Пять вопросов о продаже Глейзерами части акций в Манчестер Юнайтед
Возможность инвестировать в один из крупнейших брендов мирового футбола появилась у семьи Глейзеров при рассмотрении вопроса о продаже миноритарного пакета акций английского клуба «Манчестер Юнайтед». Частная инвестиционная компания Apollo Global Management Inc. и британский бизнесмен сэр Джим Рэтклифф уже проявили интерес после того, как Bloomberg News впервые сообщил, что американские владельцы готовы привлечь инвестора. Вот пять вопросов о потенциальном приходе новых денег.
1. Почему Глейзеры могут захотеть продать долю именно сейчас?
Глейзеры никогда не были так непопулярны среди фанатов. Клубу трудно выступать на поле, несмотря на значительные инвестиции в звездных игроков и топ-менеджеров, а его ключевая инфраструктура, включая знаменитый стадион «Олд Траффорд», нуждается в модернизации. Манчестер Юнайтед потерпел досадные поражения в первых двух матчах сезона АПЛ. В то же время фонды прямых инвестиций и состоятельные люди, в основном из США, объединяются для покупки европейских команд, которые оцениваются по гораздо более низким мультипликаторам доходов, чем их американские эквиваленты.
2. Распространены ли миноритарные инвесторы в футболе?
В европейском футболе есть несколько примеров миноритарных владельцев. К ним относятся Сильвер Лейк из CFG (City Football Group), владельцы чемпионов АПЛ Манчестер Сити и Оркила Кэпитал из бельгийского клуба Брюгге. Иногда отдельные инвесторы принимают участие в сделках, например, американец Джон Текстор в Кристал Пэлас или братья Рубен в Ньюкасл Юнайтед. Текстор сказал, что его инвестиции предполагают равную долю контроля с тремя другими владельцами команды. Миноритарные инвесторы, как правило, договариваются об элементе контроля, будь то через одно или два места в совете директоров или через право вето на крупные расходы. Глейзеры владеют 97% голосующих акций Манчестер Юнайтед.
3. Можно ли купить Манчестер Юнайтед сразу?
Деньги всегда говорят сами за себя, особенно в профессиональном спорте. Нынешний аппетит к европейскому футболу с его прибыльным денежным потоком от прав на трансляцию таков, что группы инвесторов могут начать проверять решимость Глейзеров сохранить команду. Соперник по АПЛ, Челси, в этом году был продан за 4,25 миллиарда фунтов стерлингов (5,1 миллиарда долларов), что стало одной из крупнейших и наиболее ожесточенных сделок в мировом спорте. Манчестер Юнайтед, скорее всего, предложит гораздо более высокую цену. Основатель Ineos Group Holdings SA Рэтклифф был среди тех, кто хотел Челси, хотя и с опозданием. Он по-прежнему заинтересован в приобретении английской футбольной команды, при этом известно, что Джим с давних времён болеет за Манчестер Юнайтед.
4. Что говорят болельщики Манчестер Юнайтед?
Одной из главных жалоб на Глейзеров было кажущееся отсутствие взаимодействия с клубом. Так что маловероятно, что они поспешили бы приветствовать другого инвестора, действующего за кулисами. Многие предпочли бы, чтобы Глейзеры полностью покинули клуб, о чем свидетельствует акция протеста, запланированная во время предстоящей домашней игры против Ливерпуля. Одна фан-группа, M.U.S.T. (Manchester United Supporters Trust), описала, чего она ожидает от нового покровителя: "Это должно быть правильное изменение. Любой потенциальный новый владелец должен быть привержен культуре, духу и лучшим традициям клуба" — говорится в заявлении группы в четверг.
"Любая новая структура собственности должна включать в свою операционную модель сторонников, в том числе определенную степень владения акциями фанатов." В социальных сетях уже была негативная реакция фанатов на интерес Apollo.
5. Является ли это ставкой на возвращение Суперлиги?
В прошлом году Глейзеры не сделали одолжений болельщикам Манчестер Юнайтед, поддержав отколовшуюся Суперлигу в Европе. План был быстро отклонен из-за негативной реакции болельщиков и политиков, которые заявили, что он идет вразрез с традицией, гарантируя небольшой группе топ-клубов место в новом прибыльном соревновании. Но причина для владельцев была ясна: увеличение доходов от трансляций связано с элитной европейской конкуренцией. Ожидается, что выручка АПЛ впервые превысит отметку в 6 миллиардов фунтов стерлингов благодаря телевизионным правам. В частности, для владельцев клубов премьер-лиги из США такая договоренность более точно отражала бы структуру профессионального спорта на родине. Суперлига также дала бы участвующим клубам возможность продавать права на прямую трансляцию некоторых игр фанатам напрямую, а не коллективно. Это было бы потенциальным благом для Манчестер Юнайтед, одного из самых популярных клубов в мире. Некоторые считают, что по мере роста влияния американцев в английском футболе появится еще один план в стиле Суперлиги. Если бы такая модель когда-либо была принята, это еще больше увеличило бы финансовую пропасть между ведущими командами и другими командами по всему континенту.
Источник - Bloomberg