чтобы. Футбол задуман как командная игра. И все же на практике мы тратим так много энергии, сравнивая и ранжируя разных игроков, пытаясь распределить поровну заслуг и уважения.
Вдобавок ко всему этому, есть много людей, которые не просто недооценивают Кейна, но и активно его недолюбливают. Он подвергается множеству оскорблений в социальных сетях (согласно одному исследованию, он является пятым игроком, которого чаще всего оскорбляют в Твиттере) за самые разные вещи: за то, как он проводит подкаты, как он борется в воздухе, как он зарабатывает пенальти, как он забивает голы, даже за то, как он говорит.
Это действительно кажется чрезмерным, когда единственным неоднозначным событием, в который Кейн когда-либо был вовлечен, была его короткая попытка организовать переход в «Манчестер Сити» в возрасте 28 лет.
Так что же такого есть в Кейне, что отталкивает людей или оставляет их равнодушными?
Может быть, дело в том, что он провел всю свою карьеру — за исключением тех ранних арендных лет — в «Тоттенхэме»? Что ж, возможно. Но Шпоры — не совсем захолустье; Кейн участвовал в двух кампаниях по борьбе за титул и играл в финале Лиги чемпионов.
Игра за Шпор не стала препятствием для того, чтобы Давид Жинола или Гарет Бэйл выиграли награды в конце сезона, и Шпоры были лучше с Кейном, чем с любым из этих двоих. (Помните, Скотт Паркер получил награду по версии FWA в сезоне, когда «Вест Хэм» вылетел.) И даже в Шпорах Кейн немного недоукрашен, поскольку только дважды за свою карьеру выигрывал награду Игрок сезона в их составе.
Может быть, дело в том, что он никогда не выигрывал никаких крупных клубных трофеев? Возможно, но было много великих игроков, известных больше своими неизменно блестящими выступлениями, чем титулами, которые они завоевали в конце сезона.
Стивен Джеррард никогда не выигрывал лигу, и он все равно был бы суперзвездой без выигранных кубков. Гари Линекер, чья карьера определялась скорее его голами, чем трофеями, не выигрывал ни одного крупного трофея в Англии до Кубка Англии 1991 года, когда ему было 30 лет.
Если бы Кейн прошлым летом перешел в «Манчестер Сити» и выиграл медаль Премьер-лиги — точно так же, как это сделал Джек Грилиш — был бы он более значимой фигурой, чем сейчас? Это кажется маловероятным.
Нет, такое ощущение, что Кейну присуще что-то такое, что каким-то образом отталкивает часть лести, которая должна принадлежать ему, свойство, которое скорее отклоняет свет, чем поглощает его.
Может быть, дело в том, что нам нравится, чтобы наши спортивные герои были выдающимися личностями. Мы ожидаем, что они вырастут на наших глазах, переживут как свои триумфы, так и самые мрачные моменты на первых страницах газет, а также на спортивных. Так было, в разной степени, с Бекхэмом, Руни и Джеррардом. Но это не относится к Кейну.
Ближе всего к Руни в современном английском футболе не Кейн, а Бен Стоукс, капитан сборной Англии по крикету. Он крупная фигура, не чуждая полемики, и у него уже есть свой собственный захватывающий документальный фильм на Amazon о его жизни. Когда-нибудь появится и документальный фильм о Кейне, но не сейчас.
Возможно, в отличие от Стоукса, Кейн не вписывается в наши предвзятые представления о том, какого рода лидерства мы ожидаем от капитанов сборной Англии. Он не прирожденный крикун. Он из тех, кто подает пример и устанавливает стандарты, а не разговаривает со своими товарищами по команде во время матчей.
Во время многочисленных матчей сборной Англии за закрытыми дверями во время пандемии самыми громкими игроками всегда были Джордан Пикфорд, Джордан Хендерсон и Конор Коуди, если играл, а не сам капитан.
Мы хотим, чтобы у наших спортивных героев была душа нараспашку и чтобы они демонстрировали на поле те же эмоции, что и мы, болельщики. Руни довольно быстро простили за его красную карточку в матче против Португалии в 2006 году (на самом деле, быстрее, чем Бекхэму за его против Аргентины в 1998 году). Вспыльчивость упоминается как нечто такое, что нельзя безопасно вывести из игры игрока, в случае, если это также будет стоить ему его соревновательной сущности.
Но Кейн не такой. По сравнению с жаром Руни, в Кейне есть что-то почти холодное. Он никогда не теряет самообладания на поле. Он был удален только один раз в своей карьере: в феврале 2011 года, в возрасте 17 лет, играя за «Лейтон Ориент» против «Хаддерсфилда» на выезде в Лиге один.
И то это было за две желтые карточки, вторую из которых Рассел Слэйд описал как «очень суровую» по отношению к Кейну. Но с тех пор прошло почти 12 лет, и ничего. Он, безусловно, физически конкурентоспособен, и, возможно, ему повезло, что он не был удален за подкат высоко поднятой ногой под Энди Робертсона из «Ливерпуля» в матче Премьер-лиги в прошлом сезоне, но красный туман разочарования и гнева никогда его не беспокоит.
Так что для тех из нас, кто хочет видеть эмоции игроков в ярких красках, в капитане сборной Англии остается что-то скрытое или неуловимое.
Это традиционно относится и к Кейну вне поля. Он гораздо менее знаменитость, чем многие из его предшественников и сверстников. О его ранней жизни известно не так много, кроме того факта, что мальчиком он учился в академии «Арсенала» и его оттуда отцепили после чего он присоединился к Шпорам.
О его семье тоже мало что известно, и это именно то, чего они хотят. Кейн имеет тенденцию скрывать лица своих детей смайликами, когда публикует о них в соц.сетях. Его жена тоже не особенно публичная фигура. Семья отклоняет гораздо больше просьб об интервью и рекламе, чем принимает.
Только в прошлом году или около того мы начали видеть более красноречивого Кейна, человека, более уверенного в том, что он говорит на важные для него темы, с явной заинтересованностью в сохранении своего наследия как за пределами поля, так и на нем. В течение последних трех лет он спонсировал комплект формы «Лейтон Ориент», чтобы они могли продвигать избранные благотворительные организации, для ветеранов, работников Национальной службы здравоохранения, а теперь и службы психического здоровья.
В этом году он объявил о запуске своего Фонда Харри Кейна, который, как он решил, также будет посвящен психическому здоровью. Он прочитал детскую историю на британском детском телеканале CBeebies и рассказал о моментах, когда ему было трудно быть храбрым. Частота разговоров Кейна на близкие его сердцу темы в журналах и подкастах в ближайшем будущем только увеличится. Как правило, на этом чемпионате мира его критиковали за то, что сборная Англии не надела повязку OneLove. Хотя вся эта ситуация была неразберихой не по вине Кейна, его сборная Англии остается единственной на этом чемпионате мира, кто преклоняет колено перед каждой игрой.
Может быть, это и есть зрелость возраста. Возможно, это игрок, которому в следующем году исполнится 30 лет, который начинает думать о своем наследии. (Сам Кейн ощетинился бы, услышав предположения о том, что он подходит к концу своей карьеры, он хочет играть и ближе к 40, как Златан Ибрагимович или его герой Том Брэди.)
Возможно, это просто связано с тем, что Кейн чувствует себя более уверенно в том, чтобы его голос был услышан, возможно, он сдерживал свое мнение в начале своей карьеры. Сотрудники «Тоттенхэма», безусловно, заметили перемены в Кейне в этом отношении, который более охотно делится своими взглядами о направлении клуба и трансферной политики, чем в молодости.
Сейчас он явно хочет напрямую общаться с болельщиками через социальные сети и так, как это делают немногие из его сверстников. В этом сезоне у него вошло в привычку выкладывать видео в одной из соц.сетей сразу после игр, открываясь перед фронтальной камерой, анализируя игру и выступление своей команды для своих 13,3 миллионов подписчиков. Не многие другие игроки такое предлагают. Он даже продолжил это на чемпионате мира, опубликовав видео во вторник вечером после игры с Уэльсом, поблагодарив болельщиков сборной Англии и сказав им, что их поддержка будет необходима в раундах плей-офф.
Парни блестяще сегодня отыграли. Впереди игры на выбывание 💪.
Кейн также выглядит более непринужденно со своим статусом одного из самых известных спортсменов в мире. Он был гостем на шоу Джимми Фэллона в мае, а потом отправился выпить пинту Гиннесса с ведущим в ирландский бар в центре Манхэттена. («Справедливо сказать, что Гиннесс не для меня», — прокомментировал Кейн под постом Фэллона в соц.сети, сопроводив ее плачуще-смеющимся смайликом.)
Месяц спустя он был в национальном гольф-клубе «Либерти» в Джерси-Сити, играя в Icons Golf, турнире в стиле Кубка Райдера для американских спортивных знаменитостей против команды остального мира. Он играл в команде вместе с Эшем Барти, Канело Альваресом и Брайаном Ларой против Майкла Фелпса, Бена Ротлисбергера и Майкла Стрейхэна. Ему это понравилось, и он сделает это снова, насколько позволит расписание.
Так это признак того, что Кейн наконец-то перешел в мир знаменитостей? Возможно. Может быть приближаясь к своим тридцати годам, он осознает ценность того, чтобы стать публичной фигурой.
Кто знает, может быть, все это начнет менять представление о нем и выдвинет его в ряды самых известных футболистов на планете. И, возможно, за этим последуют и индивидуальные награды.
Или, может быть, это просто функция уверенности, поскольку человек, который всегда был честен в том, кто он есть, и в том, что он любит (свою семью, футбол, гольф и НФЛ), просто проводит свое свободное время так, как хочет.
У людей не всегда должна быть скрытая или потаенная сторона. И, возможно, Кейн прав, когда он просматривает рекорды, которые ему предстоит побить, что у него осталось больше времени, чем мы думаем.
Автор: Джек Пит-Брук (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.