Соболев: «Сезон только начался. Работаем!»
Перед матчем с «Сочи» нападающий «Спартака» Александр Соболев поделился впечатлениями от работы с новым тренерским штабом, оценил начало сезона и рассказал об участии в Медиалиге.
УПУЩЕННЫЕ ШАНСЫ НА УРАЛЕ
— Как оцениваешь для себя старт сезона? С одной стороны, забил всего один мяч, с другой — раздаешь голевые передачи, команда одержала несколько побед подряд.
— Да, голов мало. Одному только «Уралу» мог забивать мяча три. И голевых могло быть больше. Например, если бы один из мячей в Краснодаре записали на Зобнина. В протоколе это автогол. Но ничего. Главное, что форма у меня нормальная. Работаем!
— Как можешь объяснить нереализованные моменты в Екатеринбурге?
— За время, которое я провел в «Спартаке», такое впервые. Не реализовали огромное количество возможностей — как я лично, так и вся команда. Думаю, все хотели забить как можно больше, постоянно думали об этом, оттого и не получалось. Значит, оставили голы для следующих игр. Возможно, если бы залетело 5-6 мячей, то в других матчах пропало бы чувство злости.
— В концовке судья консультировался с ВАРом по поводу пенальти в наши ворота. Не было опасений, что соперник накажет за упущенные шансы?
— Нет, мы не отпустили бы победу даже при реализованном одиннадцатиметровом.
— В одном из эпизодов ты не попал в пустые ворота…
— Мне кажется, я первый раз в профессиональной карьере вот так промазал. Конечно, отреагировал на поле эмоционально. Нырнул, как всегда! Думаю, уже видел мяч воротах, поэтому и не попал. Но такое случается крайне редко: обычно я сконцентрирован до тех пор, пока мяч не пересечет линию. Две голевые и награда лучшему игроку матча злости не уменьшили. Не забил, потом заменили… Разумеется, у меня нет никакой обиды на тренера. Я злился на себя. Просто замена произошла ровно после того эпизода, а уходить с поля без гола не хотелось.
ЯРКИЙ СТАРТ СЕЗОНА
— С реализацией могло быть лучше, тем не менее в четырех турах мы забили 11 мячей. Отличный показатель!
— Сейчас рано делать выводы. Нельзя сказать, что на старте чемпионата у нас были легкие соперники, но интереснее будет посмотреть, сколько забьем к 15-му или 20-му туру.
— Нынешний состав некоторые оптимисты уже сравнивают со «Спартаком» 90-х — в плане яркой игры в атаке.
— Слышал, но отношусь к этому «никак». Сейчас четыре игры прошли хорошо — вот и говорят об этом. Но стоит один матч провести неудачно, как все тут же перевернут в другую сторону.
— И все же: в чем видишь секрет такого преображения впереди?
— Мы отлично понимаем идеи главного тренера. Например, по ходу матча очень редко выбиваем мяч или используем длинные передачи. Гильермо хочет, чтобы мы играли низом, рисковали и обостряли. То же самое происходит и на тренировках. На поле мы ведем себя более раскрепощенно, это его требование. Мне такой подход нравится. Тем более что выигрываем!
— В прошлом сезоне у нас были еврокубки. Сейчас график объективно комфортнее, согласен?
— В плане подготовки и нагрузки сейчас, конечно, проще. Давайте вспомним, сколько матчей мы успели провести в прошлом сезоне к середине августа. В неделю бывало по несколько игр, много перелетов. Сейчас после матчей мы тоже устаем, но времени на восстановление больше. Когда есть еврокубки, ты постоянно играешь под усталостью. А здесь выходишь всегда свежий, легкий.
АБАСКАЛЬ И ПОЗИТИВНАЯ АТМОСФЕРА
— Абаскаль — молодой тренер, который не был хорошо известен в России. Как команда его приняла?
— Когда приходил Тедеско, многие тоже говорили о его возрасте. Но Доменико оказался очень хорошим тренером. Сейчас были такие же разговоры, но я сразу сказал: «Какая разница, сколько лет человеку? Хоть 20, хоть 25». Не стоит заострять на этом внимание. У нас отличный тренер и прекрасная атмосфера в команде, все довольны.
— Одно из нововведений тренерского штаба Абаскаля — необычные тимбилдинги.
— В целом это крутая идея! Очень важно их проводить, особенно для новичков в команде. Думаю, это в том числе повлияло на степень раскрепощенности на поле. Чем больше игроки общаются между собой вне стадиона, тем лучше в итоге взаимопонимание во время игры. Появляются не только футбольные связи, но и жизненные. Мне больше всего понравилась игра в Тарасовке, направленная на командные взаимодействия. Да то же барбекю на базе — классная история.
— Можно сказать, что две твои голевые передачи с «Уралом» — следствие того, как Гильермо перестроил команду?
— Думаю, да. Я иногда смещаюсь во фланги, отсюда и пришли передачи. Гильермо очень четко говорит, в каких моментах куда надо бежать, в какие зоны открываться после определенных перестроений. Например, наша тройка — Промес, Мозес и я — была не особо привязана к позициям. Есть свобода действий, которую дает тренер. Могу оказаться и слева, и справа, и в центре. Меняемся произвольно по ходу матча. Хотя в какие-то моменты, конечно, должны играть по позициям.
— В плане тактики Абаскаль — один из самых дотошных тренеров?
— Не могу сказать, что мы смотрим теории по 5 часов. Все лаконично и с большим объемом работы на поле. Тренер рассказывает, как лучше действовать в различных моментах, но за руку по газону никого не водит.
— В прошлом году сезон после Евро начался для тебя неудачно. Сейчас все складывается куда позитивнее.
— Думаю, все дело в победах. Мы выигрываем, и настроение отличное. Тогда мы начали неудачно, теряли очки со многими командами, с которыми не должны были. Негатив распространялся сразу на всех. Сейчас ситуация другая. Но я всегда говорю: от любви до ненависти — один шаг. В «Спартаке» всегда так. Мы играем в большом клубе, где хотят, чтобы команда побеждала в каждом матче с любым соперником. Это нормально.
ПОГОНЯ ЗА ПРОМЕСОМ И КОНКУРЕНЦИЯ С НИКОЛСОНОМ
— Промес классно начал сезон. Когда ты будешь его догонять по голевым действиям?
— Ну, я не намного отстал! Четыре плюс два — это шесть, а у меня один плюс два — три. Сезон только начался. В прошлом году было так же: я некоторое время «вкатывался», зато потом набрал свои двадцать очков. И теперь свои двадцать наберу!
— В матче с «Уралом» Виктор Мозес получил серьезную травму. Кто сейчас мог бы его заменить?
— Во-первых, хочу пожелать Виктору здоровья! В тот момент матча я бежал рядом с ним и услышал щелчок. Сначала подумал, что он ударил себе об ногу бутсой. Но потом понял, что это лопнул ахилл. Такой, конечно, звук был… На ровном месте, как это обычно и бывает. Вик еще так оглянулся назад, что я сразу все понял. Наверное, он подумал, что ему кто-то въехал сзади по ногам, но нет. Это большая беда. Но теперь шанс проявить себя появится у Игнатова, Зиньковского, Пруцева. Пусть доказывают, что должны играть в старте.
— Как встретил в команде Антона Зиньковского, с которым хорошо знаком по «Крыльям»?
— Мы много общались в Самаре, но и потом не теряли контакт: поздравляли друг друга с голами и ассистами, попаданием в сборную. Когда Антон приехал, в команде уже были и Чернов, и Пруцев, и я. Он быстро адаптировался, хороший парень. Думаю, он нормально воспринимает выходы на замену. Сейчас в старте играли Квинси и Виктор. У Промеса за четыре матча четыре гола и две голевые. Виктор тоже был в порядке. У меня самого случались периоды, когда я не играл. Например, при Ваноли шесть или восемь матчей начинал на скамейке, выходил только в концовках. Футбол — это всегда конкуренция. Зато потом играть начал!
— Сейчас вы с Николсоном поменялись ролями. Кажется, что Шамар непросто переживает этот момент.
— Если честно, мы с ним этот вопрос не обсуждали. Для любого футболиста тяжело не играть, но это конкуренция. Я в таких ситуациях оказывался не раз: и при Тедеско, и при Витории, и при Ваноли. Нужно работать и доказывать; шанс всегда появится.
— В концовке прошлого сезона вы с Шамаром выходили в паре. Сейчас в команде осталось только два профильных форварда. Конкуренция еще больше обострилась?
— Возможно, в каких-то играх мы появимся на поле вдвоем. Хотя на данный момент — да, конкуренция между нами усилилась, но это работает только в плюс. Ты понимаешь: один неудачный матч — и тебя могут заменить.
СТАДИОНЫ ПРЕВРАЩАЮТ В ТЕАТРЫ
— Ты не следишь за тем, что о тебе пишут?
— Ничего не читаю, даже не в курсе новостей. Пропало желание полностью. Раньше смотрел что-то про себя и команду, но сейчас психологически стало намного спокойнее. Если честно, даже не знаю, что происходит в других клубах. Шалимова отправили в отставку после матча с нами? Не слышал…
— В Екатеринбурге «Спартак» впервые играл на стадионе, где действует система Fan ID. Как тебе атмосфера?
— Театр… На трибунах нет активных фанатов, которые не только задают темп игры, но и заряжают других болельщиков на стадионе. Конечно, мы ценим всех своих болельщиков, но в этом плане футбол изменился. На голы и опасные моменты все «охают» и «ахают» — как в театре. Недавно смотрел игру «Ростова» с «Оренбургом». В этом городе любят футбол, на арене всегда было много болельщиков. А тут пришло четыре с половиной тысячи зрителей. Когда такое было? Сейчас люди не будут ходить на футбол, это понятно. Если говорить про наш домашний стадион, очень грустно видеть трибуну В пустой. И так будет везде…
— В Краснодаре после матча ты резко отреагировал на странный вопрос журналиста в микст-зоне. Он спросил, честный ли ты футболист и почему не попросил судью себя удалить.
— Я сразу понял, что меня провоцируют. Хотелось сострить в ответ, но быстро ничего не придумал. Планировал не переборщить, но выдать что-то хорошее, а в итоге получилась ерунда. Но, если честно, считаю, что в профессиональном спорте такие вопросы неуместны. Вот в Медиалиге было бы супер!
МЕДИАЛИГА И ДЕЛЬФИНАРИЙ
— Кстати, о вашей команде «Бей Беги». Как возникла идея ее создать?
— Мне и Георгию позвонили ребята из двух разных команд и предложили ворваться в Медиалигу. В итоге мы с Джикией решили создать свой проект. Название придумали быстро, посмотрели на игру «Спартака».
— Доволен стартом?
— Пока нет, мы сыграли 1:1 с «2Drots» — самой «медийной» командой. Хотя я так и не понял, кто там «медийный». Мы должны были их обыграть, причем крупно. Потом была снова ничья — 0:0 с «Амкалом». Задача — выйти из группы.
— Как ты и Джикия делите обязанности?
— Там не только мы с Георгием, но еще его брат и друг. Они как раз отвечают за организационную, черновую работу: аренда полей, пошив формы и так далее. Джикия занимается финансовыми вопросами. У нас частный клуб, все через спонсоров. А я в основном сосредоточен на селекции, комплектовании команды. На самом деле мы не тратим на это много времени и точно не отвлекаемся от тренировочного или игрового процессов. Нам нравится наш выбор, это как футбольный менеджер. У всех разные хобби: кто-то любит рыбалку или гольф, кто-то — пейнтбол или компьютерные игры. Умяров, например, какую-то мозаику собирает…
— Многие неоднозначно восприняли твое сравнение матчей команд из Медиалиги и «Уфы».
— После этого я общался с представителями «Уфы». Сказали, что все понимают и что никаких претензий нет. Это же было условно сказано. Но, как часто бывает в случае со мной, все раздули.
— Как поживает кепка с дельфином?
— Ее забрал себе наш клубный фотограф после финала Кубка — и не отдает! Но я придумаю что-нибудь новое. Может, комбо из футболки и майки с дельфинами. Или открою свой дельфинарий!
— Может, сделаешь пожертвование в какую-нибудь организацию, спасающую дельфинов?
— Меня самого пока не спасли. Еще ныряю!
ПОРА ОБЫГРАТЬ «СОЧИ»!
— Как дела у Саши Кокорина? Вы продолжаете общаться?
— Да, но футбол совсем не обсуждаем. Единственное, что он мне сказал: российские СМИ пишут о его ситуации в «Фиорентине» больше вымысла, чем правды.
— В прошлом году «Золотой мяч» достался Месси, хотя ты выделял Бензема. За кого будешь болеть в этом сезоне?
— За того, кто лучше себя проявит.
— Впереди игра с «Сочи» — серебряным призером прошлого сезона.
— Это будет пока самый тяжелый матч на старте чемпионата. За «Спартак» я еще ни разу не обыгрывал «Сочи». Пора это исправить!
— После финала Кубка ты говорил, что почувствовал вкус трофеев — и хочется еще.
— Хочется выигрывать что-то каждый год. Уже были серебро с Тедеско и Кубок с Ваноли. Нужно выиграть что-то и в этом сезоне, чтобы закрепить успех. Думаю, это вполне реально!