Больше, чем просто стадион
В современном мире футбольный или какой-либо иной спортивный стадион сталкивается сразу с двумя проблемами. Первая из них заключается в противоборстве с тв и интернет-трансляциями за аудиторию. Теперь, когда матч любимой команды можно посмотреть в два клика, не отрываясь от иных дел, посещение стадиона превращается в не самый оптимизированный способ проведения досуга. С этим связана и вторая сложность – бесполезность арены в дни отсутствия на ней матчей и, как следствие, потребность в вынесении её за черту города, дабы использовать городское пространство более эффективным способом. Казалось бы, всё это должно было поставить крест на дорогостоящих массивных стадионах, однако, вместо все имеющиеся стадионы продолжают интегрироваться в городскую среду.
Современная спортивная арена это не просто гектар огороженной территории, открывающий свои двери исключительно в день матчей (в среднем раз в две недели по ходу сезона) и существенно осложняющий логистику в этот момент, это механизм по аккумулированию денежных средств.
1. Самым доступным способом по получению прибыли является сдача в аренду территории и помещений. Всё больше и больше стадионов стараются быть оснащены подземной парковкой, а также разместить внутри своего фасада торговый центр и фудкорты, которые могут насчитывать до 200 различных ресторанов, поставщиками которых могут являться исключительно местных производители. Наиболее поразительным в данном случае является Mercedes-Benz Stadium в Атланте, на территории которого расположен целый сад, где болельщики могут самостоятельно собрать весь урожай и на выходе воспользоваться услугой по приготовлению из них еды и напитков. Таким образом, решается и досуговая составляющая проведения досуга на стадионе. Подобные сервисы в совокупности с программой SAP помогает агрегировать все потребительские запросы и болельщиков и впоследствии модифицировать предложение.
Дополнительно многими клубами арена может использоваться и как музей, локация для проведения квестов, коворкингов, смотровая площадка, социальный пункт выдачи продуктов питания нуждающимся и много другого.
2. Повышение рентабельности использования пространства также осуществляется за счет повышения самой функциональности стадиона. Помимо непосредственного использования для целей проведения матча, площадка может становится местом проведения концертов и фестивалей, а также соревнований по другому виду спорта. Подобная трансформация осуществляется за счет технологии movable seating, которая изменяет конфигурацию трибун и поля. Например, на стадионе «Доклендс» (он же Marvel Stadium) в австралийском Мельбурне технология позволяет трансформировать трибуны из прямоугольной формы в эллипс и обратно, для чего четыре яруса первого уровня перемещаются на 18 м вперед и, соответственно, назад. Рекордсменом по числу возможных спортивных соревнований является лондонская О2 Arena, на которой проводились соревнования по спортивной гимнастике, прыжкам на батуте, боксу, баскетболу, дартсу, хоккею, теннису и рестлингу.
Примечательно, что еще одним новшеством по модернизации трибун является увеличение пространства между рядами, что позволяет наиболее эффективно развивать сервисы по доставке еды и мерчандайзинга прямо к месту, где сидит зритель.
Иным способ задачу по функциональности стадиона решили проектировщики ВТБ Арены, которые совместили под одной крышей сразу хоккейный и футбольный стадион.
Отдельно также стоит вспомнить и про возможность просмотра выездных матчей любимой команды на домашнему стадионе в кругу болельщиков. Это можно сделать, разместив диваны и кресла прямо на футбольном поле, как это предпочитают делать болельщики Унион Берлин
Либо же в более современном формате – с трибуны, глядя на табло под живой комментарий и дополнительную шоу-программу.
3. Другим немаловажным фактором является влияние на городскую среду. Зачастую вокруг стадиона может формироваться локальное комьюнити, а это значит появление клубных пабов и иных точек притяжения болельщиков до и после игры. Сейчас в проектировку стадиона закладывается не только сама арена, но и пространство вокруг неё, а также вся необходимая для оптимального функционирования инфраструктура.
Дополнительно фасад стадиона может выступать рекламным баннером.
4. Современные экофрендли тенденции также не обошли стороной и спортивные объекты. Например, Тайваньский национальный стадион Гаосюна, открытый в 2009 году, имеет 8844 фотоэлектрических панели, производящих электроэнергию на 1,14 ГВтч в год. Это снижает годовой объем производства углекислого газа на 660 тонн. На Mercedes-Benz Stadium в Атланте установлена система сбора дождевой воды: запасы оцениваются в 600 тысяч галлонов, то есть в 2 271 247 литров. Благодаря этому стадион на 47% снижает нагрузку на водопровод.
Все вышеперечисленные преимущества можно было бы получить за счёт иных разнообразных инфраструктурных объектов, однако, вряд ли бы они помимо прочего могли доставлять столько различных эмоций, а также являться олицетворением болельщицкой культуры и истории.
Таким образом, нужно признать, что многофункциональные спортивные арены являются неотъемлемым элементом всей городской экосистемы, которые продолжают модернизироваться и в ближайшее время точно не потеряют в своей востребованности на фоне развивающейся стриминговой индустрии.
Еще больше интересных новостей можно прочитать в телеграмм-канале блога (https://t.me/manual_neuera).