1 мин.

Мысли об изоляции российского футбола

Смотрю матчи "Лиги Чемпионов". Смотрю, как "Динамо Загреб" обыгрывает "Челси", наблюдаю явный прогресс "Барселоны", изящество "Аякса", спад "Ливерпуля"... Много еще чего наблюдаю, и не покидает меня сожаление: сожаление, что российских клубов в этом турнире нет, и вообще нет в международных турнирах. До начала группового этапа я не отдавал себе отчет в том, насколько противоестественно эта изоляция. Вдумайтесь: это ведь один вид спорта, и изменения в нем происходят непрерывно. Это касается и спортивной медицины, и тактики, и судейства... В то время, как в РПЛ нет линий офсайда вовсе, в ЛЧ тестируется полуавтоматическое определение "вне игры"... Вообще, смотришь ЛЧ после РПЛ, и понимаешь с особенной отчетливостью одну вещь: европейский футбол - это экосистема, в которой все участники связаны друг с другом множеством нитей. Это живая структура, участники которой находятся в постоянной конкуренции и в постоянном взаимодействии друг с другом. Это свободная, справедливая и очень красивая система, невероятно гармоничная, выстроенная годами, десятилетиями работы множества людей. Российский футбол же всегда находился на периферии европейского, но был все же с ним связан участием в международных турнирах, трансферными окнами. Теперь же изоляция ощущается почти полной.

В этом есть что-то противоестественное. Как если бы вы жили с партнером вместе и не общались бы с другими людьми, не встречались бы с друзьями. Как если бы любительский хор проводил бы только репетиции, никогда не выезжая на фестивали и конкурсы и не давая концертов. Все это скучно и не очень понятно: зачем?

Изолированная система развивается особым образом, и российский футбол будет развиваться совершенно особым образом. Может быть, это окажется и полезно в каком-то смысле: появится больше клубов, в том числе любительских, больше детей станут играть в футбол... Но все же, глядя на матчи ЛЧ, мне хотелось, чтобы на месте "Рейнджерс" был "Зенит", и чтобы "Сочи" играл, например, против "Ливерпуля". Это было бы здорово.