17 мин.

Караван в Катар вместе с Оптой. США-1994 и Карлос Вальдеррама

 Лучший игрок турнира-Георге Хаджи. Не Ромарио и не Баджо.

5 матчей

91,8 касания мяча за матч

3 гола и 3 передачи

14 ключевых передач

4,40 успешных обводок (59%)

12,6 выигранных дуэлей шайбы (53%)

Лучший матч турнира

 Индивидуальные рекорды турнира

 Символическая сборная. Тоже ни Байшиньи, ни Хвостика...

 

Карлоса Вальдерраму всегда можно было узнать на футбольном поле не только благодаря его невероятной прическе. В первую очередь он выделялся своим уникальным стилем, тем который боготворил уругвайский писатель и футбольный фанат Галеано: "Наш футбол, как и танго, родился в трущобах. Уругвайский стиль игры в футбол похож на танцы, изобретенные в клубах, где танцевали милонгу. Танцоры показывали свое искусство на единой плитке кафеля, а футболисты оттачивали свой стиль, в котором на крохотной площади пытались сохранить мяч как можно дольше, а не просто избавиться от него, и их ноги казались руками, к которым футбольный мяч казался привязанным. В ногах первых креольских виртуозов рождался "ощупь" "el toque": они с мячом общались так, словно это была гитара или другой музыкальный инструмент".

В начале 1990-х еще никто не слышал о тики-таке, которая через 2 десятилетия поможет испанским конкистадорам завоевать футбольный мир, но именно такую ​​игру привил сборной Колумбии тренер Франсиско Матурана. Кофейные действовали быстро и точно, и пока соперники разбирались, что делать с этим механическим апельсином, им уже приходилось вытаскивать мяч из сетки собственных ворот. Метрономом той Колумбии выступал Карлос Вальдеррама. Без него кофейный оркестр выглядел обезглавленным, а идеальная игра превращалась в какофонию.

23 июня 1990. Колумбия играет против Камеруна в 1/8 финала чемпионата мира. Вальдеррама впоследствии назовет этот матч "одним из важнейших матчей нашего поколения и нашей страны". Кофейные прекрасно понимают, что нельзя недооценивать камерунцев, ведь Неукротимые львы сняли на этом турнире скальп с действующих чемпионов мира, аргентинцев. Основное время матча не выявило победителя, а на 106-й минуте Роже Милла создал очередное чудо и вывел африканскую сборную вперед. Колумбия оказалась на краю пропасти. А через 3 оборота секундной стрелки казалось, что теперь уже ничто не спасет кофейных. За второй пропущенный гол Колумбия должна был поблагодарить своего безумном вратарю Игиту. Рене снова доказал - если у тебя есть храброе сердце, то, к сожалению, в комплекте с ним крайне редко идет ум. К сожалению, колумбийский лев так и не встретил Гудвина, который дал бы ему немного серых клеток.

Когда мяч попал к Игите, ничто не предвещало беды. Но Рене хотел попасть на первые страницы газет и ему это в очередной раз удалось. Выйдя из ворот на 40 метров, чтобы остановить мяч после сильного выноса, Игита отдал пас Луису Переа. Защитник мгновенно переадресовал сферу голкиперу и тогда Рене не придумал ничего лучшего, как обвести Миллу. Роже обокрал колумбийского шоумена, выскочил на пустые ворота и спокойно отправил мяч в сетку.

После появятся слухи, что именно Вальдеррама накануне игры с Камеруном поделится со своим старым другом по Монпелье Миллой видеокассетой, на которой была нарезка сейвов и бабочек колумбийца. В эти басни сложно поверить, кто в те времена не знал сумасшедшего Игиту! И даже если Милла действительно никогда не видел в действии Рене, то тренер сборной Камеруна Валерий Непомнящий однозначно обратил внимание Роже на то, что колумбиец может потерять берега, а поэтому нужно терпеливо ждать своего шанса.

Вместо того, чтобы обвинять Игиту, Вальдеррама, закатив рукава, принялся за работу: "Мы всегда поддерживали друг друга. И сборная Колумбии была одной большой семьей", - утверждал Карлос. Через 7 минут острый, как скальпель, пас Карлоса разрезает камерунский защиту и находит Бернардо Редина, который сокращает разрыв в счете. К сожалению, финальный штурм не принес успеха Кофейным и им пришлось паковать чемоданы. Однако дома колумбийцев встречали как национальных героев. Футболисты подарили стране надежду. Мальчики начали мечтать не о карьере наркоторговца, а о футбольном будущем. С тех пор местная беднота начала снимать со своих стен иконы Пабло Эскобара, а взамен клеила плакаты с Вальдеррамой.

Карлос просто не мог не стать футболистом. Его отец, выступавший за скромные колумбийские команды, всегда таскал сына с собой на тренировки, ведь не хотел оставлять его одного дома. Еще когда Вальдеррама даже не задумывался о футбольной карьере, он получил свое самое известное прозвище El Pibe (Малыш): "Однажды отец пришел на тренировку без меня. Тогда наставник спросил у него: "А почему ты сегодня без El Pibe?". С тех пор я сам перестал называть себя Карлосом, не говоря уже о других. Вы не поверите, но нередки случаи, когда я не сразу откликаюсь на имя Карлос, я привык, что все обращаются ко мне El Pibe. Папа не скрывал своего удовлетворения, когда я сказал ему, что хочу стать футболистом. Он надеялся, что мне удастся достичь тех вершин, которые он так и не смог покорить. Первой моей командой стала Пескадита, команда на нашей улице. Мы играли против команд других кварталов. Затем выступал в различных школьных и юношеских турнирах. Я до сих пор каждую субботу и воскресенье играю в чемпионате U-50. Футбол стал единственным наркотиком, на который я по-настоящему подсел. К сожалению, этого нельзя сказать о большинстве моих соотечественников", - отметил колумбиец в интервью 2006 года.

Свои первые шаги в футболе Карлос делал на узких улочках родного города Санта-Марта. Из-за отсутствия арбитров, ему приходилось учиться сохранять мяч не только от посягательств многочисленных ног и коленей, но и локтей и рук. Там Вальдеррама оттачивал свою филигранную технику. И именно на улицах Санта-Марты он хорошо заучил, что никогда не стоит поддаваться эмоциям. Успеха можно достичь только, имея голову на плечах, toque-toque-toque. В 19 лет Малыш ставит свою подпись под контрактом с Унион Магдалена, теперь он играет на одном газоне с теми футболистами, которые были его кумирами.

Дальше - больше. В 1985 году El Pibe впервые надевает кофейную футболку. "Когда я получил вызов в сборную, то считал дни, оставшиеся до матча. Я тогда светился от счастья, ведь сыграв за Колумбию, я воплотил бы одно из своих детских мечтаний в реальность". Правда, первый блин оказался комом. Парагвай разбил колумбийцев в квалификации к чемпионату мира 1986 со счетом 3:0. Но наш герой продолжал работать и со временем он станет тем локомотивом, который потянет кофейных на футбольный Олимп. Колумбия примеряет на себя туфельку Золушки на Копа Америка 1987, который проходил в Аргентине. В матче за бронзу Кофейные нокаутируют хозяев во главе с Марадоной.

Вальдерраму признают лучшим игроком этого турнира вовсе не за оригинальную прическу. На Копа Америка 1987 загорелась очередная латиноамериканская звезда. Всем стало очевидно, что Карлос давно перерос колумбийский чемпионат.

Малыш отправился покорять Старый Свет в 1988 году. "До нас доходили слухи, что в Колумбии играет великий полузащитник, поэтому мы решили посмотреть на него вживую, когда Кофейные играли со сборной Англии на "Уэмбли". Это было незабываемо. Большая сцена и замечательный колумбийский актер. Он играл фантастически, оставив в тени всех английских звезд. Хорошо, что я поверил своим скаутам и подписал с Карлосом предварительный контракт. Если бы мы немного затянули, то колумбийца перехватил бы кто-то из европейских грандов. На следующий день после матча на "Уэмбли" английские газеты вышли с шапкой: "Lucky Montpellier"", - вспоминал президент Паладинов Луи Николлин. Однако колумбийский изумруд не сразу засиял в Европе своим ослепительным блеском. Вальдеррама на собственной шкуре почувствовал, что латиноамериканский и европейский футбол - это две большие разницы. Во время первого сезона в составе Монпелье Карлос протирал штаны на скамейке запасных. Но колумбиец не вешал нос и упорно работал, зная, что у него обязательно появится шанс, который он не собирался упустить.

"Европейский футбол оказался слишком быстрым для Вальдеррамы, ведь он привык играть дома практически стоя. К тому же здесь на первое место часто выходила физическая борьба, в которой не было места для магии Карлоса. Вальдеррама не очень любил защищаться, а без этого в Старом Свете удивительно трудно рассчитывать на место в основе. Именно поэтому он так долго искал свое место под европейским солнцем", - отметил Лоран Блан, который играл с El Pibe в Монпелье. На самом деле, у нас никогда не было никаких проблем с Вальдеррамой, несмотря на то, что он сидел в запасе, он ни разу не бунтовал. И за пределами футбольного поля он никогда не терял голову. В Монпелье его жизнь вращалась вокруг команды и семьи. Он просто отличный парень", - добавляет Николлин.

С приходом польского тренера Хенрика Касперчака Карлос забыл о скамейку запасных, как о страшном сне. Он не только гарантировал себе место в основе Паладинов, но и стал одним из лидеров команды. "Я обожал его стиль "el toque"". Он оказался не только эффектным, но и эффективным. Карлос никогда не передерживал мяч, он всегда отдавал пас в нужное время и в нужное место. Для меня было честью играть с ним в одной команде", - вспоминал Стефан Пайе. В первую очередь благодаря колумбийском магу Монпелье выиграл в 1990 году Кубок Франции. "Без сомнений Вальдеррама был нашим лучшим игроком в этом турнире. Он спас наши задницы в полуфинале с Сент-Этьеном. Иногда Вальдерраму обвиняют в том, что он передерживает мяч. Но я скажу вам, что так говорят те, кто со сферой на Вы. А Карлос долго держит мяч, так как может. Именно поэтому мы сегодня пьем шампанское", - рассказывал в интервью вскоре после кубкового финала Николлин.

Угадайте кто сзади Карлоса?

"В полуфинале с Стефануа игра Еl Pibe заставила болельщиков сорваться из своих мест. Он был абсолютно сказочным. Естественно, что быстрая и физическая европейская игра не была стихией Вальдеррамы. Но все менялось, когда он получал мяч. Мы понимали насколько хорошо, что этот парень играет за нас, а не против нас. Он делал со сферой то, о чем большинство из нас мог только мечтать", - никогда не жалел комплиментов в адрес Малыша Лоран Блан.

2 июня 1990. Матч в Будапеште. Необычное начало матча...

Смотреть весь матч необязательно, но с 4.34 до 5-ой минуты можно...

Летом 1990 Вальдеррама дебютировал на чемпионате мира. В первом матче мундиаля Карлос забил великолепный гол в ворота ОАЭ, который поставил крест на надеждах арабов вырвать ничью. А вот во второй игре невероятный Стойкович оказался на голову выше колумбийца. В заключительной игре группового турнира на кофейных ждала убийственная Бундесмашина.

Правда, в случае победы югославов над ОАЭ колумбийцам для выхода в плей-офф хватило бы одного очка. Игра началась так, как прогнозировали букмекеры. Немцы полностью доминировали на поле, создав несколько моментов у ворот Игиты. Однако дальше Карлос вытащил свою волшебную палочку и начал показывать фокусы. Лишь чудом Кофейные не распечатали ворота Иллгнера. Больше всего в этом плане "отличился" Карлос Эстрада, который упустил выход тет-а-тет с голкипером манншафт. Но немцы в очередной раз проявили характер и начали доминировать на поле. Колумбийцы только отбивались из последних сил. Табло показывало 88-ю минуту, когда для кофейных случилось, как тогда казалось, непоправимое. Литтбарски показал Эстраде, как нужно реализовывать выходы один на один.

После гола немцев, в Боготе зафиксировали несколько инсультов, а сотни телевизоров, распрощались с жизнью, вылетев из окон. Однако, в отличие от своих соотечественников, Вальдеррама верил, что еще не все потеряно. 90+2-я минута. Карлос получает мяч в центре поля и, о чудо! Укрощает его не первым, а вторым касанием. Создавалось впечатление, что атака быстро захлебнется, поскольку с El Pibe не сводят глаз трое немцев. Однако он отдает эффектный пас на Ринкона. Тот мгновенно переадресовывает сферу Фахардо, который в одно касание отдает на капитана. Вальдеррама краем глаза замечает, что Аугенталер вместо того, чтобы держать Ринкона, бросился на него. Карлос мгновенно принимает решение и отдает кинжальный пас на Фредди. Форвард не повторил ошибку Эстрады и отправил сферу между ног Иллгнера. Колумбия начинает праздновать выход в плей-офф. Даже Вальдеррама на мгновение дает волю эмоциям и подвергается колумбийском безумию.

"Это незабываемый момент для нашего поколения и нашей страны, о котором мы все еще помним, как будто это было вчера. Колумбийское телевидение постоянно крутило этот гол. Именно поэтому он навечно запечатлелся в нашей памяти. Несмотря на то, что мы вылетели в Италии уже на стадии 1/8 финала, я там пережил одни из самых счастливых мгновений в своей карьере. Мы впервые с 1962 года сдали экзамен в квалификации к мундиалю. Мы прошли групповой турнир, вырвав на последних секундах ничью у будущих чемпионов мира. Это был фантастический опыт", - вспоминал Вальдеррама.

Надолго в Франции колумбиец не задержался. "Мы сначала не хотели его отпускать. Однако затем кто-то напомнил о возрасте Карлоса. "Ему уже исполнилось 30 и он уже давно прошел свой пик". Именно поэтому я продал Вальдерраму. К сожалению, это оказалось большой ошибкой. Мы не должны были отпускать его ни за какие деньги. А аргумент относительно возраста оказался бессмысленным. Карлос как хорошее колумбийское вино с каждым годом становился все лучше", - сожалел Николлин. Если вы думаете, что Малыш перешел в европейский гранд, то сильно ошибаетесь. В 1991 Карлос подписал контракт с Вальядолидом.

Почему он выбрал этот скромный клуб? Все очень просто. За эту испанскую команду уже выступали друзья Карлоса - вратарь Игита и хавбек Альварес. А тренировал Вальядолид главный архитектор, пожалуй, лучшей сборной в истории Колумбии Франсиско Матурана. Неудивительно, что Карлос решил вернуться в семью.

В 1994 году Кофейные ехали на американский Мундиаль минимум за медалями. В отборе раскатали дважды подряд взявшую Копу Аргентину 5-0 и отправили ее в стыки с Австралией.

Но незадолго до турнира главный дирижер сборной Колумбии травмируется и его участие в чемпионате мира окажется под вопросом. Карлос успеет восстановиться, однако на американских полях он будет только собственной бледной тенью. Как следствие, Колумбия поедет домой уже после группового турнира. Через два года Карлос дебютирует в МLS, где станет одной из главных звезд американской лиги. Игроки Тампы даже одевали перед матчем парики под Вальдерраму, маркетинг твою мать..

Некоторые местные игроки не могли поверить в то, что они выступают в одной команде с Вальдеррамой: "Вчера его постер висел у меня на стене, а теперь я играю рядом с ним". В 2000 году El Pibe, установит рекорд, МLS назовет вечным - колумбиец отдаст 26 голевых передач за сезон.

Карлос поставил эффектный восклицательный знак в своей 22-летней карьере 1 февраля 2004, сыграв прощальный матч в Барранкилье. В тот день партнерами Вальдеррамы были такие легенды, как Марадона, Франческоли и Чилаверт. Карлос так объяснял свое футбольное долголетие: "Просто чаще занимайтесь сексом". Вальдеррама всегда жил по своему рецепту. У него 6 официальных детей. А внебрачных, пожалуй, несколько десятков, ведь от невероятной шевелюры Карлоса теряли голову сотни страстных латиноамериканок. Сейчас колумбиец мечтает о том, чтобы самостоятельно повести футбольный корабль в большое плавание. "Несмотря на то, что у меня пока нет опыта работы на должности главного тренера, я, конечно же, хотел бы возглавить свою родную команду Унион Магдалена, за которую когда-то выступал не только я, но и мой отец. Также, как и любой наставник, я хочу тренировать национальную сборную. Если бы меня позвали, я бы просто не смог отказать. Я люблю говорить, что хорошие вещи стоят того, чтобы их немного подождать и тогда они обязательно случатся. Просто мое время еще не пришло", - признался колумбиец в одном из интервью.

 

Этот материал хотелось бы завершить словами Вальдерраммы, ведь, как говорит народная мудрость, устами Малыша говорит истина: "Если я скажу, что не хотел бы стать чемпионом мира, то покривлю душой. Но я не жалею, что так и не поднял над головой кубок мира. Я считаю, что стоит о чем-то сожалеть лишь тогда, когда ты не имел никаких шансов достичь цели. А если у тебя была возможность осуществить свою мечту, а ты ее не использовал, то стоит пенять только на самого себя. Мы трижды могли выиграть кубок мира, но трижды возвращались домой с пустыми руками. Самое большое несчастье случилось с нами в 1994 году. Нашу команду окрестили самой сильной командой в истории Колумбии. У нас был надежный вратарь, сильная оборона, мощная полузащита и смертоносная атака. Недаром мы ехали в США в статусе одного из главных фаворитов турнира, а взамен вылетели уже после группового этапа. На первый взгляд, может показаться, что футбольный бог не любил меня. Но это только на первый взгляд. Я до сих пор продолжаю играть в любимую игру. Что может быть лучшим? Если вы спросите у меня, кем бы я хотел стать, если бы прожил еще одну жизнь, я бы без колебаний ответил: "Футболистом"".