Торговый центр и зоны отдыха. Что делали со стадионом, который Путин подарил «Томи»
Корреспондент «Матч ТВ» Роман Нагучев все-таки посетил стадион «Факела», который нещадно критиковал перед сезоном 2022/23 . Журналист написал в личном Telegram-канале, что внешний вид арены приведен в порядок, хотя сомневается в стопроцентной безопасности. Но, если РФС согласовали сооружение, значит специалисты не увидели угрозы для жизни посетителей.
Воронежский стадион Профсоюзов построен в 1930-ом, а двумя годами ранее новенький спорткомплекс отстроили в Сибири. «Труд», как и его южный ровесник, попал под обзор Нагучева. В 2017-ом Роман отправился в Томск, где комментировал матч местной команды против «Оренбурга». Телеведущему не понравились и фанатские трибуны, и комментаторская кабинка, и атмосфера на улице Белинского.
Томский стадион планировался как многофункциональный, но стал главной футбольной ареной Сибири
Первого июня 1928-го года состоялось открытие летнего сезона в Томске, когда на только что отстроенном спортивном комплексе провели соревнования по легкой атлетике, футболу и велогонкам. Вплоть до 2016-го года на «Труде» красовались беговые дорожки, а за советский период чего только не придумали — хоккейная коробка, тренажерный зал, волейбольная и баскетбольная площадки. Постройки занимали место нынешних посадочных мест.
Фантазия у чиновников не убавилась и при России, когда в начале XXI века запланировали строительство торгового центра вместо одной из трибун. Уже запустили процесс возведения, как вспомнили про безопасность. Оказалось, что проект невозможен из-за расположения стадиона — узкие улицы, нет места для парковок. Спустя 88 лет после рождения, «Труд» откинул все виды спорта, кроме футбола. Сосед из Красноярска все еще с легкоатлетическими дорожками.
«Томь» никогда не владела «Трудом», но сохранила второй исторический стадион города
С 1928-го и до 1991-го года «Труд» принадлежал государству, как и после распада СССР. «Томь» арендовала стадион у городской администрации. В начале «нулевых» команда не испытывала финансовых проблем, как в дальнейшей истории, поэтому реконструировала «Темп» — как и центральная арена построен еще в довоенные годы. В отличие от стада на Белинского, аналогичное сооружение на Баранчуковского власти забросили.
«Томь» не претендовала на «Труд», забрав «Темп» в полуразрушенном состоянии. Не то, что в футбол играть, тогда по тамошнему полю и пешком не пройти. Клуб привел арену в порядок — постелил искусственный газон, построил бетонную трибуну на 1500 человек; расположил раздевалки, судейскую и медицинский кабинет. Дворец спорта не ориентировался на взрослый спорт, отдавшись для детей и юниоров. Конструкция встречала гостей только из ПФЛ, когда в третьем дивизионе выступала молодежка.
Путин передал «Труд» в собственность «Томи», чтобы порадовать спонсоров
C 2008-го года у «Томи» начались постоянные траблы с деньгами — просили помощь даже у Путина. Президент не отказывал, выручал. Владимир Владимирович привел клубу спонсоров в лице «Роснефти» и «Газпромнефти». На встрече с представителями команды в 2012-ом году ВВП сказал: «Кому интересно заходить в проект, в котором нет материальной базы?». До этого коллектив начал процедуру банкротства, перекинув «Темп» на плечи администрации города. У ФК остались лишь контракты с футболистами и автобус.
Бывший заместитель гендиректора по связям с общественностью «Томи» Александр Никулин в разговоре с блогером Русланом Заплатиным вспомнил, как Путин вернул команде «Темп», вдогонку подарив и «Труд»: «Президент сказал, что стадион нужно отдать. Губернатор Кресс согласился. На следующий день в приемную клуба позвонила администрация и заявила о передаче не только «Темпа», но еще и «Труда». Власти региона перестраховались, ведь непонятно какой стадион просил отдать Путин».
Никулин пояснил, мол, конечно хорошо, что в собственности клуба два стадиона, но с другой — это дополнительные расходы: «Мы сперва обрадовались, а потом поняли как тяжело содержать два стадиона с нашим мизерным бюджетом. Зато теперь у команды есть собственность, которая не позволяет обанкротиться».
Власти Томской области спасли «Труд» от смерти вместе со своей хозяйкой «Томью»
В 2022-ом году «Томь» лишилась профессионального статуса и в сезоне 2022/23 не выступит ни во второй лиге, ни в третьей. Будущее томского футбола под большим вопросом, так как спонсоры ушли вместе с бывшим губернатором Жвачкиным, а преемник Мазур открыл заявил: «Бюджетные средства тратить на профспорт не буду».
Все, на что решился глава региона — спасти стадионы и молодежку: «В 2014 году, по решению областных властей, томские стадионы «Труд» и «Темп» передали на баланс ФК «Томь». Невыплата зарплаты означает банкротство клуба и то, что стадионы пойдут с молотка.
Такое нельзя допустить! Поэтому я в экстренном порядке нашел деньги на покрытие долгов по зарплате. Это позволит избежать банкротства и спасти стадионы. То есть оставить их в собственности региона.
Молодежку футбольного клуба мы сохраним, она продолжит играть в сезоне-2022. Также в полном объеме продолжит работу региональный центр подготовки футболистов, обучающий детей и подростков», — написал исполняющий обязанности губернатора в Telegram-канале.
31-го июля начальник департамента по управлению госсобственностью Томской области Татьяна Исакова дала комментарий для «РИА Томск». Чиновник заявила, что планы Жвачкина в 2019-ом году, которые подразумевали создание зоны отдыха (рестораны, игровые площадки и прогулочные аллеи) на месте стадиона «Труд», не реализуются. «Томь» арендовала арену до 2068-го года.