14 мин.

Трофей Саморы по итогам сезона получил Яссин Буну. Он раскрылся ближе к 30 и является одним из лучших в «Севилье»

Зачастую общую картину определяют не только те, кто идёт в авангарде. В любом деле есть наиболее публичные деятели, которые привлекают к себе значительную часть всеобщего внимания и всегда находятся на слуху, однако не стоит забывать и про тех, кто помогает этим деятелям добиваться необходимых результатов, находясь в тени. Если говорить про футбол, у подобных игроков есть своё название: «тёмная лошадка» – то есть, они выполняют всю черновую работу, буквально «поднося снаряды» своим товарищам по команде, и их заслуги часто не оцениваются так, как должны.

Обычно подобный термин используют в отношении полевых игроков – например, в адрес опорных полузащитников – но в некоторых случаях «тёмные лошадки» в том числе защищают ворота своих команд. Один из ярчайших примеров, лишь подкрепившийся сезоном 2021-22, – это вратарь «Севильи» Яссин Буну. На практически безупречной игре марокканца во многом держится успешность «Севильи» последних нескольких лет, а его влияние на игру определяется не только вратарскими навыками, но и результативными баллами – за последние три сезона он отдал три голевые передачи, а год назад даже забил и спас ничью для своей команды. Ниже – рассказ о том, что из себя представляет Яссин Буну, заигравший на высшем уровне лишь в 26 лет, во всех своих командах выигрывавший конкуренцию по позиции и в целом имеющий менталитет, по его же словам отличающийся от менталитета остальных африканцев.

 

Яссин Буну вплоть до перевода в основу своей родной команды совмещал игру в поле и вратарём, а в 20 сыграл за «Видад» из Касабланки в финале африканской Лиги Чемпионов

Яссин Буну родился 5 апреля 1991-го года в канадском Монреале. Занятно, что отец Буну был против того, чтобы мальчик занимался футболом: «Я не хочу, чтобы ты посвящал столько времени футболу» – постоянно слышал мальчик от Буну-старшего. Родители будущего вратаря практически не были знакомы с этим видом спорта, и позволяли заниматься в разных секциях, но к футболу у них изначально было достаточно скептическое отношение.

Тем не менее, именно футбол стал главной вещью в жизни Яссина Буну. В три года он вместе с семьёй переехал на свою историческую родину, в Касабланку, и начал играть на улицах с другими мальчишками. Там же он поступил в свою первую академию – местного «Видада», куда его изначально зачислили как полевого игрока.

«Я проводил детство с мячом с ногах, – рассказывал Яссин Буну в интервью El País. – В районе Касабланки, где я жил, мы играли на местной парковке. Ворота состояли из двух мусорок, и поскольку у нас не было перекладины, мы запрещали бить сильно, если мы играли не в помещении. В ином случае мы могли нарисовать её на стене, и тогда мы били посильнее». Время от времени на домашнем телевизоре получалось поймать сигнал с трансляцией Серии А или Ла Лиги: больше всего Буну нравились Габриэль Батистута, Эдвин Ван дер Сар и Сантьяго Каньисарес.

Марокканцу нравилось постоянно находиться с мячом, но высокий рост был для юноши, скорее, проблемой, чем преимуществом. Юноша совмещал игру вратарём и в поле, но в день, когда Буну перевели в основную команду, ему нужно было выбрать какую-то одну позицию, и так он остался на воротах. Опыт игры в поле, к слову, продолжает помогать Яссину даже сейчас: Буну отлично справляется с давлением соперника, и этому марокканец научился прежде всего на улицах Касабланки, разгоняя атаки своей команды и постоянно находясь с мячом во время игры. 

Прогресс Буну спровоцировал интерес к вратарю со стороны других клубов. На футболиста с предложением о переходе вышла «Ницца», и даже подписала 17-летнего Яссина, но из-за неудавшейся адаптации после четырёх месяцев во Франции Буну вернулся в родной «Видад» и на время отложил переезд в Европу. Как выяснилось, вернулся в «Видад» он не зря: в 2010-м вратарь дебютировал за основу клуба, а в следующем году в возрасте 20 лет Буну вышел в ответном матче африканской Лиги Чемпионов против тунисского «Эсперанса». Марокканский клуб проиграл и матч, и противостояние в целом, но сам Буну получил колоссальный опыт, играя перед 80 тысячами болельщиков. «Я вырос в «Видаде», который всегда будет в моём сердце, – признавался марокканец позднее. – Этот клуб – часть меня, и с ним я пережил самые красивые моменты своей жизни».

Переезд в Европу: игра за дубль «Атлетико», аренда в «Сарагосу» и яркий отрезок в составе «Жироны», благодаря которому Буну заметили люди из «Севильи»

В 2012-м у Буну закончился контракт с «Видадом». В последние месяцы в марокканском клубе Яссин даже на какое-то время стал основным благодаря травме первого вратаря, но соглашение продлевать не стал и захотел попробовать силы в Европе. Ходили слухи, что «Видад» давил на Буну в связи с непродлением контракта, но марокканец не сдался и, уже будучи свободным агентом, подписал контракт с «Атлетико».

Мадридский клуб обратил на вратаря внимание во время турнира в Тулоне и позаботился о том, чтобы Буну выбрал именно «Атлетико». Дело было даже не в деньгах: Яссин рассказывал, что его зарплата в «Видаде» была выше, чем в «Атлетико». Подобный переход поняли не все соотечественники футболиста: «Мне говорили, что это ошибка», – вспоминал сам Буну в интервью с MundoDeportivo.

«Я не очень хорошо адаптировался в «Атлетико», – признавался позднее Яссин Буну в одном из интервью. – В первое время я хотел вернуться домой. Я не был счастлив, не мог адаптироваться. У меня ещё не было понимания, что мир профессионального футбола очень требователен, здесь нужно жить футболом и для футбола. Я чувствовал себя не в своей тарелке, поскольку я находился в топ-клубе. На ментальном уровне я не осознавал того, чем обладал».

Период марокканца в «Атлетико» получился весьма неоднозначным. Вратарь не провёл ни одного официального матча за мадридцев: он играл за клубный филиал, а в 2014-м в «Атлетико» пришли Ян Облак и Мигель Анхель Мойя, которые закрыли марокканцу дорогу в основу. Тогда он отправился в аренду в «Сарагосу», выступавшую в то время в Сегунде. Арагонское издание Heraldo следующими словами анонсировало аренду Буну: «Среди его сильных качеств можно выделить его антропометрию, игру в воздухе, ловкость и хорошие рефлексы». Сам Яссин добавлял: «Я спокойный и хорошо выдерживаю давление соперника».

К тому времени Яссин уже дебютировал за взрослую сборную Марокко. До этого он выступал за юношеские структуры, а первым матчем за взрослую команду стал товарищеский матч против сборной Буркина-Фасо. Следующим шагом должна была стать стабильная игра в своём клубе.

Правда, и в «Сарагосе» у марокканца поначалу не заладилось. Главный тренер Ранко Попович сделал его лишь третьим вратарём: первым был молодой кантерано Оскар Уолли, которого за некоторое время до этого перевели из дубля в основу, а под ним сидел запасной вратарь Виктор Муньос. Свой первый матч за команду Буну провёл лишь 11 января 2015-го года против «Лас-Пальмаса» в самом начале второго круга: в общей сложности в сезоне 2014-15 Яссин Буну провёл 19 матчей за «Сарагосу» в Сегунде и пропустил в них 25 мячей. По итогам сезона арагонский клуб решил продлить аренду вратаря ещё на сезон.

Уже в составе «Жироны», в которую марокканец перешёл в 2016-м году, Буну впервые в своей карьере вышел в Примеру. Каталонцы заняли второе место в чемпионате, а сам Буну снова столкнулся с мощной конкуренцией на своей позиции: поначалу его не пускал в основу испанский вратарь Рене Роман, но со временем Буну снова выгрыз себе место в основе. «У меня сильный менталитет, я трудолюбивый и спокойный, – констатировал Буну в интервью El País. – Я умею ждать своего момента и определять свою судьбу. Если бы я вернулся в прошлое, я бы мог мыслить иначе. Однако нужно понимать, что у меня марокканская футбольная школа – сейчас нет игроков-выходцев из Марокко, играющих в Европе. Все остальные марокканцы в Европе – дети мигрантов. Когда марокканский игрок выстреливает, он получает очень богатые предложения от клубов из арабских стран. Зачем ему идти в Сегунду, где платят меньше? В своей карьере я поставил на футбол, а не на лёгкие деньги. Кроме того, я жил в Канаде, и это помогло мне не смешаться с обществом, с остальными людьми. Я не остался дома и не закрылся, как в основном происходит с африканскими футболистами».

С менталитетом у Буну всё действительно в большом порядке. «Я всегда трудился одинаково, с тем же рвением, – констатировал вратарь в прошлогоднем интервью официальному сайту ФИФА. – В футболе существуют моменты, которые могут стать решающими и поменять карьеру футболиста, это со мной и произошло. Я всегда был готов демонстрировать свою лучшую игру, и когда подвернулась возможность, я показал всё, что я умею. Секрет успеха заключается в суровой работе».

В 2016-м году Яссин Буну провёл первый официальный матч за сборную Марокко: соперником стала сборная Сан-Томе и Принсипи в матче в рамках отбора на Кубок Африканских Наций, Буну отыграл весь матч, а его команда победила со счётом 2:0. Яссин рассказывал, что у него была возможность выступать за сборную Канады, поскольку у него есть гражданство этой страны.

«Однажды ночью мне позвонил Бенито Флоро (тогда главный тренер сборной Канады – прим. автора) и предложил сыграть за сборную Канады, – вспоминал Яссин Буну в разговоре с El País. – В то время на сборную Марокко были наложены санкции, и мы не проводили официальных встреч. Я отказался. Да, меня это вдохновило, но я жил и вырос в Марокко, оттуда вся моя семья». В свой клуб Буну после того международного перерыва вернулся игроком национальной сборной Марокко с первым официальным матчем за неё.

После выхода в Примеру в «Жирону» пришёл ещё один сильный вратарь: Горка Ираисос из «Атлетика» из Бильбао. Буну в итоге выиграл конкуренцию и у него: после девяти туров главный тренер команды Пабло Мачин сделал вратарскую перестановку, и дальше Яссин Буну своё место в основе уже не уступил никому. С этой перестановкой начался удачный период каталонской команды в Примере, и Буну стал одним из главных творцов той самой сенсационной «Жироны», которую многие запомнили благодаря искромётному стилю игры и в том числе финишу в семи очках от зоны еврокубков.

 

В «Севилье» Буну со временем стал безальтернативным первым номером, сделав перед этим огромный вклад в победу команды в Лиге Европы. В составе андалусийцев вратарь отдал три голевые передачи и забил гол

По итогам сезона 2018-19 каталонский клуб вылетел в Сегунду, но нашёлся клуб из Примеры, который захотел его подписать: им оказалась «Севилья». Из клуба в то межсезонье ушёл запасной вратарь (Хуан Сориано в «Леганес»), и «нервионцы» в усиленном порядке искали ему замену. Яссина Буну «Севилья» подписала в дополнение к чеху Томашу Вацлику, который был основным вратарём андалусийского клуба. Буну играл в основном в кубках – его дебют пришёлся на матч Лиги Европы против кипрского «АПОЭЛа».

Иногда Буну играл и в чемпионате – например, когда Вацлик травмировался. В концовке своего первого сезона в клубе марокканец выдал сухую серию во всех турнирах, которая продлилась 521 минуту – результат лучше в истории «Севильи» демонстрировал лишь Андрес Палоп в 2008-м году, достигший отметки в 780 минут без пропущенных мячей. 

Кроме того, Яссин Буну в сезоне 2019-20 отметился первой в карьере голевой передачей – в победном матче против «Мальорки» Буну запустил мяч к чужим воротам, где его соотечественник Юссеф Эн-Несири подкараулил вратаря «Мальорки» и занёс мяч в сетку. К слову, на настоящий момент в активе Боно три ассиста: помимо этой голевой передачи на Эн-Несири Буну позднее ассистировал Лукасу Окампосу («Севилья»-«Осасуна», 2:0) и Муниру Эль-Хаддади («Севилья»-«Бетис», 2:1).

В кампании 2019-20 «Севилья» выиграла Лигу Европы во многом благодаря уверенной игре Яссина Буну: его спасения регулярно оставляли «нервионцев» в игре, а сам вратарь по итогам розыгрыша попал в символическую команду турнира. Кроме него туда вошли ещё семь игроков «Севильи», но вратаря везде выделяли особенным образом. «Это великий момент моей карьеры, но я не собираюсь останавливаться на этом трофее, - говорил тогда Яссин Буну в разговоре с официальным сайтом ФИФА. - Я продолжаю совершенствовать свой технический и тактический уровни, и я отдал всего себя в этом сезоне».

Всё в комплексе убедило «Севилью» в компетентности марокканского вратаря, и после сезона 2019-20 Яссин Буну был выкуплен у «Жироны»: андалусийцы заплатили отступные размером 5 миллионов евро. Следующая кампания получилась для вратаря ещё более убедительной: 33 матча в чемпионате и даже забитый гол – в ворота «Вальядолида». Гол вратаря спас «Севилью»: игра закончилась со счётом 1:1. «Тренер сказал мне идти вперёд, я ему за это благодарен, – отреагировал Буну после игры. – Это невероятное ощущение, его трудно описать – я даже не знал, как отпраздновать гол. Обычно ты делаешь свою работу в воротах, и очень странно видеть вратаря у чужих ворот».

Причём, свою работу Буну выполнял и продолжает выполнять великолепно. Марокканец второй сезон подряд претендовал на звание лучшего вратаря чемпионата: в сезоне 2020-21 трофей Саморы (приз лучшему вратарю Примеры – прим. автора) взял Ян Облак, а Яссин Буну занял в рейтинге третье место, вместе с Тибо Куртуа лишь на толику отстав от словенца, а в текущем сезоне и вовсе победил в номинации, обойдя того же Тибо Куртуа. Буну стал первым вратарём в истории «Севильи», завоевавшим трофей Саморы. 

Как-то Яссин Буну поведал, какие сейвы ему нравится делать больше всего. «Те, которые я вытаскиваю прямо с ленточки, которые требуют взрывную реакцию. Современные вратари растут на игре на ленточке. Раньше чаще выходили из ворот, но учитывая нынешний футбол и то, как играют современные футболисты, вратарь больше остаётся на ленточке. Когда ты делаешь такой сейв, ты чувствуешь себя настоящим спасителем».

В феврале этого года Яссин Буну стал лучшим африканским футболистом по итогам первой половины сезона Примеры: эта награда от Ла Лиги вручалась впервые, в голосовании Буну опередил Самуэля Чуквуэзе из «Вильярреала» и своего одноклубника Юссефа Эн-Несири. Во время обнародования результатов голосования Буну находился на Кубке Африканских Наций в Камеруне со своей национальной сборной – там он был безальтернативным основным вратарём марокканцев. Правда, дойти удалось лишь до четвертьфинала, где сборная Марокко потерпела поражение от команды Египта и завершила свои выступления на турнире.

Яссин Буну способствует популяризации «Севильи» за пределами Испании. «Люди в Марокко всё больше начинают следить за «Севильей», – рассказывал вратарь в разговоре с Diario de Sevilla. – Раньше было много фанатов «Барселоны» и «Реала», и «Севилья» сейчас набирает популярность, как «Депортиво» в своё время. Для «Севильи здорово, что клуб набирает мировую популярность».

Выступления Яссина Буну за «Севилью» уже привлекают внимание топ-клубов. Например, зимой ходили слухи, что марокканцем интересуется «Барселона» – бразильский резервист Нето хочет покинуть каталонский клуб, и по информации Mundo Deportivo «сине-гранатовые» думали над приобретением Буну для конкуренции с Марком-Андре Тер Стегеном. La Razón пошёл дальше и написал, что «Барселона» может и вовсе продать тер Стегена и на замену подписать Буну, игра которого нравится Хави. Кроме того, в марте этого года СМИ различного калибра писали про интерес к вратарю со стороны «Манчестер Юнайтед».

Сам Яссин Буну пока что всем доволен. «Я наслаждаюсь настоящим, и знаю, что будущее мне не принадлежит, – высказывался марокканский вратарь в эфире клубной программы «Севильи» A Balón Parado. – Я в месте, которое позволило мне заработать значительную репутацию на европейском уровне, и это лучшее место для того, чтобы продолжать это укреплять и продолжать расти. В футболе и в жизни всегда может произойти то, что потребует ответной реакции. Нашему мозгу постоянно требуются проблемы, которые нужно преодолевать».

***

Яссин Буну всегда признавал, что ему повезло иметь такую карьеру. «Однажды я пришёл на тренировку в Испании, и встретился там с парнем, игравшим со мной в «Видаде». Он сказал мне, что приплыл сюда на лодке, – рассказывал как-то Буну. – Не всем повезло так, как мне. Нужно искать свою судьбу, дай бог, чтобы этот путь не был настолько рискованным». Карьера у Яссина Буну действительно получается славная: вратарь, раскрывшийся ближе к тридцати и явно переживающий свой расцвет прямо сейчас. За последние годы марокканец превратился в безальтернативного основного вратаря «Севильи», которого любят болельщики и ценит руководство – и своим трудом, рвением и работоспособностью он это заслужил.