Урок истории. Путь наверх
… В 1939 году президентом "Торино" стал влюбленный в футбол владелец небольшой фабрики по производству кожаных аксессуаров 42-летний Ферруччо Ново. Он происходил из буржуазной туринской семьи, как многие представители этого класса в молодости он окончил колледж Святого Иосифа в Турине. Именно там Ферруччо познакомился с футболом, ему даже довелось сыграть несколько игр за "Торо", впоследствии он со смехом вспоминал о том времени: "Да, я был настоящим "деревом" на поле!". Но второе пришествие Ново в “Скуадру гранату” было судьбоносным.
Заканчивалась золотая эпоха "Ювентуса", надо отметить, что Ново очень внимательно следил все предыдущие годы за работой Эдоардо Аньелли. Он четко понимал, за счёт чего прогрессирует и как развивается "Ювентус". Аньелли принес в футбол дух большого бизнеса. И в его команде он продолжал действовать также как в крупном машиностроителе ФИАТе, оставаясь "вершиной пирамиды". Ново решил, что побороть детище финансового гиганта можно только прямо противоположными методами. Он решил создать команду друзей и соратников.
Синьор Ферруччо стал настоящим новатором в плане строительства и управления в футбольной команде. "Великий "Торино" не был случайным явлением в Итальянском футболе, как часто случалось, это было творение Ново, продуманное до мельчайших деталей и выстроенное собственными руками.
Итак, 1939 год. "Ювентус" испытывает предсказуемые трудности после смерти в авиакатастрофе Эдоардо Аньелли, "Амброзиана" и "Болонья" понемногу набирают обороты.. у "Торино" совсем нет времени на долгие раздумья решения нужно принимать максимально быстро. Ново обращается за помощью к бывшему тренеру "Торино", занимающему пост тренера сборной Италии Витторио Поццо. Именно "старый маэстро" советует пригласить в каждый отдел клуба не просто профессионалов, а людей, которым можно доверять. Уже через несколько недель в клуб на должности советников президента по футбольным вопросам приходят Антонио Янни и Марио Спероне (экс-чемпионы Италии в составе "Торино") и Джачинто Эллена. Вице-президентом становится близкий друг Ново Ринальдо Аньизетта, также поигравший в футбол в юности. Все остальные должности также заняли друзья и близкие знакомые президента. Только в сплоченном коллективе единомышленников Ново видел шанс побороть "Ювентус".
На пост тренера синьор Ферруччо приглашает самого интересного молодого специалиста Италии – Эрнста Эрбштейна. По образованию венгерский еврей был учителем физкультуры, в молодости поиграл за полупрофессиональные клубы, жил в Америке, но во время великой депрессии вернулся на родину. Часто ездил в Англию, где изучал местный подход к тренировочному процессу, а также новые веяния в футболе. До прихода в "Торино" успел поработать с "Бари", "Ночериной", "Кальяри" и "Луккезе". На всю оставшуюся жизнь Эрбштейна и Ново будут связывать дружеские отношения даже после вынужденного побега Эрбштейна из фашистской Италии - Ферруччо поможет ему найти убежище в Венгрии. После окончания войны тренер вернется к Ново, чтобы продолжить столь плодотворное сотрудничество. Именно советы прозорливого еврея помогли привести в команду Валентино Маццолу и Эцио Лоика из "Венеции".
Ново всегда лично работал на трансферном рынке и делал это так, как никто не делал это до него. Он тщательнейшим образом просматривал все команды и определял лучших и желательно молодых футболистов. После кандидатура обсуждалась с советниками и тренером, и при согласии всех Ферруччо совершал сделку. "Чем раньше ты купишь футболиста тем больше сэкономишь" – вот был его девиз, и хоть он не стал общепринятым, но в случаях с Ново он работал всегда.
Первое важное приобретение Ново сделал по совету Антонио Янни – из "Варезе" был куплен 18-летний нападающий Франко Оссола за 55 тысяч лир. Ново не любил длительных переговоров – Лоика и Маццолу он забрал прямо из раздевалки после матча в Венеции, заплатив за них 1,4 миллиона лир.
Валентино Маццола "равняется" на синьора Ферруччо
Тем временем Италия вступила в войну. И хотя Муссолини утверждал, что это продлится всего несколько месяцев и футболистов не нужно призывать на службу, Ново был одним из первых понявших, что в реальности это не так. Война неизменно должна была наложить отпечаток на ситуацию в футболе, и победителем из этой ситуации выходил тот, кто первым нашел бы способ решить эту проблему. Ново устроил своих футболистов работать на ФИАТ. А работа на заводе, производящем оружие, приравнивалась к военной службе, таком образом Ново спас от гибели своих подопечных.
В сезоне 1941/42 президент пригласил ещё пятерых футболистов. Первым стал Пьетро Феррарис из "Амброзианы", он был левым вингером “Скуадры Адзурры” образца 1938 года. По совету Эллены из "Фиорентины" был взят Ромео Менти. Пополнился состав и тремя экс-ювентийцами: Альфредо Бодойра, Феличе Борель и Гульельмо Габетто. Именно Борель “шепнул на ухо” Ново, что "Юве" собирается продать Габетто в "Дженоа" за 300 тысяч, считая его бесперспективным. Синьор Ферруччо добавил 30 тысяч и пополнил свою команду классным нападающим.
В том же сезоне произошло важное тактическое изменение. В Италии в целом и в "Торино" в частности считалось приемлемым играть только по схеме 2-3-2-3. В англии же уже долгое время использовали WM Герберта Чепмена, 3-2-2-3. Среди тех, кто предложил Ново перейти к новой схеме, были футболист Борель и консультанты Эллена и Копернико. Во-первых, это привело бы в замешательство соперников, не привыкших к тактическим перестроениям, а, во-вторых, сама посебе "дубль-ве-эм" была более современной и позволяла лучше контролировать ситуацию на поле. Тогда Ново уволил с поста тренера Тони Карньелли и назначил венгра Андреаса Куттика, строго-настрого приказав наигрывать "систему". Свое первое Скудетто "Великий "Торино" возьмет уже в следующем сезоне 1942/43 годов.
p.s. Витторио Поццо тоже заинтересуется системой WM, но так и не научится до конца доверять ей. Когда она окончательно утвердилась в "Торино", а костяк сборной составят футболисты "быков" (десять полевых игроков в победном 3:2 товарищеском матче с Венграми в мае 1947-го) синьор Витторио был признан "устаревшим" и отправлен в отставку. И как Вы думаете – кто занял его место и возглавил "Скуадру Адзурру"? Да-да, Ферруччо Ново, великий селикционер. Но это уже совсем другая история...