Джалминья. Тот, кому подражал Роналдиньо
"Технически Джалминья был очень впечатляющим. Все говорят о Роналдиньо, Зидане, Ривалдо. Но Джалминья… то, что он делал с мячом, было за гранью. Всякий раз, когда я встречаю его, то говорю-с точки зрения техники ты лучший парень, которого я когда-либо видел на поле». Кафу.
90-ые годы. В России это с одной стороны развал устоев,но с другой широкий горизонт для возможностей,делания денег из всего и на всем. В Бразилии же это последняя яркая,я бы даже сказал ярчайшая десятилетка в футболе. Ни одна другая футбольная нация не имела настолько тотального превосходства и урожая талантов ни тогда,ни после. Идеи Сантаны, наконец-то полностью реализованные в "Сан-Паулу" и показавшие футбольному миру свое превосходство как над романтичным футболом Кройффа и его "Барселоны",так и над суперпрагматичным "Миланом" Капелло. Сильные вратари,латерали,задавшие тренд в мировом футболе надолго, чтобы попасть в атаку сборной было недостаточно быть просто суперфорвардом,надо быть минимум феноменом. Ну и конечно шикарная россыпь плеймейкеров. Признаюсь честно -я как проклинал в мае 1998 Загалло за "отцепление" Ромарио так и сожалел что этот старый ...лис не взял в сборную Марселиньо Кариоку и Джалминью. Ведь сборная в начале года потеряла из-за серьезной травмы Жуниньо Паулисту, зажигавшего за "матрасников" из Мадрида. Именно тогда я услышал впервые фамилию игрока "Сельты" Мичела Сальгадо и подумал-ну очередной костолом появился на Пиренеях. Но все равно даже без Ромарио казалось-ок,у нас есть Элбер,Жарделл,да там перечислять можно ещё на абзац.
Но Загалло собирает пресс-конференцию и объявляет что не будет брать никого из форвардов на замену. Я выдохнул-значит это зелёный свет как минимум Джалминье,как максимум их дуэту с Марселиньо. И как же жёстко я обломался,прочитав фамилию Эмерсона. Это потом он станет топ-игроком в "Роме" и "Реале". А тогда молодой опорник Байера с несколькими матчами за сборную. Да и зачем на замену форварду опорник,в чем задумка? И тогда я подумал-ну все,приплыли,эти 2 дурака-Загалло и Зико-окончательно разваливают сборную,которая легко могла единственной в истории взять ТРИ подряд ЧМ.
Повторялась история с 1966, головокружение от успехов и непонятные в трезвом состоянии кадровые решения. Тренерский штаб собственными руками методично обезглавил атаку и существенно ослабил как бы сейчас сказали креативную ее составляющую. Марселиньо Кариока имел 32+22 в том 1998,великолепный мастер,лучший в истории исполнитель стандартов-на его фоне Жуниньо Пернамбукано лишь прилежный ученик. Сегодня за такую статистику полузащитнику ЗМ дадут не глядя. Ну и конечно герой сегодняшнего повествования,один из непризнанных гениев бразильского и мирового футбола,творивший магию в Ла-Корунье,создававший пару лет назад супер связку с Ривалдо в "Палмейрасе" (кто сказал что двум плеймейкерам нет места на поле?). Так вот все они остались смотреть ЧМ по телевизору,зато в заявке нашлось место Дориве, Эмерсону,Джованни,Сампайо и Зе Карлосу. И не нашлось для Мауро Силвы, Флавио Консейсао, Зе Марии и прочих. Не покидает меня стойкое ощущение что Зико не просто так приставили к Загалло перед ЧМ,обтяпывая свои мутные делишки,иногда уж слишком топорно. Иногда просто подставляя игроков, как того же железного Мауро в марте,выдавая его слова в выгодном для себя свете. В чем-то прав мой футбольный кумир детства много лет подряд называвший "белого Пеле" говном и плаксой. Но я отвлекся. Сегодня я о Джалминье.
Не секрет, что у многих гениальных бразильских футболистов есть один порок – поведение, и Джалминья не стал исключением, более того, он был просто бестией во всех смыслах этого слова. Бразилец мог подвести и удалиться в любой момент. Хуже того – его «жертвами» становились даже партнеры по команде. Однажды, будучи несогласным с пенальти, который назначил второй тренер «Депортиво» во время двусторонки, Джалминья боднул Ирурету и не поехал на второй ЧМ подряд-Сколари решил перестраховаться и взял молодого и послушного Кака .
Повторюсь, вторая половина 90-х годов прошлого века вообще Эльдорадо для бразильских игроков. В это время раскрылся талант многих игроков- Роналдо, Роберто Карлос и Ривалдо брали ЗМ или были в тройке номинантов. Сборная Бразилии на французском Чемпионате мира заняла второе место, а могла и первое, а Роналдо был выбран лучшим игроком турнира. В том же году была совершена шокирующая по тем временам трансферная сделка. 21-летний левый полузащитник «Сан-Паулу» Денилсон за 32 миллиона доларов (сумма впечатляет и по сей день) перешел в испанский «Бетис». Сложно не согласиться с тем, что в конце 20 века был настоящий бум футбола в Бразилии.
Один из игроков, за которым в это время следила почти вся Европа, — Джалма Фейтоза Диас, более известный как Джалминья. В 1997 году уже довольно зрелый бразильский футболист укрепил «Депортиво» Ла-Корунья. Туда его позвал соотечественник Карлос Алберто Силва. Хотя Джалминья не был звездой первой величины в Европе попервой, он очень быстро стал доказывать обратное.
Он не смотрел на фанатов с обложек газет и плакатов, это был футболист со стилем игры, который наиболее четко вписан в каноны бразильского футбола. Необычный дриблинг, финты, трюки, как будто прямо из игры PlayStation (которая, кстати, тоже примерно в то время ворвалась на электронный рынок), приводившие поклонников в экстаз, - таким мы себе представляли истинный бразильский футбол. Если Джалминья действительно был таким волшебником, то почему он не вписан в анналы мирового футбола?
Почему молодые болельщики или просто любители футбола в своих профилях на сайтах, в соцсетях сегодня не признают величие данного игрока, а вместо него боготворят даже Бекхэма или Зидана, не говоря уж про Месси или Криштиану Роналду? Хорошие вопросы. Ответить на этот вопрос? Ответить сложно, но можно.
В качестве ответа я расскажу вам об этом игроке, а вы уже сами сможете сделать вывод о том, почему его не внесли в зал славы.
Джалминья появился на свет 7 декабря 1970 года в солнечном Сантусе. В возрасте шести лет он начал свое обучение в знаменитом клубе «Фламенго» из Рио-де-Жанейро. Поскольку ребенок был замечательным игроком с хорошей техникой, особенно с точки зрения выполнения различных трюков с мячом, его сразу приметили многие специалисты. Его карьера развивалась гармонично. В 18 лет он дебютировал во взрослом футболе и уже к 1989 году был твердым игроком основной команды. Хорошие футбольные гены как-никак.
Справедливости ради династия Джалмы Сантоса (старший Джалма умрет 1 мая 1990 года от инсульта и не увидит жогу бониту в исполнении своего сына) вторая по своим заслугам и вкладу в бразильский футбол после отца и сына Де Гийи. Кстати забавно, что старший Джалма должен был ехать на ЧМ в Мексику в 1970, но пришел Загалло и отцепил проверенного зайгейро. 28 лет спустя "Мудрец" лишит Мундиаля и сына...
Вскоре Джалминья получил признание как один из самых многообещающих игроков своего поколения, и во «Фламенго» прекрасно понимали, что долго удерживать юного таланта в своих рядах не получится.. Хотя справедливости ради Менго сам распродал свою звездную поросль, не дав им особого шанса в Гавее. Почему так получилось? Джалминья считает, что тень Зико витала в воздухе и не давала раскрыться не только молодежи, но и многим опытным полузащитникам, появившимся после ухода Галиньо.
На фото легендарный Маэстро Жуниор и "сопляки" 1992 года-Джалминья, Жуниор Байано, Марселиньо Кариока и Пауло Нуньес. Звездами они станут в других клубах.
Плеймейкер «Фламенго» покинул команду в 1993 году и перешел в клуб «Гуарани», где создал шикарное трио с Марсио Аморозо и Луизао. Причиной ухода стала драка с примой рубро-негро Ренато Гаушо 13 июля в дерби Фла-Флу. Фламенго вел 2-0 после дубля Ренато, но после удаления Триколор не только сравнял счет, но и вышел вперед 3-2. Простое верховое единоборство, которое Джалминья проиграл и получил нагоняй от старшего товарища-"сучонок, ты будешь бороться или нет?" Разняли драчунов Маркиньос и Марселиньо Кариока. Но лишь на время-после матча в раздевалке снова завязалась потасовка, итогом которой стало отчисление Джалминьи
Команда из «Сан-Паулу» приютила футболиста на три сезона с небольшим перерывом, в течение которого он отправлялся в командировку в Японию, в клуб "Симидзу С-Палс».
Прорыв произошел в 1996 году,когда Джалминья присоединился к бразильскому лидеру – «Палмейрасу». Эта команда и показала игрока миру. В первом, и, как потом оказалось, в единственном сезоне за этот клуб полузащитник забил 12 голов в 22 играх чемпионата, а всего 33 гола в 55 матчах сезона. О том Вердао можно поподробнее. Молодой Лушембурго при помощи концерна Пармалат создал монстра, которому не было равных. Паулисту закончили с сумасшедшей разницей 102-19
Когда в Европе восхищались дуэтами, в Бразилии жгли напалмом квартетами. Великая четверка Джалминья-Ривалдо-Луизао-Мюллер была просто неудержима. 70 голов на четверых из 102, а в скольких еще поучаствовали, отдав в общей сложности 41 передачу. Персональная статистика? Пожалуйста.
Луизао: 22 гола (все с игры) и 4 передачи в 27 играх
Ривалдо: 18 голов (1 с пенальти и 2 со штрафных) и 5 передач в 25 играх
Джалминья: 15 голов (5 с пенальти, 1 со штрафного и 1 с углового) и 16 передач в 25 играх
Мюллер: 15 голов (все с игры) и 16 передач в 28 играх
И это все при поддержке Жуниора (потом будет играть в "Парме") и Кафу (10 голевых) по флангам, а страховали всю эту атакующую банду Флавио Консейсао и Амарал
Благодаря своему отличному выступлению бразилец забрал домой престижную награду «Бола де-Оуро», "Золотой мяч",присуждаемую лучшему футболисту лиги. В то же время, он был замечен главным тренером сборной Бразилии Марио Загалло и относительно поздно, так как ему было уже 26 лет, дебютировал в цветах национальной сборной.
Феноменальная игра во внутреннем чемпионате Джалминьи не обошлась без отклика в Европе. После завершения очень успешного сезона в цветах «Палмейраса» выкупить его решил испанский клуб «Депортиво» Ла-Корунья. Сумма сделки составила примерно 10 миллионов долларов. Это было очень точное вложение средств, так как бразильский футболист ответил очень быстро. Он практически с ходу стал важной частью команды и начал привлекать на стадион все больше и больше болельщиков.
В Ла-Корунье под руководством Карлоса Алберто Силвы, а затем Хавьера Ируреты Джалминья пережил свой лучший период в карьере. Бразильская атмосфера очень хорошо сказалась на выступлениях клуба в Примере. Исключительные возможности плеймейкера попали на очень благодатную почву. Джалминья очаровал болельщиков. Контроль мяча и точность в передачах, непредсказуемость, чувство игры - эти элементы были визитной карточкой бразильца. Он выделывал на поле примерно то же, что и Роналдиньо, обладал бешеным рывком с места и был не прочь зарядить с левой ноги по воротам. Джалминья был самым интересным игроком не только «Депортиво», но и вообще всей лиги. Обратите внимание на созвездия, которые затем появились в Испании (у «Реала» наступила эпоха «Галактикос», «Барселона» была "замешана" на голландских футболистах, а «Валенсия» смогла дойти до финала Лиги чемпионов). Казалось Джалминья не мог выбраться со своим скромным «Депортиво» из-за спин грандов.
Другим фактором, повлиявшим на успешное приключение Джалминьи с «Депортиво», было, конечно, желание сыграть на публику. Бразильский технарь был чрезвычайно щедр по отношению к болельщикам, которые приходили на матчи для того, чтобы увидеть новые трюки от этого игрока.
В присутствие этого игрока было гарантировано незабываемое зрелище. Когда Джалминья получал мяч, становилось ясно, что что-то произойдет в ближайшее время. И это что-то происходило. Джалминья мог отдать удивительный пас, мог обыграть несколько футболистов соперника практически стоя на месте, а мог и вовсе нанести удар с невероятной траекторией. Ведь одним из главных кумиров Джалмы Фейтозы Диаса был легендарный полузащитник Антонин Паненка.
Он начал обманывать вратарей еще в Гуарани: «Голкиперу это не нравится. Но какая разница между попаданием мяча в угол или в центр? Я не понимаю этого раздражения».
Часто копировал Джалминья его метод исполнения пенальти, ставший популярным во время чемпионата Европы 1976 года. Любил бразилец во время пенальти обманывать вратаря ложным намерениями. В таком случае вратарь обычно бросался в противоположный угол. Так Джалминья забил молодому Икеру Касильясу в решающей встрече Чемпионата Испании с «Реалом» Мадрид в сезоне 1999/2000.
Кульминацией золотого периода в истории «Депортиво» был титул чемпиона в начале нового тысячелетия и Суперкубок Испании. Макай, Валерон, Фран, Сонго, Мауро Силва и Джалминья - команду с такими футболистами боялись многие.
Казалось бы, таким образом футбольному миру был открыт феноменальный дриблер. Да, но рядом с невероятными навыками в футболе у Джалминьи стоял трудный и взрывной характер. И это сказалось, прежде всего, на том, что свой потенциал он не смог использовать на 100%. Идол болельщиков «Депортиво» мог сотворить глупость на поле. Например, в стычке с Александром Мостовым во время матча Ла Лиги против «Сельты» Джалминья спровоцировал россиянина с помощью расистской провокации. Александр не смог удержаться и дал бразильцу подзатыльника.
В это время Джалминья показал, что он имеет почти неограниченный талант актерского мастерства, который можно было использовать на сцене. Даже после легкого шлепка от соперника Джалминья корчился от боли так, словно попал под грубый подкат Винни Джонса.
Все выходки Джалминье обычно сходили с рук. До определенного времени. В 2002 году, за несколько дней до объявления Луиса Фелипе Сколари состава сборной Бразилии на чемпионат мира в Корее и Японии, наступил переломный момент. На тренировке Джалминья серьезно поссорился со своим тренером Хавьером Ируретой. Все началось со словесной ссоры, но вспыльчивый игрок не смог контролировать свой гнев и зашел слишком далеко. Каков же результат? О поездке на чемпионат мира можно было забыть. В дополнение к этому, он был сослан в «Аустрию» из Вены, центр Европы.
Джалминья получил тяжелое, но заслуженное наказание. Аренда в австрийский клуб было действительно началом конца карьеры игрока.После одного года изгнания перед сезоном 2003/2004 бразильский футболист вернулся в «Депортиво». Игрок уже был лишь тенью самого себя несколько лет назад. Ирурета редко выставлял его в основной состав, возможно, из-за того, что потерял к нему доверие. Неспособность набрать прежнюю форму привела к тому, что 27 мая 2004 года Джалминья разорвал контракт по взаимному согласию. Последние месяцы своей футбольной карьеры игрока он провел в Мексике, за команду «Америка».
Повесил бутсы на гвоздь Джалминья в 34. И хотя последние годы игры футболиста не увенчались успехом, Джалминья не забыт. Трудно найти еще одного такого игрока среди таких чрезвычайных талантов, которые вышли в элиту футбола в 90-х годах 20 века. Бразилец имел просто сказочные навыки, невероятную левую ногу (только используя ее он мог просто запутать защитника) и непредсказуемость. Все это должно было обеспечить то, что игрока не смогут забыть. Стоит отметить, что все еще жива память о его невероятных способностях.Но из-за своего характера и постоянными инцидентами с тренерами, он оставался в стороне от крупных турниров. Так он пропустил Чемпионат мира в 1998 году и не играл четыре года спустя. Значительных успехов в форме Селесао он достиг на Кубке Америки в 1997 году.
Он выступал под 13-м номером и отметился двумя голами. Интересно, как бы пошла карьера игрока, если бы он отправился в Европу чуть раньше, скажем — в 1994 году. Возможно, тогда бы он, а не его соотечественник Ривалдо, получил премию ФИФА «Лучший игрок года»…
Как же можно оценить его карьеру? Игрок экстраординарного таланта, который в свое время котировался на уровне Ривалдо и Роналдиньо, но так и не получил той карьеры, которую заслуживал. Он имел все для того, чтобы стать если не величайшим, то уж точно одним из величайших игроков своего поколения, и время от времени он был к этому очень близок, но, как и многие другие звезды, не сумел совладать с собственным характером.За почти двадцатилетнюю карьеру Джалминья завоевывал титулы практически везде, где бы ни играл, показывая своей блестящей игрой всю красоту футбола. К сожалению, все подвиги на зеленой поляне были омрачены его поведением, однако игру Джалминьи всегда будут помнить те, кому посчастливилось увидеть его представление на «Риасоре», когда «Реал» испытал на своей шкуре всю силу бразильской футбольной самбы.
В феврале 2000 года в рамках чемпионата Испании «Депортиво» принимал в своих стенах мадридский «Реал». Мало кто ожидал, что хозяевам удастся одержать уверенную победу, и еще меньше могли предположить, что главным действующим игроком в этом матче станет Джалминья. На протяжении всего матча бразилец без устали терроризировал оборону столичного клуба, порой вытворяя с мячом такие вещи, от которых у публики на «Риасоре» глаза на лоб лезли. Джалминья находился в Ла-Корунье уже два года, но именно двухтысячный стал его годом, во время которого его имя навсегда осталось в сердцах болельщиков «Депортиво».
P.S.Через несколько лет после окончания карьеры Джалминья вернулся в футбол. Он добился успехов в мини-футболе. В сезон 2007/2008 в цветах команды «Реал Клуб Депортиво-де-Ла-Корунья» он выиграл чемпионат Испании и Суперкубок Испании, доказав, что он еще может обводить по несколько соперников на одном квадратном метре.В настоящее время игрок выступает за одну из команд по футзалу в Чемпионате Бразилии. Джалминья до сих пор не забыл, как радовать публику, но все же он не тот, что раньше.
P.S.S.Джалминья поражал не только футбольным артистизмом. Даже его музыкальный вкус весьма удивителен, так как он бразилец должен любить самбу, но он был поклонником культовой группы «The Smiths». Об этом он признался в одном интервью во время выступления в Испании. Он даже спел часть песни этой группы, доказав, что является ее фанатом.
В 2015 году он начал новый этап в своей футбольной жизни,став комментатором сети ESPN . Джалминья живет в Рио-де-Жанейро и оттуда с грустью следит за новостями о "Депортиво", видя, как тот прозябает во втором дивизионе.
"Я не мог поверить, когда они вылетели во второй дивизион. Я призываю клуб перестроиться, и я уверен, что они снова вернутся в элиту"
«Совпадение это или нет, но но у меня четверо детей, дни рождения которых 17, 18, 20 И 21 мая. А посередине, ровно 19 мая, я вижу тот самый титул 2000 года, который могу считать днем рождения своего футбольного сына».
Джалминья: «Я считаю, что люди критикуют Неймара не из-за его излишнего дриблинга, а потому, что считают, что он высмеивает или провоцирует своих соперников. Но, на мой взгляд, это исключительный случай, и те, кто критикует его, делают это только потому, что не могут сделать то, что может он».
Послушаем самого Джалминью
Чем ты сейчас занимаешься?
Все в порядке. Я работаю на телевидении, на ESPN в Бразилии, мы как раз готовимся к сегодняшним матчам Кубка Либертадорес.
Ты помнишь тот день, когда подписал контракт с Депором?
Отлично. Я только что играл на Кубке Америки с Бразилией, встретил там Мауро Силву и Флавио Консейсау, и они уже рассказали мне о клубе и обо всем. Поэтому, когда я приехал, я решил, что попытаюсь выиграть Лигу и сказал об этом, но люди не поверили этому, это их рассмешило. Но в итоге мы уже знаем, что произошло. У меня была такая надежда, потому что я видел, что есть очень хороший состав, отличные игроки, и я уже играл с некоторыми, такими как Луизао, Донато... Поэтому я и думал о завоевании титулов.
Ты когда-нибудь представлял себе жизнь на такой хорошей сцене, с зрелищными матчами в Ла Лиге, Кубке и Лиге чемпионов?
Это правда, у нас были волшебные, незабываемые вечера. Когда ты сказал мне, что собираешься позвать меня на это интервью, я поговорил с коллегой с телевидения и начал вспоминать те памятные моменты, которые пережил в «Депоре». У нас был финал Кубка Испании с «Реалом», камбэк с «Миланом», но мне очень понравилась игра против «ПСЖ» на «Риасоре», мы проигрывали 0:3 и в итоге выиграли со счетом 4:3. Это был один из самых запоминающихся матчей, которые мы сыграли, потому что это было невероятно, это показывает нашу уверенность в себе. Тот этап был волшебным в моей жизни, потому что все прошло идеально, хотя у нас тоже были некоторые проблемы, но я всегда говорю, что самым важным достижением в моей карьере был чемпионский титул из-за всего, что произошло. Это были волшебные годы, которые я никогда не забуду, потому что очень люблю клуб и тех людей. Это было феноменально.
"Никогда в жизни я не думал о том, чтобы быть лучшим в мире, я к этому не стремился; мне нравилось делать крутые вещи, которые заставляют людей наслаждаться"
Я собирался спросить тебя именно о матче с «ПСЖ», потому что это было одно из твоих лучших выступлений, и ты отдал две результативные передачи: одну на гол Тристана и одну на гол Пандиани и матч закончился со счетом 4:3.
Да, правда это был один из моих лучших матчей. Это было что-то странное, потому что во втором тайме я играл вместе с Мауро, вдвоем в полузащите, а остальные практически все переместились в атаку, но слава богу все прошло очень хорошо. Я играл по позиции глубже, чем обычно, но Мауро был феноменом, он стоил двоих (смеется), и нам удалось хорошо нейтрализовать соперника, и вдобавок еще и создать много. Я провел хорошую игру и помог команде. А Пандиани, опа, вышел на второй тайм и забил три гола.
Некоторые из твоих 48 голов были чудесами, например, тот, который ты забил «Сельте» на «Риасоре» в победном матче со счетом 1:0 в Лиге 2000–01. Что тебе запомнилось больше всего?
Я думаю, что несмотря ни на что, из-за принципиальности соперничества… этот гол «Сельты» был самым важным. Кроме того, это было очень приятно. Мне также очень нравится гол, который я забил "Сарагосе" в моем первом сезоне (1997-98), когда я подобрал мяч рядом со штрафной и очень медленно перебросил его через Хуанми. Мне очень нравится этот гол, потому что он остановился и не успел ничего сделать, даже пошевелиться (смеется).
Если тебе есть что вспомнить, так это Ламбретта (по европейски финт радуга) против «Реала» и итоговые 5:2 в сезоне 1999-2000.
Да, больше всех запомнилась «Ламбретта», а не голы. Это видели во всем мире. Вот как мне нравилось играть в футбол, делать разные трюки и доставлять людям удовольствие, но всегда идти вперед, искать гол.
Ты был одним из тех футболистов, которым больше нравилось играть,чем завоевывать титулы.
Не знаю, почему именно, но я всегда думал о публике, о людях, которые пришли посмотреть на меня и поддержать меня. Я также как и они был фанатом, и мне нравилось восхищаться не только игроками моей команды, но и с теми, кто играл красиво и ярко. Обладая этим качеством, я пытался сделать так, чтобы публика хорошо провела время.
"Футбол, в который я играл, все то что я делал на поле... как люди могут не скучать по мне?"
Некоторые говорят, что если бы ты относился к футболу более серьезно, то был бы лучшим в мире.
Вы никогда не выиграете лигу с «Депортиво», если вы не будете режимить, но вы не можете творить чудеса каждый день (смеется). Футбол не так прост. Бывают дни, когда один более вдохновлен, чем другие. Никогда в жизни я не думал о том, чтобы быть лучшим в мире, это никогда не приходило мне в голову. Это было не то, что я искал, и мне было все равно. Люди, которые играли со мной, мои товарищи по команде, знают, каким футболистом я был, какую преданность делу я проявлял, как я сражался на тренировках и в играх, потому что для меня были важны победы. Люди много говорят, что если бы я играл за «Барсу» или «Реал Мадрид»… это стремление к титулам и софитам...но я не променяю свой чемпионский титул с «Депором» на то, чтобы сыграть за «Барсу» или Мадрид.
В Ла-Корунье ты почти бог.
Ну, последние несколько раз, когда я был там, люди скучали по нам в основном из-за плохих времен, которые сейчас переживает Депор. Мы прожили прекрасные моменты, и футбол, в который я играл, то, что я делал на поле... как люди могут не скучать по мне. Если, может быть, они видят тебя каждый день, каждую неделю, они не придают тебе такого значения, но когда ты уходишь, они оглядываются назад и говорят: «Черт, как мы наслаждались футболом с этим чуваком» (смеется). Я очень счастлив, потому что я жил в то время очень интенсивно, я любил людей и мне очень нравилась Ла-Корунья, поэтому я старался изо всех сил.
С кем из партнеров ты чувствовал себя комфортнее на поле?
Зависит от ситуации. Если говорить о форвардах, то у Тристана были впечатляющие качества, но он был несколько другим игроком, чем я бы хотел,но мы хорошо ладили на поле и за его пределами, а вот связь, которую я установил с Макаем, была уникальной, потому что мы очень хорошо понимали друг друга даже без слов, глазами. Он только начинал движение, как я уже давал ему идеальный пас. С другой стороны, в центре поля, когда позади меня был Мауро Силва, я чувствовал себя спокойнее, потому что он всегда отбирал мяч и пасовал мне, он всегда искал меня, потому что у нас уже была эта связь. Я очень хорошо ладил с Франом, мы эпизодически менялись местами... какие у него были способности. Все были очень хорошими игроками. У нас были Донато и Найбет, которые обладали дикой харизмой. Флавио, который никогда не уставал и умел все -и защищаться, и атаковать. Виктор тоже был очень хорошим игроком, он начинал как полузащитник, а потом перешел направо. Потом пришел Валерон, я любил его футбол и хотел играть с ним. Я думаю, что если бы мы играли вместе больше, мы бы многое дали Депору...
Считаешь ли ты, что толчок Ируреты навредил твоему имиджу?
Это люди должны сказать, навредило мне это или нет. Я всегда говорю, что не жалею о том, что делаю, потому что я не сумасшедший. У меня была причина сделать это, но я держал ее при себе. Сотрудники клуба и тренеры знают причину, те, кто был на поле, тоже знают. И пока я не посоветую ни одному молодому игроку, только начинающему это делать, но в то время у меня была причина это сделать.
Ты можешь рассказать нам?
Давайте так, это ситуации, которые случаются в конкретный момент и заводят тебя, поэтому я не могу сказать, что жалею об этом, потому что, если бы все повторилось так же, я бы все равно повторил это (смеется).
То, что случилось с Ируретой... Я не жалею об этом, у меня была причина сделать это; если это случится снова все так же, то я повторю.
Ты разговаривал с ним с тех пор?
Иногда мы разговаривали, но очень мало. У меня никогда не было с ним особых отношений, потому что он был очень закрытым тренером и мало говорил. Я думаю, что команда могла добиться большего. Это не критика, но вдали от дома я всегда видел его очень сдержанным,замкнутым. Он не стремился выигрывать все матчи,не был максималистом, и это меня очень беспокоило, но как тренера я его уважаю, ведь он выиграл чемпионат. И хотя я не разделял его идеи, я должен был их реализовать.
Другими словами, вы могли бы выиграть еще один титул.
Да, но как человек я ничего против него не имею. Он был очень спокоен и особо нас не беспокоил, оставил нас одних. Одним из хороших моментов в этом было то, что некоторые вещи, которые мы делали неправильно, он делал вид, что ничего не происходит (смеется).
Как ты думаешь, твой конец был смазанным,учитывая твои заслуги в Депоре?
Нет, совсем нет. Я хотел побеждать, побеждать и побеждать, меня не волновал конец, все заканчивается. Сейчас я не могу играть за Депор, хотя и хотел бы, но у меня больше нет условий. У меня был еще один год по контракту, но я не хотел оставаться там, где не буду играть, а просто буду в составе. Никто не вечен в команде, хотя то, что я сделал, останется навсегда, люди этого никогда не забудут, вот что для меня важнее всего, а не то, было ли мое прощание красивым или нет. Я ушел из футбола и не попрощался, но это меня не беспокоило. Я просто бросил футбол, все кончено.
Чего тебе больше всего не хватает из Ла-Коруньи?
Очень скучаю по морепродуктам (смеется). А также климат той раздевалки, той команды, тех игроков, которых я помню, нас называли Depor de la Torre de Babel. Но несмотря на разницу в менталитете и все, что было, нам удалось создать сплоченную и побеждающую банду. Кроме того, у нас очень хорошие отношения друг с другом. После ухода из футбола я ездил в Марокко, чтобы погостить у Найбета неделю. Тристан приезжал в Бразилию ко мне, Туру Флорес тоже. Фран провел свой медовый месяц в Бразилии. С Мауро Силвой до сегодняшнего дня мы вместе. Донато, замечательный человек. Это те, по чему я скучаю больше всего, из той раздевалки. Скалони, который сегодня является тренером сборной Аргентины...
Ты представлял, что Лео окажется на Олимпе?
Да, я ожидал этого, потому что он всегда был человеком, который делал результат. У него была способность заводить партнеров, когда дела шли плохо. Он не всегда был на высоте в сборной, но он был лидером и сумел с помощью Скалони максимально гармонично вписаться в аргентинскую команду, у которой было много проблем именно из-за Месси. И сегодня Аргентина выглядит намного лучше, так что я очень доволен всем, что они делают.
В настоящее время футбол слишком интенсивный, и трудно найти игроков с таким воображением, как у тебя, Роналдиньо или Ромарио.
Да, сегодня тяжело смотреть футбол. Вот в Бразилии, например, проблема уже на уровне академий, которые не дают детям свободы. Им приходится получать удовольствие от футбола, пока они маленькие, но сегодня на них накладывают тактику и не дают играть, и это немного лишает творчества. А с другой стороны, игрокам не хватает индивидуальности, чтобы действовать по-другому. Они всегда пытаются играть в одну и ту же игру, которая часто утомляет меня -передача мяча в одну сторону, в другую, влево, вправо... тратят все время. Нет, мне нравилось остановить мяч и играть вперед, мне не нравилось играть назад. Я был из той породы на поле, которая не позволяла мне отдавать мяч назад, потому что я не был защитником, мне нужно было искать ворота и нападающих. У людей сегодня нет творчества, правда в том, что они очень мало создают красивого и интересного.
Есть ли среди современных футболистов тот, кто особенно очаровывает тебя своим стилем игры?
Все обычные. После моего поколения я думаю, что Месси был игроком, которого я любил больше всего, но сейчас и он не так хорош и это уже довольно давно. Есть Мбаппе, но он не игрок с такими же характеристиками, а скорее очень сильный футболист, но не очень креативный. Неймар, который, по моему мнению, мог бы сделать гораздо больше на футбольном поле по сравнению с Килианом на один уровень выше, но он не выиграл много титулов и из-за большого количества критики его сильно недооценивают. Сегодня культ результата, а футбол это всего лишь игра.
У современных игроков нет творчества; им не хватает личности, чтобы делать что-то по-другому. Даже финты шаблонные.