8 мин.

22 года назад Шумахер протаранил Вильнева. Михаэля дисквалифицировали, но степень его вины не ясна до сих пор

Главный фэйл в карьере семикратного чемпиона мира.

26 октября 1997 года в южном испанском городке Херес-де-ла-Фронтера прошел решающий Гран-при «Формулы-1»: за титул лучшего пилота схлестнулись двукратный на тот момент чемпион мира Михаэль Шумахер и дерзкий вице-чемпион и дебютант предыдущего сезона Жак Вильнев. Гонщиков разделял всего один балл в общем зачете, у них были равные по скорости машины и запредельное желание добиться успеха.

Но в Хересе мир увидел не ослепительную битву лучших пилотов, а странное столкновение за 22 круга до финиша, сход Шумахера и победу Вильнева в чемпионате. Контакт между «Феррари» и «Уильямсом» потряс всех: по всем телеканалам бесконечно крутили кадры инцидента, Шумахера обвиняли в умышленном таране, а вскоре и вовсе лишили немца всех заработанных в году очков.

Авария стала финалом драмы, обрушившейся на зрителей в сезоне-1997: перед гонкой в Испании в ходу были и политические игры, и вызывающее поведение на треке, и подозрения в нечестной работе хронометражистов, и даже попытки втереться в доверие в баре.

Американские горки 1997-го: разгромленный Френтцен, гонки обновлений, давление «Уильямса»

Сезон начался с громкого трансфера: действующего чемпиона мира Дэймона Хилла выбросили из доминирующего «Уильямса» в аутсайдер «Эрроуз». На его место команда сэра Фрэнка подписала Хайнца-Харальда Френтцена – некогда сильного соперника Михаэля Шумахера в немецкой «Формуле-3». Френтцена громогласно объявили следующим чемпионом мира, и это разъярило Вильнева, считавшего себя в английской конюшне первым номером после мощного дебютного года.

Канадец сразу нацелился на уничтожение напарника: уже в первой квалификации он привез конкуренту целых 1,7 секунды и взял поул, а в следующих двух Гран-при приезжал к финишу первым.

Тогда-то все и решили, что сезон предстоит скучным – Вильнев регулярно демонстрировал умопомрачительную скорость, которой в пелотоне никто не соответствовал. Технические неполадки и сходы Жака  казались практически случайностями – «Уильямс» вот-вот должен был вернуться на запредельный уровень предыдущего года и окончательно всех раздавить.  

Однако к концу мая в борьбу за первые места неожиданно включился Шумахер: в дождевом Монако он одержал одну из лучших побед в карьере, а на седьмом этапе в Канаде выиграл еще раз и даже возглавил чемпионат.

«Год и правда был сумасшедшим. После пары первых гонок все решили: «Все, «Уильямс» выиграл», но затем «Феррари» нашла невероятный ответ. Откуда-то у них взялось отличное механическое сцепление, они внезапно тоже стали супербыстрыми. В середине сезона все решили, что теперь-то уж точно победит Скудерия, но мы смогли ответить, – вспомнил Жак. – Это было весьма непросто, особенно с учетом психологического состояния Френтцена, который практически не участвовал в процессе доработки машины. Хайнц пострадал от поражения в первой квалификации. Такой отрыв всегда несет последствия. Очень важный момент.

Болид того года стал для меня второй кожей — почти всегда я мог делать с ним абсолютно все, что только хотел. Я всегда знал, что достаточно мне поставить новые шины в квалификации – и я мог проехать на полсекунды быстрее».

Тем не менее, за четыре Гран-при до конца сезона Вильнев отставал от Шумахера на 10 очков – но тогда-то как раз и проявилась его работа над болидом. Канадец выиграл заезды в Австрии и Германии, и в итоге за два этапа до финиша оторвался от главного преследователя в личном зачете на 9 баллов.

Первый скандал случился во время пятничной тренировки на японской «Сузуке»: Вильнев проигнорировал желтые флаги, поскольку «посчитал ситуацию не слишком опасной». Стюардов всегда (да и сейчас тоже) раздражали подобные заявления, особенно от пилотов под условной дисквалификацией за многократные подобные нарушения – а именно в такой ситуации и находился канадец. В итоге судьям ничего не оставалось, как превратить условную дисквалификацию в реальную.

Тогда-то «Уильямсу» и пришлось заняться политической игрой: сэр Фрэнк подал безнадежную апелляцию, чтобы Жака допустили до квалификации и гонки. Вильнев использовал шанс и выиграл поул – но не для победы в главном заезде: у канадца оказалась другая тактика. С самого старта №3 агрессивно задвигал главного конкурента: только на первых метрах он трижды перекрывал Михаэлю траекторию, провоцируя столкновение и выезд пилота «Феррари» на траву.

Между прочим, к тому моменту разъяренного Вильнева вполне устраивало столкновение с главным соперником, и он не стеснялся жестко захлопывать калитки при любых атаках Шумахера.

Более того, Жак не просто отбирал первую позицию у конкурента: он еще и оттормаживал Михаэля в надежде на прессинг лидера Скудерии со стороны Френтцена и других пилотов. Но Шумахер отбивался от всех, кроме напарника Эдди Ирвайна, и вскорости преследователи пилота «Феррари» один за другим ушли на пит-стоп – тактика Вильнева не сработала.

После волны остановок в боксах канадец снова попытался оттормозить немца – причем даже опасным маневром сразу после выезда из боксов.

Однако Шумахер смог обмануть и обогнать соперника.

Жаку просто не хватило скорости для контрманевра – он слишком резко забрал влево, когда его соперник разогнался до максимума. И миролюбивым это движение точно не назвать.

Однако в тот момент Вильнев и упустил последний шанс что-то сделать: на чистом треке Михаэль нарастил темп, уехал вперед, догнал Ирвайна и вышел в лидеры. Ирландец занялся сдерживанием Жака, тот поехал на повторный пит-стоп, который по традиции тех лет механики «Уильямса» чрезмерно затянули, и отвалился в конец очковой зоны.

Шумахер победил, Вильнев финишировал пятым, заработал два очка, но вскоре был дисквалифицирован, поскольку Фрэнк Уильямс отозвал апелляцию на пятничное решение стюардов.

В результате перед заключительным Гран-при сезона счет по очкам между Шумахером и Вильневом был 78:77 в пользу гонщика «Феррари».

С этого момента в «Уильямсе» развязали психологическую войну.

«Мы помнили о том, что происходило в предыдущих битвах Шумахера за титул – когда он, к примеру, вытолкнул в стену Дэймона Хилла, – объяснил Вильнев двадцать лет спустя. – Как нам казалось, единственный способ не дать ему сделать это снова – напомнить о них всем остальным. Поэтому все 2-3 недели перед Гран-при Европы напролет мы раз за разом упоминали о такой возможности, вспоминали прошлое и напоминали людям обо всех былых инцидентах: о том, что Михаэль хорошо выносит других в стены, когда на кону стоят титулы. Это был хороший способ надавить на Михаэля. И на «Феррари». Весь сезон был об этом: кто же на кого надавит сильнее».

В Хересе на предгоночной пресс-конференции Шумахеру даже пришлось оправдываться:

«Все хотят, наконец, увидеть прямую схватку между мной и Жаком. И я тоже хочу. То есть я хочу выиграть гонку и таким образом победить в чемпионате. А не из-за инцидента или чего-то подобного. Не в этом моя цель».

Три одинаковых времени в квалификации

Однако драма на Гран-при Европы началась за день до старта главной гонки уик-энда: квалификация вошла в историю как единственная сессия в истории, в которой у трех лучших пилотов оказались одинаковые времена.

Вильнев установил время поула необычно рано – быстрые круги показывают ближе к концу сессии (из-за улучшения сцепления на треке с повышением наката в процессе квалификации), а Жак выжал все и привез секунду напарнику уже на середине. Шумахер проехал свой решающий круг 15 минут спустя – и показал ровно такое же время, тысячную в тысячную. А еще через несколько минут секундомер выдал такой же результат и после круга Френтцена!

«По-видимому, у ФИА были какие-то свои подсчеты, но на расположение на решетке они не повлияли, – отмечал позднее Жак. – Но я никогда бы не повторил это время».

Естественно, из-за общей ситуации в чемпионате болельщики моментально заподозрили злой умысел для еще большего повышения напряжения. У них были основания: тайминг в тот уик-энд ломался целых два раза за первые 20 минут, и только в случае с Вильневом картинка перемещения по кругу совпала с показанным временем.

Шумахер же на двух первых секторах (самых длинных в Хересе) выиграл у Жака 0,3 секунды, однако неимоверным образом без ошибок в пилотаже умудрился слить преимущество на последнем коротком 20-секундном отрезке. При пересечении финишной черты виден серьезный временной лаг между картинкой и таймингом.

Френтцен после двух секторов вез Вильневу 0,1 секунды, но и его результат завис на 1.23,072.

РЕКЛАМА

HAVAL DARGO ОТ 3 199 000 РУБ.

HAVAL DARGO ОТ 3 199 000 РУБ.

БОЛЬШЕ НА HAVAL.RU