А вы знали, что Бензема ненавидят французские националисты? Их обвинения – просто манипуляции
Разобрали все по полочкам.
Перед возвращением в сборную накануне Евро-2020 во Франции разгорелась дискуссия о рациональности вызова Бензема. Вспоминали шантаж Матье Вальбуэна, смаковали конфликт с Оливье Жиру. Но главное — сделали из Карима удобную игрушку для политических забав
Бензема – представитель кабилов. Это берберский народ, в основном проживающий на севере Алжира (3 млн человек), вторая по расселению локация – Франция (676 тысяч). Многие известные французы имеют кабильское происхождение: Зинедин Зидан, актеры Сами Насери и Марион Котийяр.
С родиной Бензема связана лавина ненависти. Главные критики возвращения Карима – члены ультраправой консервативной националистической партии «Национальное объединение»
Главные тезисы партии довольно прямолинейны:
• Прекращение иммиграции из неевропейских стран, ужесточение требований при получении гражданства, отмена прожиточного минимума и государственной медпомощи для иностранцев.
• Ограничение абортов, поощрение многодетных семей.
• Возвращение смертной казни.
С осени 2015-го (когда Бензема прекратили приглашать в сборную) «Национальное объединение» жестко выступало против потенциального возвращения и мгновенно активизировалось после примирения нападающего с Дешамом.
Почему в такой разношерстной сборной «Национальное объединение» пристало именно к Бензема? Большинство игроков с африканским происхождением вообще не отождествляют себя с предками и утратили связь с домом прадедов, тогда как Бензема ценит корни.
Так разожглась беспощадная информационная война с манипуляциями, клеветой и банальным невежеством.
Претензия №1 – Бензема считает себя алжирцем, а не французом
«Я помню высказывания Бензема: я француз в футболе, но алжирец в сердце», – декларировал в эфире France Info глава французского департамента Буш-дю-Рон и член «Национального объединения» Стефан Равье. Вдобавок политик назвал Карима бумажным французом.
Тьерри Мариани (тоже депутат от «НО» и экс-министр транспорта) тоже с критикой вспомнил цитату Бензема: «В спорте выступаю за сборную Франции, а в душе я алжирец».
Равье и Мариани искажают интервью аж 2006 года. Тогда 19-летний Бензема участвовал в радиопрограмме журналиста Луиса Фернандеса «Луис атакует» на RMC Sport. Фернандес вместе с коллегой Флорианом Гентоном спрашивали, за какую сборную планирует играть Бензема. Карим уверенно отвечает «Франция», добавляя: «После долгого спортивного пути (имеет в виду юношеские сборные Франции – Sports.ru) я буду играть за Францию. Алжир – моя страна, оттуда мои родители, Франция – моя страна со спортивной точки зрения».
Бензема позднее объяснял: «Мы говорили о футболе. Я не стесняюсь алжирских корней и горжусь ими, во Франции я вырос и занялся футболом. Я играю за сборную Франции, так будет и дальше».
Кроме того, в документальном фильме «Le K Benzema» 2017 года Карим уточняет: «Я начинал во французской сборной до 15 лет. Алжир вообще не связывался со мной».
Карим ни разу не противопоставлял Алжир и Францию. В интервью из 2006-го не было ничего в духе «я алжирец в сердце» или «в душе я алжирец» – фразы, которыми активно разбрасываются политики.
«Речь шла о футболе. Это не вопрос вроде «Вы больше чувствуете себя алжирцем или французом?» Полная чепуха», – говорил Бензема в 2017-м.
Претензия №2 – Бензема не поет гимн
Заместитель председателя «Национального объединения» Жордан Барделла нашел другой изъян в репутации Бензема: «Карим бесчестно представляет наш спорт. Когда он отказался петь «Марсельезу», то дал понять, что его страной является Алжир, а Франция предназначена для футбола».
Не совсем так. В 2013-м (тоже в эфире «Луис атакует») Бензема объяснял: «Никто не заставит меня петь гимн. Зидан, например, не всегда исполнял «Марсельезу». Есть и другие примеры – не вижу никакой проблемы. В нашей стране даже много тех, кто принципиально не поет гимн.
Нет никакой связи между пением гимна и моим желанием выступать за Францию. Постоянно играть в сборной – моя мечта. Если я сделаю хет-трик, вряд ли после матча будут говорить, что я не пел «Марсельезу».
В интервью Vanity Fair Spain в 2018-м Бензема дополнил мысль: «Я сожалею, что французский гимн призывает к войне. Мне не нравится посыл».
Взвешенные рассуждения. Перед матчем с Германией на Евро-2020 заметно, как Бензема шевелит губами во время «Марсельезы», но демонстративно не артикулирует – возможно, произносит только определенные фрагменты песни.
Претензия №3 – Бензема играет за сборную из-за денег
Самый абсурдный довод. Сначала слово обвинителю – уже знакомому Стефану Равье: «Бензема показывает любовь и привязанность к Франции, только когда дело доходит до футбола, то есть когда речь идет об астрономических суммах зарплаты. Если мы говорим о нации, родине, он выбирает Алжир.
Конечно, в Алжире тоже есть футбол… Там зарплаты поменьше, поэтому он выбирает Европу».
Игроки национальных сборных не получают постоянную зарплату – только конкретные выплаты за выступления на крупных турнирах. Например, каждый из 23 французов в заявке на победном ЧМ-2018 заработал примерно 400 тысяч евро.
Бензема в мадридском «Реале» (без коронавирусных издержек) получает 294 тысячи в неделю. Вряд ли Карим выбрал Францию, чтобы раз в четыре года бороться за сумму, равную 10 дням пребывания в клубе.
Французским политикам вообще трудно обвинять Бензема в меркантильности. Из отчета Football Leaks за 2016 год следует, что Карим исправно платит все налоги в казну (все знают, как футболисты могут обходить эти выплаты).
Но есть и более показательная история – Бензема зарегистрировал личный бренд Best of Benzema во Франции. Карим мог сделать это в Испании, получив особый налоговый статус на спонсорский доход – платил бы в казну 5% вместо 33,3%.
Издание Mediapart интересовалась причинами такого решения Бензема, но агент от лица Карима отказался от комментариев с характерной ремаркой: «В любом случае информация будет истолкована неправильно».
Кажется, Бензема уже привык к нелепой критике.
Впервые текст был опубликован 28 июня 2021 года в блоге Аргонавтика