Нищета, «Золотой мяч», президентство в Либерии и сын, забивающий на ЧМ за США – драматичная история Джорджа Веа и его семьи
Невероятный путь.
Тимоти Веа забил первый гол США на ЧМ-2022 (1:1 против Уэльса).
Если вдруг не помнили или не знали: Тимоти – сын легендарного либерийского нападающего Джорджа Веа, который выиграл «Золотой мяч» в 1995 году. Он до сих пор остается единственным африканцем с престижнейшей наградой.
Веа-старший так ни разу и не играл на чемпионате мира – во многом из-за несильной сборной Либерии.
У Тимоти и Джорджа всегда были были хорошие отношения.
«Я просто смотрел на отца как на отца. Я не осознавал, что он был так знаменит, пока не увидел, как люди не останавливали его, чтобы сфотографироваться в торговом центре», – рассказывал сын в интервью The Washington Post за пару дней до турнира.
«Я просто пишу ему в вотсап. Если он занят, он не ответит, точно так же, как если я занят, то я не буду отвечать. Мой папа – самый нормальный человек, которого вы когда-либо встречали. Просыпается и идет играть в баскетбол или футбол.
Думаю, для отца будет очень важно, если выйду на поле в Катаре. Видеть сына на сцене и понимать, что он идет по твоим стопам, — это круто. Если бы у меня был сын или дочь, и я бы смотрел, как они играют на чемпионате мира, я бы тоже был счастлив.
Я не раздумывал, за какую сборную выступать. Очевидно, что корни моего отца всегда будут моими корнями, но я вырос в Штатах. Я прожил здесь всю жизнь, здесь семья и друзья. Мне действительно не нужно было принимать никакого решения, за какую страну играть. Моя страна – США», – вспоминал Веа-младший уже в интервью Fox Sports.
Семья Веа все-таки доехала до главного турнира планеты.
***
Джордж Веа вырос в лачуге на окраине столицы Либерии – Монровии. Родители разошлись еще в детстве, так что растить маленького Джорджа пришлось бабушке. Она героически справилась, а в 20 лет главный футболист либерийских трущоб впервые оказался в местном клубе.
Веа мог так и остаться местной звездой, но помогал президент Сэмюэл Доу – спорный правитель, он обожал футбол и вместо спасения экономики страны отправлял сборную Либерии в Бразилию для дополнительных тренировок.
В 1987-м парня приметил главный тренер сборной Камеруна Клод Ле Руа. Уже через год он советовал игрока Арсену Венгеру – и «Монако» решился купить нападающего за 12 тысяч фунтов. Уже в первом сезоне Джордж забил больше всех в команде и стал лучшим игроком Африки 1989-го.
Восход первой звезды либерийского футбола совпал с началом Первой гражданской войны, но сложные 90-е на родине не затронули карьеру Веа – Джордж перешел в «ПСЖ» и изящно наказывал топов, попутно став лучшим бомбардиром сезона в Лиге чемпионов-94/95.
В 95-м Веа отправился в «Милан» с Фабио Капелло – там поиграл с Роберто Баджо. Самый памятный из матча с «Вероной» – либериец повторил магию Марадоны, когда выхватил мяч в своей штрафной после углового и шикарно пробежал через все поле и оппонентов.
В том же году Веа выиграл «Золотой мяч».
В феврале 2000-го случилось другое важное событие – родился сын Тимоти. Веа тогда играл в Англии – по полсезона в «Челси» и «Ман Сити».
Тимоти определенно больше нравился «Челси».
В 2003-м Джордж закончил – и в Либерии наконец завершилась Гражданская война. К тому моменту он уже успел поиграть во Франции, а под самый конец и вовсе укатил в ОАЭ.
Сын Тимоти начинал футбольный путь в Америке, но летом 2014-м Веа-младший перешел в «ПСЖ» – и для отца это определенно было приятное событие.
Сейчас Тимоти играет в «Лилле» – в этом сезоне слабовато: 6 матчей в Лиге 1 и ноль голов.
Легенда вот уже почти пять лет как правит родной Либерией. Скоро срок закончится – следующие выборы будут в 2023-м. Веа уверен, что выиграет.
Чудесная семейная история.
Фото: globallookpress.com/Tom Weller/dpa, IMAGO/LAURENT SANSON, Tom Weller/dpa; ussoccer.com; Gettyimages.ru/Shaun Botterill /Allsport, Ben Radford /Allsport, Clive Brunskill/Allsport; East News/Kyodo, DPPI via AFP
Но слишком поздно он взошёл на вершину.
За сыном следил формально с тех пор как он попал в ПСЖ.
Классно сегодня сыграл. Пластичный, техничный.
Вы уверены, что Патрик еще один сын?