Фильм про клуб стал зеркалом эпохи. Эмоции после просмотра документалки про «Асмарал»
Я переехал в Москву в 2013-м с бэкграундом спортивной школы и надеждой попасть на работу в футбол, который я когда-то смотрел по ТВ или видел на картинках в книгах про игроков и тренеров. Но сначала была игра! В одном из первых турниров в столице я играл на невзрачном стадионе с искусственным полем в районе Красной Пресни. Тогда часть территории заросла, вокруг зеленого ковра доживали век старенькие трибуны и небольшое здание – то ли ларёк, то ли раздевалка, то ли административный корпус. Тогда я и не подозревал, что в этом районе стал историей первый частный футбольный клуб в России, который «погиб» по той же причине, что и многие участники национальной футбольной системы – от нехватки средств (конечно, это только конечная причина). «Асмарал» прошёл совершенно иной и для своего времени инновационный путь, который этой осенью со вкусом экранизировали.
Ворота того самого стадиона
В наши дни сложно было найти более подходящее по духу времени новое документальное кино. Да, таким своевременным получился выход фильма про «Асмарал» на Окко. Что ни фраза – в точку. Особенно зашло то, что эти истории рассказывали не только футболисты и сотрудники клуба, но и журналисты, болельщики, а также представители совершенно неожиданных профессий. Например, правозащитник вспоминал события, произошедшие на стадионе около Белого дома во время октябрьского путча. Такие штрихи добавляли контекст, в котором жил клуб Хусама Аль-Халиди.
Здорово, что получилось именно кино, а не набор интервью. За картинкой хотелось наблюдать, не было желания включить запись фоном в качестве подкаста, иногда подсматривая имена спикеров. Парни, гоняющие мяч среди новостроек, камера, бегущая за гусями и даже графические вставки чем-то напоминающие интро к кондовой «Иронии судьбы» – такие мелочи заставляют пристально следить за действиями на экране.
Кадр из фильма
О тщательном подходе к съёмкам в интервью Sport24 говорит генеральный продюсер документалки Гавриил Гордеев:
«Больше всего переживал, когда мы с Колей (Никола Пророков – режиссёр фильма) увидели первую сборку фильма. Там было больше двух часов, и через каждые пять минут появлялась мысль: «А как этот момент переделать, тот?» Все-таки это наш первый опыт в формате документалки. Я немного паниковал — может, вообще что-то не то делаем? Потом собрался с мыслями, дал взвешенную обратную связь Николаю, и уже к следующей сборке стало намного лучше».
Фото со съёмок. Источник: Sport24
На самом деле в документалке говорится не столько про футбол, сколько про эпоху, в которую жил и развивался клуб. Красноречивая история Светланы Бекоевой, супруги Аль-Халиди, о бизнесмене из Лондона, которому кто-то хотел подарить стадиона, где в то время играл «Асмарал» вроде бы и переносит в те самые 90-е, но, по сути, может и оставить в угрюмых 20-х. Такие рассказы напичканы по всему фильму, как шутками хорошо сбитый стэндап. Об этих нюансах Гордеев также уточнял в интервью :
«Мы с Колей искали, как рассказать историю, интересную, казалось бы, только гикам. Хотя фактура по событиям вокруг «Асмарала» убойная: первый частный клуб, принадлежавший иракцу, который впервые привез в Союз шаурму, а тренировал это все великий Бесков — участник культового послевоенного турне «Динамо» по Англии. Важно было сохранить внимание зрителя: событий много, но их нужно уместить в последовательный рассказ — от зарождения мечты Аль-Халиди и того, как идея стала реальностью, до проблем с бизнесом и исчезновения Хусама».
Хусам Аль-Халиди. Источник: Afisha
Помимо фактов фильм полон стилистических вкусностей вкусностей: это Игорь Рабинер в шикарном бежевом тренче и со стаканом напитка, под который только и вспоминать олдовые футбольные байки, конечно же отрывки из старых репортажей, архивные видео с Константином Ивановичем Бесковым в адидасовском олимпосе поверх рубашки с галстуком – реальная машина времени в романтизированное прошлое.
Константин Бесков во время интервью. Кадр из фильма
Игорь Рабинер. Кадр из фильма
Да, в документалке есть шероховатости, иногда вставки невпопад, но для понимания происходящего в российском спорте, в том числе спустя столько времени, посмотреть кино про «Асмарал» точно стоит.
С таким текстом из доли пессимизма и лёгкой ностальгией хочется вернуться в режим постов даже в непростое время, поэтому закончу репликой Хусама Аль-Халиди о попытке захвата его дачидачи:
– Я им сказал: «Мы же живем в цивилизованной стране, давайте делать все по закону!» На что они ответили: «Кто вам сказал, что мы живем в цивилизованной стране?»
Давайте отвлекаться близкими и спортом! Всем мир!