Деконструкция банана
Почему обсуждение проблемы расизма в российском футболе похоже на секс в нетрезвом состоянии, отчего так тошно наблюдать за очередным «банановым» инцидентом с любой стороны баррикад и почему с нашей ксенофобией стало невозможно бороться – пара-тройка нерадужных абзацев с неприличными аналогиями от Александра Ткача в блоге «О духе времени».
Я надеюсь, что читатели этого блога поймут меня правильно и простят мне эту неспортивную аналогию, но обсуждение проблемы расизма в российском футболе напоминает мне секс в нетрезвом состоянии.
Сначала все как-то по-глупому начинается с кем-то случайно попавшимся под руку, потом все дико возбуждаются, а потом, уже в процессе, понимают, что и удовольствие ниже среднего, и, главное, – не кончается никак.
Ровно то же самое с нашими футбольными бананами. Нет никакой логики в том, что их бросают в Самба и Роберто Карлоса, а не, например, в Эменике и Думбия. (Мне даже кажется, что для пущей сюрреалистичности следующий банан должен прилететь в Юрия Жиркова, а потом в Сергея Семака – чтоб грань между осмысленными и бессмысленными символами неприязни окончательно стерлась.)
Нет никакой логики в том, когда их бросают и кто это делает. Нет никакой перспективы наказать бросавших и предотвратить следующий такой инцидент. Все меньше оснований верить, что дальнейшее обсуждение проблемы в таком формате хоть как-то приближает выздоровление.
На наших глазах простые обитатели российских трибун как заправские постмодернисты деконструируют банан в качестве символа расового оскорбления – потому что это случайные люди без особых убеждений, оказавшиеся в случайном месте, жертва их – случайный чернокожий, а мотив – смесь неприязни и душевного дискомфорта с «фаном» и «лулзами». Вместо какого-нибудь понятного и осязаемого неонациста перед нами – собирательный образ российской латентной постмодернистской ксенофобии, которая не поймешь, где в шутку, а где всерьез, где есть, а где мерещится, которая чихать хотела на все символы и метафоры, и которая в каждом, но ухватить ее невозможно. Она ушла вглубь, растворилась и стала одной из жидкостей тела. И не выведется, даже если в этот раз удастся кончить.
Бананы летят только в игроков «Анжи», а фактически - они летят в сам клуб «Анжи», если взять шире - в кавказцев. В Веллитона или Думбию они не полетят по той причине, что те свои черные, а эти - чужие черные. Получается: негры (чужаки расовые), принадлежащие кавказцам (чужакам культурным) - вражеский символ в квадрате. Не думаю, что это осмысленная логика в головах «метателей», но её анатомия именно такова.
Про деконструкцию банана как символа расовой неприязни - красиво, но не уверен, что верно. Если бы это было так, то наряду с бананами кидали бы и другие предметы, а сами бананы летели и в белых игроков. Но они не полетят в белых именно потому, что связаны исключительно с черными (предполагают пинг, отклик, которого не будет у белых), а это как раз утверждение символа, а не разрушение.
P.S. Началом деконструкции банана могло бы стать метание его не ИЗ, а В VIP-ложу.
то есть условному нацисту Васе на самом деле глубоко насрать, действительно ли русский его друг-нацист Петя, и какие у него там предки в восьмом поколении. более того - ему именно что очень невыгодно об этом задумываться и это знать. весь этот «ультраправый» движ создается по очень простому рецепту:
1) находим тех, с кем приятно потусить
2) берем некий неопределяемый критерий
3) объявляем себя соответствующими выбранному критерию, остальных, особенно тех, кто возражает - несоответствующими.
4) красиво обставляем это дело, имеем фан, бабло или что угодно еще
И если вы и в самом деле отчего-то решили, будто бы я собрался бить вас табуреткой по голове, то это скорей всего означает, что вы не только не поняли того, что написал я, но и, по всей вероятности, не вполне понимаете смысл большей части того, что написали сами.