«Почка оторвалась, а наши мудаки потащили его в самолет». Страшная травма, которая не остановила легенду ЦСКА
Все равно дорос до сборной России.
Воспитанник барнаульского «Динамо» Валерий Минько перебрался в ЦСКА в 1989-м — в год назначения Павла Садырина и последнего сезона команды в первой лиге. В основу молодой защитник сперва не проходил, зато был востребован в юниорской сборной СССР: с ней в 1990-м Минько стал чемпионом Европы. В последнем чемпионате Советского союза защитник заиграл и за клуб — Минько провел 8 матчей, помог ЦСКА взять чемпионство и Кубок СССР.
«Одна игра до сих пор перед глазами стоит. Это когда мы с Сашкой Гришиным, зеленые пацаны, вышли на замену в Донецке и вытащили ничью. Я отобрал мяч, Сашка Игорю Корнееву отдал пас, и Корень забил. Так 1:1 и закончили. Садырин нас потом в раздевалке отдельно хвалил. А мы с Сашкой до сих пор прикалываемся: «Помнишь, как мы с тобой ЦСКА на первое место вытащили?» — вспоминал Минько тот год.
После легендарного чемпионства Садырин отправился на повышение в сборную России, а главным в ЦСКА стал его помощник Геннадий Костылев, который тренировал чемпионскую сборную в 1990-м. Минько, как и Гришин с Бушмановым, стал игроком основы. В чемпионате у ЦСКА получалось не так убедительно, зато команда пошумела в Лиге чемпионов, пробившись в квалификации через «Барселону».
Молодого и талантливого защитника заметили в том числе и в Европе. После розыгрыша Лиги чемпионов Минько интересовались сразу три немецких клуба. В этот момент карьера игрока могла пойти по совсем другому пути, но ЦСКА затребовал за трансфер миллион долларов, а осенью 1993-го в отборе на молодежный Евро Минько получил страшную травму.
«В матче Греция — Россия Валера столкнулся со своим же вратарем (Александром Помазуном. — Sport24) — почка оторвалась, держалась еле-еле, — вспоминал Геннадий Костылев. — Греки хотели оставить его в своей клинике, чтобы быстро сделать операцию, а наши потащили в самолет. Одно слово: мудаки. Один знаменитый врач мне потом признался: «Спасло его только то, что привезли в мое дежурство».
В Москве состояние Минько резко ухудшилось. Спустя три дня после матча ему пришлось делать срочную операцию по удалению почки.
Из-за травмы защитник пропустил 8 месяцев (вернулся лишь ко второму кругу чемпионата 1994 года), но вообще не задумывался о завершении карьеры. «Еще лежа в больнице Валера мне сказал: «Дали специальный корсет: буду играть с одной почкой», — рассказывал Костылев.
Когда Минько вернулся в футбол, главным в ЦСКА был уже Тарханов. Защитник заиграл и при нем и в середине 90-х мог уехать в испанский «Альбасете», но в итоге остался в московском клубе. Несмотря на серьезную травму, Миньков только прибавлял — к 1996-му он был одним из лучших защитников в стране и дебютировал в главной сборной России (всего провел за нее 4 игры) в матче против Израиля.
«Минько мог спокойно уехать, но он бы за рубежом ни один медосмотр не прошел», — вспоминал бывший начальник ЦСКА Анатолий Коробочка.
Защитник выстрелил еще и ближе к нулевым. С приходом Олега Долматова он стал одним из важнейших игроков основы ЦСКА. Благодаря Минько команда взяла серебро в 1998 году (защитник, например, принес первую гостевую победу при новом тренере) и бронзу в 1999-м.
«У руководства армейского клуба отношение ко мне очень теплое и доброжелательное. И вот чтобы в одночасье все бросить… Я по натуре необщительный человек, тяжело приживаюсь в новом коллективе. А в ЦСКА я играю с юношеских лет. Без этого клуба я себя уже не мыслю», — объяснял сам футболист, почему он так и не ушел из ЦСКА.
Минько стал одним из символов ЦСКА в 90-е годы и застал начало новой эпохи во главе с Валерием Газзаевым. Правда, в ней защитнику места уже не нашлось: в 2001-м он ушел из ЦСКА и по факту завершил карьеру (после этого провел только три матча в составе «Кубани»). С 2003-го Минько работает в футбольной школе ЦСКА, причем в конце нулевых он на год принимал молодежный состав.
Кстати, в будущем подвиг Минько повторил другой футболист, выступавший в РПЛ — в 2011-м вратарь «Амкара» Сергей Нарубин в результате столкновения с игроком «Ростова» получит диагноз «разрыв селезенки». Орган удалят, а кипер проведет еще 6 лет в профессиональном футболе.