У сэра Джима Рэтклиффа есть деньги и ум, чтобы спасти Манчестер Юнайтед от Глейзеров
Было приятно поговорить с сэром Джимом Рэтклиффом, когда он раскрыл свое предложение о покупке "Челси" - не в последнюю очередь, когда он сказал, что может перевести 3 миллиарда фунтов стерлингов в тот же день, так же быстро, как вы или я могли бы войти в наш онлайн—банкинг и отправить десятку другу. Так быстро, так просто.
Никто не станет спорить, что все проблемы Манчестер Юнайтед мгновенно исчезнут, если эти неизрасходованные миллиарды попадут прямиком к Глейзерам, но вам было бы очень хорошо придумать план получше. Существует ли он вообще?
Для американских владельцев «Юнайтед», безнадежно взирающих на беспорядок очередного прискорбно неудачного лета — разве все они не были на «Олд Траффорд» за последнее десятилетие? — есть ли какой-либо другой выход из все более глубокой ямы, которую они продолжают копать, кроме как воспользоваться возможностью побега, потенциально предлагаемой одним из самых богатейших людей Британии?
Учтите, что в Рэтклиффе у нас есть человек, заявивший о своей заинтересованности в покупке одного из крупнейших клубов АПЛ и имеющий средства сделать это без каких-либо заимствований или какой-либо необходимости в третьей стороне.
Родившийся в Большом Манчестере и гордящийся своими северными корнями, Рэтклифф также является болельщиком «Юнайтед» с юности. Он был на Камп Ноу в 1999 году, чтобы увидеть кульминацию существования клуба - победу в Лиге чемпионов. “Три минуты, которые ты никогда в жизни не забудешь”, - как он однажды описал это мне. Некоторые вещи бесценны даже для человека с его огромным богатством.
Рэтклифф приближается к важной вехе в жизни - своему 70-летию в октябре. Спорт стал основной отдушиной по личным и профессиональным причинам, поскольку Ineos, нефтехимический гигант, который он построил и которым владеет вместе с двумя друзьями, стремится сбросить ярлык Рэтклиффа как “крупнейшей в мире компании, о которой вы никогда не слышали”.
Вчера компания была объявлена спонсором Чемпионата мира по регби среди женщин в этом году, в рамках еще одного нового спортивного предприятия, и имеет долю в команде Мерседес, владеет велокомандой Ineos Grenadiers и футбольным клубом Ницца из Лиги 1, а также поддерживает заявку сэра Бена Эйнсли на участие в чемпионате мира по регби. Также Ineos спонсирует Кубок Америки - престижнейшее соревнование по парусному спорту.
Мог ли Рэтклифф устоять перед шансом вернуться на Северо-Запад, чтобы возродить «Юнайтед», в надежде воссоздать моменты, подобные той незабываемой ночи в Барселоне?
У нас есть потенциальный покупатель, в виде Майкла Найтона, который на этой неделе заявил о желании купить клуб, создав консорциум с приглашением присоедениться в него Рэтклиффа. Рэтклифф приносит деньги, а Найтон даёт напоминания о том, как элитный футбол превратился из хаоса 80-х годов в бизнес для миллиардеров.
И вот мы подходим к более сложному вопросу о том, может ли «Юнайтед» быть продан. Присутствие Авраама Глейзера и ряда других членов большой семьи на старте эры Эрика тен Хага в воскресенье против Брайтон энд Хоув Альбион, по-видимому, попытка определить, как быстро может испариться оптимизм.
Они думают, что смогут преодолеть беспрецедентную глубину антипатии болельщиков несколькими банальными попытками вовлечения и предложением доли, которое все еще обсуждается, но только в том случае, если они проигнорируют все протесты, баннеры и последнюю угрозу фанатов бойкотировать матчи.
Похоже, они верят, что смена главного исполнительного директора, менеджера и тренерского штаба исправит все недостатки. Только смехотворная попытка подписать 33-летнего форварда Болоньи Марко Арнаутовича показывает, что их стратегия подбора персонала на самом деле может ухудшиться.
У Глейзеров толстые шкуры, на которые можно положиться, полагая, что стоимость клуба неизбежно восстановится. Однажды он достиг рекордной суммы в 4,8 миллиарда долларов (3,7 миллиарда фунтов стерлингов) на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2018 году, но, как сообщил Times на этой неделе, с тех пор цена акций упала более чем вдвое, и котируемая стоимость клуба составила менее 2 миллиардов долларов.
Если бы они когда-нибудь были проданы, без сомнения, Глейзеры ожидали бы больших денег, зная, что Рэтклифф не дрогнул при оценке Челси в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов плюс обещание потратить 1,75 миллиарда фунтов стерлингов в течение десяти лет и «Юнайтед», предлагающий большее коммерческое влияние, наследие, доходы и стадион, который можно расширить до уровня вместимости 90 000 человек.
Клуб также вызывает острую потребность в культурной перезагрузке сверху донизу. В этом отношении поглощение добавило бы интриги благодаря участию сэра Дейва Брэйлсфорда в качестве ключевой фигуры в расширяющейся спортивной империи Ineos; он уже организовал один спортивный капитальный ремонт в Манчестере в British Cycling.
В последние месяцы Брэйлсфорд активно участвовал в Ницце, особенно после ухода футбольного директора клуба, и недавно был запечатлен вместе с Аароном Рэмзи на подписании контракта игрока сборной Уэльса во Франции.
Назначение нужных людей с исключительными полномочиями для продвижения изменений и стандартов мирового класса на «Олд Траффорд» было бы приоритетом, учитывая, как Глейзеры контролировали дисфункцию практически на всех уровнях.
Они отказались от возможности продать 50% акций поддерживаемому Саудовской Аравией фонду, который в итоге купил Ньюкасл Юнайтед, предпочитая продолжать получать дивиденды в размере десятков миллионов, но вы должны задаться вопросом, могут ли эти деньги полностью защитить их от безошибочного упадка.
Неужели их ни на секунду не гложет то, что так много фанатов относятся к ним с таким презрением? Что так много влиятельных деятелей «Юнайтед» требуют, чтобы они ушли? Что им требуется высокий уровень безопасности и затемненные окна, чтобы проскользнуть на свой собственный стадион и выйти из него? Вероятно, нет, но может быть обидно, что итоговая строка показывает падение стоимости.
Тодд Боэли и его коллеги-инвесторы купили Челси в уверенном ожидании, что стоимость ведущих английских клубов продолжит расти в течение следующих пяти-десяти лет, даже без каких-либо сейсмических изменений в структуре футбола или правах на трансляцию, и, возможно, Глейзеры не только разделяют это убеждение, но и имеют странную веру в их собственные способности сделать все правильно в «Юнайтед».
С момента выкупа акций на привлечённые заемные средства в 2005 году примерно за 800 миллионов фунтов стерлингов они извлекли много денег и увидели, что их активы значительно выросли. Конечно, они победили. Но они, возможно, захотят задать один вопрос — будут ли у них когда-нибудь лучше шансы на выход, пока они находятся впереди (имеется ввиду, что в данный момент ситуация не является плачевной, они всё ещё на коне, поэтому могут продать клуб и получить приличную сумму, чем когда всё дойдёт до ручки)?
Источник - Мэтт Дикинсон для The Times