5 мин.

Роттердам - город, ставший центром рейв-культуры

Роттердам - город на западе Нидерландов, важная торговая точка (крупнейший порт в Европе) и второй по численности населения город страны после Амстердама. 14 мая 1940 года центр Роттердама был практически разрушен силами отрядов Люфтваффе, в результате чего нынешний облик города вдохновлён заметными идеями Ле Корбюзье, но своей индустриальной начинки Роттердам никогда не терял и жители активно противопоставляли себя столице как в футболе, так и в культурном плане. Сегодня мы пройдём небольшой экскурс в яркие девяностые, обозрев борьбу городов и вытекающие результаты.

Девяностые - пик в напряжённых отношениях ультрас «Аякса» и «Фейеноорда»

Ещё в семидесятых по Нидерландам проходит зарождение активных фанатских движений - так, например, у «аяксидов» появляется саппорт «Ф-Сайд», но основными целями тех хулиганов становится власть и игроки, насилием эта эпоха не выделялась.

В начале девяностых происходят первые стычки движей двух наиболее крупных команд страны - одной из причин можно назвать то, что «Фейеноорд» всегда был на вторых ролях как на локальной арене, так и в Европе. Благодаря стремительно развивающимся технологиям и возможностям к коммуникации война перетекает с трибун на улицы городов, и полиция начинает терять хватку - теперь никто не знал, в каком месте и в какое время была забита очередная «стрела».

Каждый год градус насилия повышался - так 28 мая 1995 года представители группировок «Фейе» и «Утрехта» собрались в студии программы «Любовь и сожаление» с целью сглаживания углов в вопросе насилия со стороны фанатов. Столичный «Ф-Сайд» же появился в студии оригинальным и пугающим способом - толпа подъехала колонной из машин, и миновав несколько помещений засела за непроницаемым студийным окном. Дальше - выстрелы, треск окна, испуганные визави столичной бригады и желаемый результат. Участников преступления найти так и не удалось.

16 февраля 1997 года произошла драка на окружной дороге Амстердама - сошлись 50 лиц из «Ф-Сайда» и 300 хулиганов «Фейе». Вообще, столичные фанаты часто уступали в численности своих активных фанатов. А через месяц, 23 марта один из их участников Карло Пикорни был забит насмерть фанатом роттердамской команды в предместье городка Бевервейк.

Полиция устроила облаву - на стадионах в Алкмааре и Ваалвейке обыскивали всех, у кого можно было найти кровь, грязь и следы насилия. Но фанаты словно испарились - кто-то не явился на матчи, кто-то переоделся и засел в укрытиях, а раненых фанатов «Фейе» вызволяли напарники по бригаде прямиком с больничных палат. Задержали всего 28 человек.

Со временем планка насилия стала падать - о нулевых и десятых рассказывать в кровавых тонах попросту нечего.

Но как это связано с рейв-культурой?

Суть в том, что нередко в число фанатов «Фейеноорда» входили (и входят до сих пор, но уже заматерев) бритые парни, именующие друг друга как gabber - то бишь кент, приятель. Их появление тоже спровоцировано противостоянием между населением двух городов.

Когда на рубеже восьмидесятых и девяностых британское техно пускает свои корни в континентальную Европу, одним из его эпицентров становится Амстердам - неоновый, модный и дорогой. Чтобы попасть на вечеринку обязательным было наличие атрибутов богатой жизни - в первую очередь шикарного костюма. Зайти в удобных «портках» в клуб считалось дурным тоном и вышибалы не позволяли этому происходить. Тогда пролетарская молодёжь Роттердама решила ответить своим стилем. Так появилось хардкор-техно.

Местные продюсеры питали любовь к звучанию соседнего Антверпена и лейбла Bonzai Records:

А усатый юноша DJ Paul Elstak, выступавший в местном клубе «Паркзиш» начинает собирать собственные релизы с новым, огрубевшим звучанием и распространять его на каждой роттердамской тусовке

Хардкор зазвучал совсем иначе, нежели эстетичное техно для богатых ребятишек Амстердама: ритм стал стабильно 200> ударов в минуту, а прямая бочка обросла мясом и дисторшном, что позволяло пробуждаться всем клеткам организма в самой гуще танцплощадки.

Тогда же в обиходе появляется слово gabber. Габберы брились налысо и носили яркие костюмы Australian вкупе с массивными Nike Air Max BW, потому что такой внешний вид был по всем параметрам подходящим для длительной тусы с высокой температурой внутри помещения и кучей быстрых телодвижений, обозначенных как танец хаккен

Само описание жизни габбера говорит о многом - «В ночь с пятницы на субботу я отвисаю в клубе, а в воскресенье иду на матч родного «Фейеноорда». Нередко габберы употребляли таблетки экстази для «разгона» - их можно было назвать аморальными представителями общества, но и в их интересах было перенести уличное насилие в полную отдачу в недрах полулегального клуба.

Со временем хардкор затмил техно и выбрался на крупные фестивали, а ведущих продюсеров жанра подтянули такие хитмейкеры как, например, Scooter

И сегодня как жанр хардкор-техно (и вытекающий из него хардстайл), так и субкультура габберов продолжают пользоваться популярностью, попадая в хиты TikTok и YouTube. На родине всего этого «движа» бывшие участники также не забывают о своей молодости, в чём можно убедиться просмотрев документальную короткометражку «Gabbers!» 2013 года.

Ну и зачем эта статья без совмещения двух тем в одном месте?

Ловите

Кажется, этот стиль Роттердама - его визитная карточка на долгие годы.