20 октября - скорбная дата для москвичей. В этот день в 1982 году в «Лужниках» произошла трагедия - в давке на стадионе
Эта дата навсегда останется в памяти болельщиков, независимо от клубной принадлежности и других вещей, которые в данном случае не имеют ровным счетом никакого значения. Массовая давка с человеческими жертвами произошла в среду 20 октября 1982 года в конце матча кубка УЕФА «Спартак Москва» — «ФК Хаарлем».
Билетов на ту игру было продано чуть больше 16,5 тысяч — слишком холодно было тем октябрьским днем в Москве. Температура доходила до минус девяти. Скамьи обледенелые, ступени тоже. Зрителей, среди которых было очень много подростков, разместили на двух трибунах. Большинство же зрителей из-за близости к метро расположилось на трибуне С – порядка 12 тысяч человек.
Трагедия случилась на последней минуте матча. За двадцать секунд до финального свистка Сергей Швецов забил второй мяч в ворота гостей. Услышав радостный рев фанатов "Спартака", успевшие покинуть трибуны зрители повернули назад и столкнулись с потоком людей, идущих вниз.По показаниям очевидцев, на лестнице упала девушка, несколько человек хотели помочь ей подняться, но напирающая сзади толпа повалила их на землю и затоптала. О них спотыкались другие, груда тел росла.В узком пространстве, на обледеневших ступенях, возникла давка. Люди не могли пройти дальше, металлические перила лестницы выгнулись, болельщики начали падать с большой высоты на бетонный пол.
Вспоминает очевидец этого страшного события: «Когда я был на этом матче, мне было 14 лет. Погибли ребята, в основном, от 18 до 23. Это произошло как торнадо. То есть может человек стоять в полуметре, и не коснется и волоска на его голове… Люди падали по обледенелым ступеням… Я упал и уже начал задыхаться, но меня выдернули ребята. Я отошел и встал у изгородей. На моих глазах перила начал гнуться и пролет рухнул».
По официальным данным, в тот страшный вечер погибли 66 человек. Впрочем, все очевидцы до сих пор считают, что смертельных исходов было намного больше.
Теннисист Андрей Чесноков: «Я не понимаю, как там могло быть 66 погибших. Для меня было однозначно гораздо больше. Когда на 25-летии мне сказали про 66 человек... Можно говорить, что угодно, но я считаю, что было точно больше. Я помню перила, а вокруг этих перил все трупы».
Журналист «Советского спорта» Сергей Микулик: «Погибли 66 человек — это по официальным данным, а я уверен, что намного больше».
Оперативно о событиях рассказала только газета «Вечерняя Москва», но сделала это небольшой заметкой на последней полосе.
Заметка «Вечерней Москвы»
«20 октября 1982 г. после футбольного матча на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина при выходе зрителей в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование обстоятельств происшедшего».
Эта тема была закрыта советскими властями, и только в 1989 году журналисты рассказали широким массам правду об этой трагедии.
22 октября 1992-го, к десятилетию со дня трагедии, у западных трибун «Лужников» установили памятник «Погибшим на стадионах мира».
К двадцатипятилетию трагедии Андрей Алексин, Сергей Фисун и Антон Хабибулин записали песню под названием «Двадцатое число»
Давайте вспомним сегодня друзья, Тот роковой, черный день октября, И тот победный, трагический матч, Что нам оставил слезы и плач, Тогда погибло много людей, Ничем не сгладить боль матерей, В ужасной давке гибли они, Ничем помочь мы им не могли.
Припев: Кровь, алая кровь, в крови стадион, Кровь, алая кровь, крики и стон, Вновь сердце болит, не вспомнить нельзя, Нам о том двадцатом октября.
И с той поры ни один год прошел, И приходя в Лужники на футбол, Мы вспоминаем наших ребят, Ничем не скроешь горечь утрат, И красно-белый, наш флаг Спартака, Сегодня держит другая рука, И пусть давно тех ребят нет в живых, Мы никогда не забудем о них.
Припев (2 раза).
"Вновь сердце болит, не вспомнить нельзя,
Нам о том двадцатом октября."
Вечная память всем погибшим.
Сказал:<Я забил много голов
Но в этот день лучше б я не забил
И столько людей бы я воскресил>"