Эрнесто Вальверде мог закончить с футболом из-за любви к фотографии. Снимает с 15 лет и организовал две выставки
«Атлетик» – одно из открытий текущего сезона Ла Лиги. Баски катком прошлись по соперникам и запрыгнули на третье (сразу после «Реала» и «Барсы») место.
С этого сезона «Атлетик» тренирует Эрнесто Вальверде, которого многие помнят по «Барсе». Но мало кто знает, что у Эрнесто есть вторая жизнь – известного фотографа. Параллельно с матчами Вальверде фотографирует, выпускает фотокниги и организовывает собственные выставки.
Вальверде-футболист: увлекался фотографией (и даже попадал за это в полицейский участок), учился на фотографа в универе и не собирался быть тренером
Эрнесто увлекся фотографией в 15 лет, когда нашел дома старенький Olympus. В 1982-м 17-летний Вальверде гонял за молодежку «Алавеса», а параллельно учился на промышленного мастера в области электроники. Эта специальность не особенно интересовала Эрнесто, а страсть к фото только росла. Свою первую взрослую зарплату парень потратил на крутую камеру: друг привез с Канарских островов Canon AE1 за 40 тысяч песет. Вальверде фотографировал на нее несколько лет, а потом перешел на Nikon FE2. Эта камера до сих пор хранится у испанца.
В середине 80-х Вальверде оказался в баскском клубе «Сестао Спорт». В те годы в стране басков бушевали сепаратистские настроения, ЭТА (националистическая организация) устраивала уличные протесты. Вальверде проникал в самую гущу и фотографировал – однажды его даже забрали в полицейский участок, потому что приняли за протестующего.
В 1986-м Вальверде перешел в «Эспаньол» и на старте сезона получил тяжелую травму. Чтобы не бездельничать он решил профессионально изучить фотографию. Эрнесто без проблем сдал вступительные экзамены и поступил на второй курс Института фотографических исследований Каталонии (IEFC). Четырехлетняя учеба очень удобно уложилась в карьеру Вальверде: он отыграл по два года в «Эспаньоле» и «Барсе», а параллельно закончил универ. В то время Эрнесто много фотографировал районы Барселоны, особенно Эль-Борн.
«Один из прекраснейших периодов моей жизни, – рассказывал Вальверде спустя много лет клубному журналу «Барсы». – Я много гулял по городу, смотрел на все новыми глазами и фотографировал-фотографировал».
Вальверде не собирался быть тренером. А потом совмещал футбол с фото: книга, фотостудия, выставка
На протяжении карьеры игрока Эрнесто даже не думал о том, чтобы становиться тренером. Именно фотография увлекала его как главное дело жизни. Но в 90-е в голове Вальверде что-то щелкнуло: он посмотрел на футбол по-другому, увлекся тактикой, схемами. Эрнесто решил попробовать себя тренером.
В 2001-м Вальверде вошел в тренерский штаб «Атлетика», а дальше отработал в десятке клубов. Но хобби не забрасывал: в 2011-м совместно с фотографом Рики Давилой основал фотостудию CFC Bilbao, а спустя всего год впервые выставил свои фотографии в Афинах. В том же году Эрнесто выпустил книгу фотографий Medio Tiempo.
«Наверняка я бы стал фотографом, но футбол увлек меня, – рассказывал Вальверде La Vanguardia в 2007-м. – Сейчас это невозможно. Не представляю, как можно совмещать два таких дела, ведь футбол отнимает все силы. Понятно, что фотография – это эскапизм, способ отвлечься от футбола. И все же для меня это что-то большее, чем просто хобби».
Вторая жизнь не мешала Эрнесто, он даже замечает сходства между профессией фотографа и тренера: «Мне кажется, фотосъемка очень похожа на выбор стартового состава. Чем? Тем, что необходимо думать о композиции и балансе. Только в одном случае дело касается физических параметров, а в другом – игроков и типа игры».
В фотографиях Вальверде открывается с новой стороны: рассуждает о смерти и любви к черно-белым фото
Испанские журналисты шутят, что с Эрнесто невыносимо делать интервью – вместо ответов он болтает с фотографом о линзах, ракурсах и объективах. А еще Вальверде часто дает интервью о своем хобби. Из них мы примерно можем понять какой он фотограф.
• Ориентиры в профессии: «Моими главными фотографами прежде всего являются Дайдо Морияма и Андерс Петерсен. Из самых близких – Альберто Гарсиа Аликс, Рики Давила и Вари Карамес.
Среди спортивных фотографий мои любимые эти: Рука Бога Марадоны, драка в Киншасе между Форманом и Мохаммедом Али».
• О любимом стиле: «Я не люблю слишком милые фото. Красивые пейзажи и все такое. Мне нравятся фото, которые бьют тебя по лицу, заставляют насторожиться. Я доволен, если человек говорит про мои работы: «Черт, это шокирует».
В 2012-м Вальверде ехал по дороге и заметил автомобиль, попавший в аварию: «Я сразу понял – нужно сфотографироать. Место странное, останавливаться страшно. Я увидел, что в машине никого нет, а рабочие собираются ее убирать. Это одна из тех странных ситуаций, которые я ищу».
• Любовь черно-белым фотографиям: «Есть замечательные фотографии в цвете, но лично я предпочитаю черно-белый. Многим это кажется необычным, но мое поколение воспитывали на черно-белых фото. Это реальность в ее подлинном виде».
• О работе в мастерской: «Сейчас я не делаю фотографии аналоговыми камерами, я перешел на цифру. Много лет назад я организовал дома лабораторию для обработки фото, но сам процесс оказался обременительным. Мне не хватало терпения. Местами это просто неудобно: запах, коричневые пятна от проявителя на ногтях».
• О теме смерти: «Я считаю, что смерть фотогенична. Я использую ее, чтобы разбудить в людях чувства. Кого-то это пугает, но я отношусь к смерти спокойно – для детей нормально похоронить родителей. Я знаю, о чем говорю, у меня трое детей».
Вальверде всю карьеру тайно носит камеру и фотографирует футбол. В 2021-м он организовал свою главную выставку
В 2020-м Эрнесто уволили из «Барселоны». Мужчина не торопился искать новый клуб и сфокусировался на отдыхе: учил языки, гонял на велике и, разумеется, фотографировал.
3 июня 2021-го в Бильбао открылась выставка лучших фотографий Вальверде. Экспозиция «Другая сторона» включает работы Эрнесто за 12 лет. Оказывается, все это время мужчина таскал с собой маленький фотоаппарат и незаметно снимал любопытные сюжеты.
«Я не прячу, но и не показывают камеру, – рассказывал Вальверде. – Я достаточно известен, и это создает проблемы. Редко удается сфотографировать незаметно – меня узнают, интересный кадр рушится».
С другой стороны, иногда известность и статус помогали. У Вальверде есть фото со стадиона (любил фотографировать болельщиков сбоку, выходя из тоннеля), а также фото из автобуса «Барсы» во время турне по Японии и США. А также фото из самой гущи фанатов «Атлетика», который в 2015-м победил в Суперкубке Испании (первый трофей за 31 год).
«Я мог бы быть любым из людей на этих фото, – рассказывал Вальверде на презентации выставки. – Я идентифицирую себя с ними. Меня вдохновляет страсть болельщиков: они поддерживают команду, живут клубом и боготворят футболистов».
Это уже вторая выставка Вальверде. Первую он проводил в 2012-м, во время работы в «Олимпиакосе». Тогда он продавал фотографии, а вырученные деньги потратил на благотворительность. «Ситуация в Греции была тяжелой из-за кризиса, – вспомнил Эрнесто. – Я покидал страну и хотел поблагодарить людей за доброту».
Фан-факт: после работы в «Барселоне» Эрнесто действительно задумывался о том, чтобы закончить с футболом и заниматься только фотографией.
К счастью для «Атлетика», Вальверде все же вернулся в футбол.
Автор: Денис Смирнов
Фото: Книга Frontera. Ernesto Valverde. Изд.: Estudios Durero.
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Интересно, насколько лучше работали, например, Херардо Мартино или Лоренцо Феррер. Или сектанты не знают, кто такой Феррер?)
Куман был хуже Муравья? Это как. Ты игру при Муравье помнишь? Куман играл неплохо, пока у него по тем или иным причинам не выбыл основной состав полностью. Кого продали, кого отдали в аренду, кто на травме сидел. Куман играл де Йонгом, Бускетсом и всякими Ахомачами с Тринкао. У Кумана не было и четверти тех ресурсов, что были у Вальверде. Тем не менее Куман навязал борьбу за Ла-Лигу Атлетико и Реалу и выиграл бы ее, если бы дыр Штеген не стал пропускать абсолютно все, что в створ летело, хоть с центра поля.