6 мин.

Мино Райола: король суперагентов

Итальянец, который, к сожалению, скончался в возрасте 54 лет, навсегда останется в памяти как один из самых противоречивых и ярких персонажей футбола.

У Мино Райолы была бухгалтерская фирма под названием «Maguire Tax & Legal», название которой было навеяно оскароносным фильмом с Томом Крузом в главной роли.

Многие его противники были оскорблены намёком на то, что Мино был чем-то похож на Джерри Магуайера, вымышленного спортивного агента, который пришёл, чтобы побороть любовь над жадностью.

Однако его клиенты могут сказать вам, что такое сравнение было справедливым, ибо Райола сумел установить особую связь с каждым из них.

Его навсегда запомнят как одного из самых противоречивых и в то же время убедительных персонажей, которого, казалось бы, любили и ненавидели в равной степени. Суперагент, поступающий правильно по отношению к клиентам, но неправильно по отношению к клубам.

Мино появился на свет в Италии, но его родители эмигрировали в Нидерланды, когда он был ещё младенцем, и поселились в Харлеме. Здесь Райола рос, прежде чем стать «королём суперагентов».

В юности Райола был талантливым игроком, выступал за местный клуб, а затем завершил карьеру в 18 лет. Однако, начав изучать право, он не утратил страсти к футболу и решил возглавить молодежную команду «Харлема».

Даже в таком юном возрасте Райола был прямолинейным человеком с явным отсутствием уважения к любым авторитетам, кроме своего отца-ресторатора.

«Президент "Харлема” приходил обедать к нам каждую пятницу. Я всегда говорил ему, что он ничего не знает о футболе. Однажды он отвел меня в сторону и сказал: “Слушай, попробуй сам”, и назначил меня спортивным директором», — рассказывал Мино в интервью.

Но у него не было возможностей привнести необходимые, по его мнению, изменения из-за нехватки средств. В середине 1980-х годов голландские игроки были в большой моде, Райола понял, что можно заработать на продаже лучших футбольных талантов своей страны в Италию, которая в то время была центром футбольной вселенной.

Будущий «суперагент», отточивший свои навыки посредника, работая брокером у голландских бизнесменов, имеющих коммерческие интересы в Италии, заключил сделку с профсоюзом игроков в Нидерландах, которая позволила ему представлять всех футболистов страны. Его целью на тот момент было установление особых рабочих отношений с «Наполи», который был клубом «его сердца». Однако сделка сорвалась.

«Я позвонил тогдашнему президенту “Наполи” Ферлайно, и мы начали сотрудничество. Я предложил Бергкампу 700 миллионов лир (362 тыс. евро), но он колебался, а два года спустя, в 1993, он предложил 14 миллионов евро, но я отдал игрока “Интеру”», — объяснил Райола позже.

Со сделкой по Бергкампу, в результате которой Вим Йонк также присоединился к «нерадзурри» из «Аякса», Райола утвердился в качестве крупного игрока в Серии А. Сделка состоялась через год после успешного перехода Брайана Роя из Амстердама в «Фоджу».

На этом этапе стало ясно, что Райола умел как радовать своих клиентов, так и расстраивать их клубы.

Действительно, «Аякс», который получил значительную прибыль от сделок, заключенных Райолой в начале 1990-х годов, был не в восторге от того, как звездный нападающий Златан Ибрагимович ушел в «Ювентус» в 2004 году.

Неприязнь «аяксидов» только усилилась два года спустя, когда в результате разборок с Кальчополи были обнародованы следующие записанные телефонные переговоры между тогдашним управляющим директором «Бьянконери» Лучано Моджи и Райолой:

Моджи: «Вы с Иброй продолжаете создавать проблемы. Не отправляйте его на тренировки...».

Райола: «Завтра я буду держать игрока дома весь день, он не появится на тренировке. Затем у меня назначена встреча с директорами “Аякса” в полдень, но я приду в два...».

Влияние Райолы на игроков также ставил под сомнение сэр Алекс Фергюсон во время бесполезных попыток клуба убедить бывшего полузащитника Поля Погба остаться на «Олд Траффорд» в 2012 году.

Шотландец впоследствии признался, что они с Райолой сразу же невзлюбили друг друга, сказав, что они, как «вода и масло».

Отношения Райолы с Пепом Гвардиолой были еще хуже: агент назвал каталонца «трусом» и «собакой» и даже предположил, что бывшего босса «Барселоны» следовало бы отправить в психиатрическую больницу за то, что он не давал Ибрагимовичу достаточно игрового времени. Райола также утверждал, что он "пошёл" за Гвардиолой после финала Лиги чемпионов 2011 года на "Уэмбли", но его удержал тогдашний генеральный директор "Милана" Адриано Галлиани.

«Повезло Гвардиоле!», — сказал Мино.

По мнению Райолы, его готовность буквально сражаться за своих клиентов подчеркивает его преданность их делу, хотя Мино всегда настаивал на том, что не занимается организацией трансферов, а лишь содействует им.

«Я считаю, что, когда игрок хочет покинуть команду, то он должен уйти. Я никогда не шел на компромиссы. Я работаю исключительно в интересах своего клиента. Игроки — это моя судьба, и я несу перед ними большую ответственность. Однако я никогда не занимался неправильной деятельностью или деятельностью, которую лично я не считаю правильной. Старые агенты предпочитали интересы клуба. Для меня же игрок стоит на первом месте», — рассуждал он.

И именно поэтому футболисты продолжали стекаться к нему.

От Ибрагимовича и Погба до Холанда и Доннаруммы — Райола оставался, пожалуй, самым влиятельным агентом в футболе вплоть до своей смерти.

Всегда были вопросы о размере его доли, но это было частью более широких дебатов о роли агентов в футболе. Как бы кто ни относился к роли Райолы в трансферах, нельзя отрицать, что он был человеком с уникальным владением словом, который умел продавать не только себя, но и своих игроков.

Он говорил на восьми языках: итальянский, голландский, французский, английский, немецкий, испанский, португальский и «конечно же, неаполитанский». Он незабываемо сравнил Погба с картиной Сальвадора Дали и заявил, что переход Ибрагимовича в «Пари Сен-Жермен» наконец-то дал гостям французской столицы возможность увидеть что-то еще, кроме «Моны Лизы».

Однако при всей своей напыщенности он довольно скромно объясняет свои впечатляющие лингвистические способности «подготовкой, а не интеллектом».

В конечном итоге, в основе работы Райолы и его характера лежит противоречие. Он говорил, что решает проблемы. Его недоброжелатели утверждали, что он их создает.

Возможно, истина находилась где-то посередине, а возможно, она была совершенно не важна, ведь главное – Райола делал деньги. Как для своих клиентов, так и для себя.

«Мы живем в циничном мире, работаем в бизнесе жестких конкурентов», — говорит Дикки Фокс в фильме «Джерри Магуайер».

Райола был одним из самых жёстких конкурентов в для других футбольных агентов, что, вероятно, также сделало его лучшим.

***

Оригинал статьи: GOAL

Редактор текста: Саша Булычева