Почему в английском футболе мало темнокожих на руководящих должностях?
Оригинал статьи FiveThirtyEight
Английская Премьер-лига полна элитных темнокожих талантов. Пара из «Манчестер Сити» Рахим Стерлинг и Кайл Уокер, дуэт «Манчестер Юнайтед» Джейдон Санчо и Маркус Рэшфорд, Трент Александер-Арнольд из «Ливерпуля», Рис Джеймс из «Челси», Букайо Сака из «Арсенала» — все они превосходны на поле. Десять игроков сборной Англии, которые прошлым летом вышли в финал чемпионата Европы по футболу, были темнокожими.
Но успех темнокожих игроков английского футбола не привел к появлению других возможностей в клубах. Хотя вопрос о представительстве темнокожих в футбольном менеджменте обсуждался десятилетиями, прогресс был медленным — если он вообще есть. 43% игроков Премьер-лиги в 2021 году были темнокожими, и 34% игроков в следующих трех дивизионах (Чемпионшип, Лига 1 и Лига 2), которые в сумме составляют 92 клуба в английской футбольной пирамиде. Но только 4,4% руководящих должностей, связанных с профессиональным игровым опытом, занимают темнокожие, как задокументировано в новом исследовании спортивного экономиста Мичиганского университета Стефана Шимански. Таким образом, отсутствие разнообразия среди главных тренеров еще более очевидно, чем в НФЛ (профессиональная лига американского футбола – прим.), где 6 из 32 нынешних главных тренеров являются представителями расового или этнического меньшинства, причем четверо из них темнокожие.
В английском футболе подавляющее число менеджеров — бывшие профессиональные игроки. Тем не менее темнокожих бывших игроков, как правило, игнорируют для работы на видных должностях. Из 94 человек, игравших в Премьер-лиге или Футбольной лиге с 2004 года и имеющих лицензию UEFA Pro (высшая профессиональная квалификация, доступная менеджерам – прим.) ¾ занимали руководящие должности в Топ-4 дивизионах Англии в 2021 году. Только 23% из них были темнокожими. По данным Партнерства темнокожих футболистов (BFP – прим.), организации, выступающей за лучшее представительство темнокожих людей на руководящих должностях в спорте, в истории английского профессионального футбола было всего 28 темнокожих менеджеров.
Темнокожие футболисты также исторически сталкивались с дискриминацией, когда дело касалось их заработка. В статье Шимански подробно описывается, как с 1986 по 1993 год расходы на заработную плату полностью белой команды были примерно на 5% выше, чем у столь же успешной команды, имеющей среднюю долю темнокожих игроков. Темнокожим игрокам постоянно недоплачивали.
Последующие исследования показали, что с середины 1990-х годов темнокожим игрокам выплачивается заработная плата в соответствии с их выступлениями, и они больше не страдают от экономической дискриминации. Тем не менее барьеры для руководства и других тренерских должностей, очевидно, остаются. В прошлом году только 10% темнокожих игроков, завершивших карьеру с 2004 года, занимали какую-либо руководящую или тренерскую должность в профессиональном английском клубе; по словам Шимански, для белых игроков этот показатель составлял 50%.
Одним из объяснений отсутствия темнокожих на руководящих должностях является сложность оценки потенциальных менеджеров и выводов о том, что в большинстве случаев менеджеры оказывают относительно незначительное влияние на производительность команды. Менеджеры в футболе, как и ведущие фигуры в других видах спорта, часто назначаются на основе неформальных связей и контактов внутри игры, а не прозрачного процесса подачи заявок. Делрой Коринальди, соучредитель Партнерства темнокожих футболистов, сказал, что эта система ставит в невыгодное положение темнокожих людей, которые, как правило, находятся вне этих сетей.
Недопредставленность темнокожих людей на руководящих должностях в футболе еще более заметна, чем среди менеджеров. Согласно исследованию Шимански, только 1,6% тех, кто занимает руководящие должности (major executive, leadership and ownership positions), являются темнокожими: единственными темнокожими владельцами или совладельцами профессиональных клубов, которые он обнаружил, были «Бертон Альбион» (Лига 1) и «Солфорд Сити» (Лига 2). Отсутствие темнокожих владельцев, по-видимому, способствует отсутствию темнокожих менеджеров. «Здесь есть и всегда была пропасть между владельцами и темнокожими бывшими игроками», – писал в 2020 году Стэн Коллимор, бывший игрок «Ноттингем Форест», «Ливерпуля» и сборной Англии.
История английского футбола показывает, как ведущие лица, принимающие решения, часто придерживались расистских убеждений. В 1991 году Рон Ноадис, который в то время был председателем правления «Кристал Пэлас», дал телевизионное интервью, в котором обсудил то, что он назвал «проблемой с темнокожими игроками», и изложил свои расистские взгляды. «Я не думаю, что многие из них могут читать игру», – сказал Ноадис.
Подобное отношение не так далеко ушло в прошлое, как хотелось бы верить английскому футболу. В 2018 году директор по подбору игроков «Вест Хэма» Тони Генри написал по электронной почте, что клуб больше не будет подписывать африканских игроков, жалуясь, что они «плохо относятся к делу» и могут «посеять хаос». В 2020 году Грег Кларк подал в отставку с поста председателя Футбольной ассоциации (FA – прим.) после расистских высказываний во время слушаний в британском парламенте.
Английский футбол мог бы обратиться к другой лиге в качестве примера лучшей представленности: НБА. В межсезонье НБА 2021 года семь из восьми вакансий главного тренера были заполнены темнокожими тренерами. По данным Института разнообразия и этики в спорте, темнокожие люди в сезоне НБА 2020/21 составляли 50% главных тренеров, 53% помощников тренеров и 40% генеральных менеджеров. Эти числа отражают доминирование темнокожих игроков в лиге: почти 75% игроков НБА – темнокожие.
До сих пор подход английского футбола к поощрению темнокожих менеджеров был сосредоточен на добровольных мерах. Потребовалось время до 2019 года, прежде чем английский эквивалент правила Руни (Rooney Rule – это политика НФЛ, которая требует от команд лиги проводить собеседования с кандидатами из числа этнических меньшинств на должности главных тренеров и руководителей футбольных операций – прим.), которое, как показала НФЛ, не является панацеей, стал обязательным для Чемпионшипа, Лиги 1 и Лиги 2; Премьер-лига отказалась применять это правило.
BFP считает, что темпы изменений в английском футболе были настолько медленными, что спорт должен принимать более радикальные меры. Они выступают за более целенаправленные возможности обучения для нынешних и бывших темнокожих игроков, для развития их тренерской деятельности. В частности, Партнерство темнокожих футболистов выступает за введение обязательных квот для найма этнических меньшинств: по словам Делроя Коринальди, это признание того, что добровольные меры потерпели неудачу. Он надеется, что, когда придет время нынешнему поколению ведущих английских темнокожих футболистов работать в области управления, у них будет для этого возможность.
Телеграм-канал о Чемпионшипе и английском футболе
В консерваторию по классу скрипки на 10 мест 100 претендентов:
10 евреев и 90 русских. Собрался ректорат, решают, кого взять, чтобы
по справедливости.
Проректор-патриот: - Надо взять 10 русских.
Проректор-коммунист: - Надо взять 9 русских и одного еврея.
Проректор-демократ: - Надо взять 5 евреев и 5 русских.
Проректор-сионист: - Надо взять 9 евреев и одного русского.
Ректор: - А вы все, оказывается, националисты.
Все: - Ни фига себе! А кого же, по-твоему, надо брать?
Ректор: - Тех, кто лучше играет на скрипке.