5 мин.

Кровавые войны в футболе

Известный спортивный журналист, автор книг о футболе Алексей Матвеев продолжает исследовать глубинные причины нездоровой атмосферы в популярной игре.

 

ОБЕЩАЛИ ДОЧЬ ПОХИТИТЬ

 

Весь большой футбол на пространстве СНГ пронизан шантажом, угрозами, подкупом, физическим устранением конкурентов, и т.д. Вереница преступлений нескончаема, от такого «калейдоскопа» нормального человека может стошнить. Но говорить о подобных вещах необходимо, потому, что умалчивать - еще хуже…

Кто и что за этим стоит? В основном, грязные деньги, которые не могут поделить между собой «высокие договаривающиеся стороны». Иногда заказчиками и убийцами двигали, якобы, «идейные» соображения.

Убивают, к слову, не только в России. Мощный взрыв разметал тела президента донецкого «Шахтера» Александра Брагина и его помощников. Несчастье произошло на самом стадионе, когда Брагин с друзьями поднимался в ложу понаблюдать за ходом очередного матча украинского первенства с участием своей команды. Не дошел он до места.

Президенту «Шахтера», удачливому коммерсанту, давно угрожали: дескать, не покинешь команду, плохо будет. Вот исполнили угрозу. Убийство по аналогии с устранением бывшего гендиректора столичного «Спартака» Нечаевой, о котором ВЧК-ОГПУ подробно рассказывал, тоже не раскрыли.

Когда в большой футбол рвутся люди с темным прошлым и дурно пахнущими деньгами. «разборки», вплоть до летальных исходов, неизбежны. На фоне убиенного Брагина известному голкиперу столичных «Торпедо», «Спартак» и сборной СССР Анзору Кавазашвили «повезло».

«Отморозки» в его отсутствие в Москве (голкипер улетал на переговоры с тогдашним генсеком ФИФА Йозефом Блаттером) «лишь» шантажировали близких людей Анзора. «Пусть ваш грузин выходит из игры, - слышалось в телефонной трубке. – Иначе дочку не увидит. Увезем, изнасилуем». Так и заявили.

А все потому, что недавний кумир футбольной публики вместе с именитыми коллегами, Виктором Понедельником, Валентином Ивановым, другими славными ветеранами хотел перехватить власть в футболе у старой управленческой и давно прогнившей команды. Во главе с «непотопляемым» на тот момент Вячеславом Колосковым.

Звонили близким Анзора наемные мафиози. Сам Колосков, его приспешники всеми фибрами вцепились в «теплые» управленческие кресла. И не собирались их покидать. Вот и прибегнули к неспортивным методам. Ни «желтых», ни, тем паче, «красных» карточек за неспортивную борьбу не удостоились. В футболе закулисном по правилам вообще не играют…

Хотя за подобные вещи в цивилизованных странах в тюрьму сажают. На прослушку уродов сажают, фиксируют подобные разговорчики. Забегая вперед, - здесь все обошлось для доморощенных преступничков. Ни расследований, ни застенков для них. Нормалек!

На сломе эпох, вполне легально Кавазашвили в противовес отжившей системе создал Всероссийскую ассоциацию футбола (ВАФ). По закону зарегистрировал организацию. Прошла конференция, на которую съехался футбольный люд страны. Утвердили устав, выбрали состав исполкома, куда вошли уважаемые специалисты, имена и фамилии которых знакомы, любимы публикой. Казалось, должны наступить долгожданные перемены. Нет.

Мастера интриг перехватили инициативу, используя отработанные ими подковерные приемы, закулисные махинации, шантаж и прочее. Тогда и создали параллельную детищу Кавазашвили структуру – Российский футбольный союз (РФС). До сих пор на ладан дышащий, пустой, ни на что не способный и не влияющий на процессы орган.

«Вы тоже начнете грозить?» - не узнала голос в трубке теща Анзора Амберковича. Признаться, автор этих строк опешил. У запуганной женщины в отсутствие главы семьи нервы сдали. Спустя мгновение разговор пошел в обычном русле, близкий человек голкипера объяснила, в чем дело. А дочку вратаря, Варвару, какое-то время сопровождала в школу вооруженная охрана. Квартиру от проникновения в нее непрошеных гостей стерегли знакомые семье грузинские бойцы. Вот такие страсти кипели за невидимой болельщикам шторкой околофутбола.

Испугался Кавазашвили? Внешне не проявлялось. Но битву за футбольный престол популярные мастера игры проиграли. Во власти утвердились одиозные личности во главе с Колосковым. Результаты правления широко известны: коррупция, воровство, нечистоплотность во всем. Любимая народом игра агонизировала. Также и сейчас обстоит. Нынче во власти питерские газпромовцы. Стало еще хуже.

 

ПРИСТАВИЛИ К ВИСКУ ПИСТОЛЕТ

Едва не застрелили президента Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) Николая Толстых. Лига, созданная под началом бывшего игрока «Динамо», отвечала за проведение чемпионата страны. Ведомство Колоскова, в свою очередь, занималось делами национальной сборной.

И в перерыве календарного матча  чемпионата страны «Динамо» - «Локомотив» в подтрибунное помещение ворвались бандиты, представлявшие интересы одного из клубов. «Предложили» арбитру лояльнее к их любимцам относиться. Иначе «могут быть последствия».

За рефери вступился Николай Толстых, по воле случая оказавшийся в эпицентре событий. Жестко потребовал от непрошеных гостей покинуть помещение для судей. Не оказывать давление. Случай, даже по меркам российского чемпа, беспрецедентный. После сказанных в адрес бандюков слов, президент лиги увидел перед собой ствол… «Отморозки» не решились нажать на курок. Со слов Толстых, ему тоже, по аналогии с Кавазашвили, пришлось нанять тогда охрану.

Годы его правления на посту президента ПФЛ были не безупречными. Но Николаю стоит отдать должное. Хотя бы за справедливость – он всегда уравнивал в правах так называемые маленькие и большие клубы. За что ему благодарны футбольные специалисты многих регионов. За смелость тоже. Николаю Александровичу грозили расправой представители «теневых» структур, «опекавших» тот или иной клуб. Им не нравились строптивость, несговорчивость, независимость суждений и поступков руководителя лиги. Толстых ни под кого не прогибался.

Вот по окончании скандально известного матча «Динамо» - «Алания» (Владикавказ) в 1996 году Толстых открыто возмутился предвзятым, на его взгляд, судейством краснодарца Юрия Чеботарева. Президент ПФЛ даже заявил, что с арбитром, скорее всего, «работали» околофутбольные дельцы. До начала встречи. Иначе, чем объяснить предвзятость рефери?

После игры, глубокой ночью, Толстых звонили люди с характерным южным акцентом, советовали «не шуметь», не драматизировать. Босс лиги, с его же слов, игнорировал «советы», гнул свою линию. Что мог сделать Николай в одиночку? Почти ничего. Формально его старший товарищ, Колосков из РФС устранился от решения проблем внутреннего чемпионата.

Алексей Матвеев

Продолжение следует