Смена схемы «Ливерпуля» придает столь необходимую прочность после беспорядочного начала сезона
После хаоса в матче с «Брайтоном» «Ливерпуль» восстановил столь необходимую степень спокойствия, одержав убедительную победу в Лиге чемпионов над «Рейнджерс». Временами это выглядело как 4-2-3-1 или 4-2-4, но Юрген Клопп был непреклонен, что схема была именно 4-4-2, и кому как не ему это знать.
Решение отойти от его обычных 4-3-3 было принято во время расследования, которое он провел с помощником Пепом Лейндерсом после беспорядочной и усеянной ошибками игры в субботу.
Видя, как «Ливерпуль» неоднократно разрывался на части с восемью пропущенными голами в трех предыдущих матчах, они знали, что нужно что-то делать, чтобы команда была более компактной и попытаться обратить вспять тревожный спад.
«Мы хотели защищаться иначе, чем обычно, — объяснил Клопп. Поскольку воскресенье было днем восстановления, у них была только одна тренировка в понедельник в Киркби, чтобы поработать над новой схемой, но по ним бы нельзя было это сказать, учитывая уровень улучшения и сплоченности. Наградой стал всего лишь их третий сухой матч во всех соревнованиях в этом сезоне.
Что было самым поразительным, так это то, насколько лучше выглядел «Ливерпуль», когда они не владели мячом. Не было никаких вопиющих разрывов, которыми можно было бы воспользоваться.
Почему? Начнем с того, что они выглядели более защищенными со сдвоенной опорной зоной в лице Джордана Хендерсона и Тияго, оборонявших четверку защитников.
Решение не выпускать Фабиньо, который, как и все остальные, испытывал трудности в начале сезона «Ливерпуля», безусловно, было оправдано.
Хендерсон выполнил 58 из 62 своих передач (94%), а Тияго не сильно отстал от него с 52 из 60 (87%). Баланс выглядел очень хорошим. Приятно было видеть, что подопечные Клоппа контролируют этот участок поля, а не когда соперник их превосходит.
Также была иная роль для Трента Александер-Арнолда, который открыл счет потрясающим ударом со штрафного в самом начале матча. «Мы знали, что левая сторона «Рейнджерс» — творческая, с Райаном (Кентом) и (Борной) Баришичем», — говорит Клопп.
В результате Александер-Арнолд получил наказ оставаться глубже, а не постоянно бежать вперед. Конечно, редко можно увидеть, чтобы его средняя позиция (№66, см. ниже) на поле была на его собственной половине поля, особенно на «Энфилде». Но с четырьмя нападающими на поле было достаточно креатива в других местах, и он проявил тактическую дисциплину, умело отражая атаки «Рейнджерс».
«Мы вернулись к более простой схеме 4-4-2 и действительно хорошо в рамках нее сыграли. Мы по-настоящему хорошо перемещались по полю и играли компактно — они не могли играть сквозь нас, — говорит Александер-Арнолд. — Они много играли длинными забросами и всякое такое, и мы выигрывали подборы. Смена тактики определенно помогла нам».
Клопп настоял на том, чтобы заменить его на последних секундах, чтобы он мог заслужить одобрение «Энфилда». После всего того пристального внимания, которому в последнее время подвергался правый защитник «Ливерпуля», это казалось важным шагом вперед.
То же самое касается Дарвина Нуньеса, который всего в третий раз вышел в стартовом составе за клуб с момента своего летнего перехода из «Бенфики» за £85 млн.
Уругваец, которому четырежды мешал вдохновенный Аллан Макгрегор, до сих пор не забил за «Ливерпуль» со стартового уик-энда в «Фулхэме», но его всесторонним вкладом можно было восхищаться.
Его умное движение вызвало множество проблем, когда он прорывался за защитников, и некоторые его ловкие моменты в связке с Мохамедом Салахом, Диогу Жотой и Луисом Диасом служат хорошим предзнаменованием на будущее.
В этот сложный период адаптации требовалось терпение, но время, проведенное на тренировочном поле, похоже, приносит свои плоды. Он больше не похож на отчаянно пытающегося сориентироваться новичка.
Подписание Нуньеса должно было дать «Ливерпулю» больше тактической гибкости, и он, безусловно, выглядит отлично подходящим для этой системы. Его партнер по атаке Жота доказал, что умеет опускаться между линиями, совершив четыре ключевых паса. Салах, который укрепил победу, реализовав пенальти, также был более связан со своими партнерами, нанеся три удара в створ ворот и сделав три ключевых паса.
«Это была та игра, в которую мы и хотели играть. Действительно хорошая игра в обороне при новой схеме, и в нападении мы очень много создали. Мне это очень понравилось», — говорит Клопп, чья команда владела мячом 64% времени и нанесла 23 удара, в том числе 10 в створ ворот.
«То, как ребята двигались вперед вместе, думается мне, что это было чрезвычайно хорошо только для одной тренировки работы над чем-то подобным. Можно увидеть насколько хорош нападающий Дарвин, чтобы постоянно попадать в такие ситуации. Я думаю, все видели, что это (забивание голов) придет».
Ценный заряд веры для подопечных Клоппа, которые теперь, после двух подряд побед в еврокубках, на три очка в группе А опережают занимающий третье место «Аякса».
Однако очевидный нюанс заключается в том, что это были лишь «Рейнджерс», которые проявили мало амбиций и были всесторонне превзойдены. Воскресный матч Премьер-лиги против находящегося в хорошей форме «Арсенала» расскажет нам гораздо больше о том, действительно ли «Ливерпуль» преодолел кризис. Вот это будет настоящий тест.
Хватит ли у Клоппа смелости сохранить веру в тот же состав и снова задействовать то, что фактически является четверкой игроков в атаке? Тот факт, что он объяснил тактическую смену «для нас... чтобы помочь нам попасть в нужные пространства», чтобы попытаться ограничить количество шансов, которые они давали командам, а не ответ на то, кем были их ограниченные соперники во вторник вечером, говорит об этом.
Так зачем что-то менять? «Ливерпуль» вернул себе в матче против «Рейнджерс» то, что они потеряли. Форму и цельность. Каждый отдел был лучше связан друг с другом.
И новая схема, и игроки, благодаря которым она так хорошо работала, должны быть снова задействованы на «Эмирейтс».
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Фото обложки: Джон Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.