Иран против США. 24 года спустя
Сегодня Амир Абедзаде из Ирана и Джованни Рейна из США могут встретиться друг с другом на футбольном поле спустя 24 года после того как их отцы Ахмад Реза Абедзаде и Клаудио Рейна сыграли в матче Чемпионата Мира во Франции в 1998 году.
Когда примерно 8 месяцев назад прошла жеребьевка группового этапа ЧМ, стало понятно, что матч между Ираном и США вызовет небывалый ажиотаж из-за политического подтекста.
Почти четверть века назад США и Иран встретились на ЧМ-1998 во Франции. В СМИ та игра предподносиласть как «Мать всех игр». Встреча 21 июня 1998 года состоялась спустя два десятилетия после того, как боевики из Ирана захватили американцев в заложники в посольстве США в Тегеране и удерживали их 444 дня, что привело к разрыву дипломатических отношений между странами. За месяц до игры Госдеп назвал Иран «самым активным спонсором терроризма в мире».
Несмотря на дипломатические разногласия, отношения между игроками и болельщиками накануне игры в Лионе были спокойными и дружелюбным. Команды позировали для совместной фотографии, игроки обменивались футболками, а иранские футболисты подарили своим американским оппонентам белые розы в знак мира. Американцы же подарили вымпелы.
«После всех опасений, что эта игра вызовет еще большую вражду между двумя политическими противниками, американцы и иранцы устроили праздник любви» — написала The Washington Post.
На трибунах были драки, но между иранскими фанатами, а американские болельщики были просто наблюдателями. Часть иранских болельщиков держали плакаты и носили футболки с изображением женщины, которую они считали своим лидером, а некоторые подняли плакат «Смерть Хатеми» в знак протеста против тогдашнего президента Мохаммеда Хатеми.
Французская полиция как могла конфисковывала политические баннеры и плакаты. Перед игрой жандармы проверяли одежду и плакаты болельщиков на предмет политического содержания. Что, несомненно, вызывает определенные параллели с тем, что происходит в Катаре сейчас.
Иран был последним из 32 стан, прошедших квалификацию и предстоящий ЧМ был для них первым с 1978-го года. По мере приближения турнира Иран как мог старался снизить градус: 21 мая тренером был назначен житель Калифорнии Джамал Талеби, который родился в Тегеране, но покинул Иран в 1980-м году после исламской революции. К моменту матча с США он уже 17 лет жил в Калифорнии.
«Большинство специалистов говорят, что у иранской команды мало шансов на победу, отчасти потому, что в ней мало игроков мирового класса, но также и потому, что она все еще кипит спорами», — писал Sports Illustrated в июне 1998 года, имея в виду карусель тренеров.
«Я не политик. Я спортсмен. Мы приехали сюда, чтобы показать всем, что между людьми двух стран нет проблем» — говорил Талеби New York Times.
«Мы не проиграем игру» — пообещал иранский форвард Ходадад Азизи. Обвиняя Соединенные Штаты в ирано-иракской войне, он сказал: «Многие семьи мучеников ожидают нашей победы. Мы победим ради них».
Его слова не разошлись с делом. Иран одержал свою первую историческую победу на Чемпионатах Мира в матче с принципиальнейшим соперником - 2:1. Несмотря на то, что это не помогло им пройти в следующую стадию, победа над американцами стала поводом для праздника. Тысячи фанатов приветствовали свою команду в аэропорту Тегерана.
В то время лидером иранской команды был вратарь Ахмад Реза Абдезаде, а в сборной США — полузащитник-талисман Клаудио Рейна.
И сегодня они будут пристально изучать стартовые составы нынешних команд: посколько они могут увидеть, как их дети выйдут на совместную предматчевую фотографию, как это было 24 года назад.
Дети, Джованни Рейна и Амир Абедзаде, не могут помнить того исторического вечера в Лионе.
Американский игрок родился всего четыре года спустя в Англии, когда его отец представлял «Сандерленд», в то время как иранскому вратарю тогда было пять лет.
Один из самых молодых игроков в нынешней сборной США, 20-летний Рейна дебютировал на чемпионате мира, выйдя на замену в безголевой ничьей с Англией, сыграв последние семь минут.
Будуче старше Рейны на 9 лет, Амир Абедзаде был основным вратарем иранцев на протяжении всей квалификации, но уступил свое место после прихода Карлуша Кейроша в сентябре.
Но травма, полученная основным голкипером Ирана Бейранванда в первом матче с Англией, оставляет нам надежду на то, что Кейруш доверит место в воротах именно Амиру Абедзаде.
Отцы и дети на ЧМ-2022
Ранее на турнире в матче группы D между Францией и Данией вратарь датчан Каспер Шмейхель играл против француза Маркуса Тюрама. И 24 года назад, 24 июня 1998-го года, на том же стадионе «Жерлан» в Лионе, где играли Иран с США, встречались Дания и Франция.
На воротах датчан был отец Каспера - Питер Шмейхель. А вот отец Маркуса - Лилиан Тюрам, до этого не пропускавший игр на турнире, остался в запасе, чтобы приберечь силы для полуфинала с Хорватией, в которой он забьет два гола.
Надеюсь, этот материал был вам интересен и полезен.
Но мне хотелось бы получить и обратную связь от вас в виде плюсиков к данному посту. А также в виде подписки на этот блог :)
И подпишись на телеграм-канал "ЛОЖЬ, НАГЛАЯ ЛОЖЬ И СТАТИСТИКА", где я в более детальном и оперативном виде делюсь своими статистическими фактами и наблюдениями.