«Мы все плакали, а потом танцевали». Гаэль Ондуа – о счастье выхода на ЧМ на последних секундах
Колонка россиянина из сборной Камеруна – как их забросали в Алжире и как музыка помогает победить.
Друзья, всем привет!
Это Гаэль Ондуа, с недавнего времени футболист сборной Камеруна. В этом материале я хочу поделиться с вами своим личным счастьем и эмоциями от того, как мы попали на чемпионат мира в Катар. Как я впервые съездил в сборную на отборочные матчи против Алжира, какое удивительное приключение из этого получилось и как футбол еще раз нам всем напомнил, что верить и бороться нужно до конца.
***
Мое путешествие началось из Дюссельдорфа, где мой «Ганновер» играл гостевой матч с «Шальке». Так как в сборной форму выдают на месте, я поехал налегке (взял с собой бутсы и щитки) – долетел до Стамбула – и пересел на рейс до Дуалы.
Мы летели регулярным рейсом, и в самолете, помимо меня и других пассажиров, находились камерунские игроки из греческих клубов. Они тоже летели через Стамбул и, увидев меня на борту, первыми пошли ко мне знакомиться. «Ондуа, – начали они с ударением на «а». – Рады тебя видеть». И тут же познакомили меня с местными традициями: что если ты новенький, то должен петь и танцевать перед партнерами под заводную музыку, а на игре – орать вместе со всеми камерунский гимн.
Здорово, что ребята меня подготовили! После нашего общения я много раз подряд слушал в наушниках гимн Камеруна (на тот момент я знал его хуже российского, ха-ха) – и перед матчами с Алжиром громко пел его вместе со всеми. А тогда – в самолете – я продолжил знакомиться с ребятами и с каждым их ответом понимал, что в сборной позитивная атмосфера и что мне будет легко влиться в команду.
В аэропорту нас встретил начальник команды, и мы поехали в отель, где уже заселились игроки сборной из чемпионата ОАЭ. Утром знакомства и общение продолжились за завтраком, где мы ели все то же самое, что и в Европе, ведь спортивный режим одинаковый во всем мире. Разве что был шире выбор из свежих фруктов.
А вот после домашнего матча с Алжиром нам на ужин приготовили национальные блюда. И для меня это стало сюрпризом: я не знал о такой традиции и с удовольствием ел окок – такое блюдо из батата.
***
Ребята в сборной – общительные и душевные. Я даже был удивлен, насколько часто они хотели помочь и спрашивали, все ли у меня хорошо. С Шупо-Мотингом мы сблизились, потому что оба играем в Германии, а другие ребята в шутку (а на самом деле серьезно) спрашивали меня, на чье место я пришел в сборную и что я могу дать Камеруну на футбольном поле. Так они меня проверяли – а я на это отвечал: «Сборной пригодится мой характер, ведь я никогда не сдаюсь».
Дальше – то самое посвящение в команду, ради которого я выучил камерунскую песню Nyama от местного исполнителя Aveiro Djess и придумал под нее танец. Включили музыку на колонке – одновременно пел и танцевать, но ребята вынесли такой вердикт: «Ты не до конца знаешь слова и плохо танцуешь». И на этом ничего не закончилось: мне по-прежнему надо было спеть и станцевать настолько качественно, чтобы мое выступление одобрила вся команда.
Из-за этого после тренировок пришлось смотреть видеоуроки танцев, в наушниках по кругу слушать камерунские песни и репетировать свой номер. Сработало! Ребята улыбались и все мне аплодировали – правда, случилось это на четвертый день моего пребывания в сборной.
И не удивляйтесь. В Камеруне очень трепетно относятся к музыке, ведь она не только улучшает настроение, но и помогает отстраниться от личных проблем, думать только о футболе. И работает так она не только в спорте – музыка по всему миру объединяет миллионы людей.
Так и здесь: по дороге на игру все игроки должны снять наушники и все вместе петь. Или хотя бы аплодировать, если не получается этого делать красиво. В итоге в автобусе звучит веселая позитивная музыка, популярная среди камерунской молодежи, которая игроков раскрепощает. И ставит ее наш главный диджей Ойонго: левый защитник «Монпелье», который пытался заиграть в «Краснодаре», но травмировался в дебютной игре.
И вы спросите, как Шупо-Мотинг отмечал день рождения в сборной? Конечно же, танцевал, – и мы вместе с ними. Песни и танцы – это и есть праздник.
***
Тренировки в сборной не были силовыми. Мы все только приехали из своих лиг, где и так много играли, так что тренеры держали нас в тонусе и отрабатывали с нами тактику. Надо понимать, что времени на это всегда мало – тренерам надо налаживать игровые связи за несколько дней, а в случае со мной еще и внедрить в команду новичка.
При этом и в клубе, и в сборной я сам дополнительно изучаю соперника. Точно так же анализировал сборную Алжира – следил за их полузащитниками; как они передают мяч между линиями; что из себя в сборной представляют лидеры Марез и Слимани – за много лет у них сложилась очень мощная связка.
А еще мы до последнего не знали, кто из нас выйдет в старте на первый матч. Я и сам себя такими мыслями не перегружал: мне было очень приятно находиться в сборной, и очень хотелось пройти на чемпионат мира.
***
Я дебютировал за сборную в домашней игре, выйдя на замену в конце второго тайма. Конечно, был счастлив и горд, меня многие поздравили и написали много приятных слов, и все же после поражения (0:1) в автобусе музыка не играла.
Мы, и я в том числе, были расстроены, прокручивали в головах, сколько моментов не забили: как вели игру первые 25 минут, но соперника так и не додавили. Грусти и упадничества не было – мы верили в команду до конца, напоминали себе, что проиграли не 0:2 или 0:3.
Тем более впереди ждал ответный матч, а главный тренер нам говорил: «Я хочу поехать на чемпионат мира, и я верю вам, мы перевернем ситуацию».
И я верил! О чем сразу после матча заявил камерунской прессе. «Мы победим», – так прямо и сказал, потому что видел, как моментами мы переигрывали Алжир, и как после забитого гола они ввосьмером оборонялись на своей половине. Мы обязательно вскроем эту оборону!
Веры и мотивации добавил наш главный тренер Ригобер Сонг. На следующий после поражения день показал на большом экране картинку: там была изображена дорога, а в ее самом конце – надпись «Катар-2022». «Ребята, мы проиграли из-за маленьких футбольных деталей, – говорил тренер. – Но мы пройдем этот путь до конца и поедем на чемпионат мира».
Прекрасный мотиватор! Каждый футболист ему поверил. Через несколько часов мы тренировались с отличным настроением.
***
То, что творилось через несколько дней в Алжире – это жесть. Никогда в жизни такого не видел. Мы жили в 50 минутах от стадиона прямо напротив аэропорта города Алжир. Вечером поехали на предыгровую тренировку и на протяжении всего пути видели послание «Добро пожаловать в ад» – на рекламных щитах, на асфальте, на плакатах стоявших у дороги людей. Эти слова были повсюду!
Но настроения они нам не испортили. Более того – на тренировку к нам приехал Это’о, а когда президент федерации (да еще и такой) стоит с тобой в одном квадрате или играет против тебя в двухсторонке, это мотивирует.
На этом, правда, атаки алжирских фанатов не закончились. Ночью под окнами нашего отеля они запускали фейерверки, но меня это никак не смутило. Даже наоборот – еще четче почувствовал, что на следующий день нас ждет футбольный бой. Выспался я все равно и проснулся со словами: «Наконец-то этот день пришел. Господи, пусть у нас все получится».
Еще не выехав из отеля, мы видели по телевизору, что болельщики Алжира заполнили стадион – и это за пять часов до игры! По дороге мы видели толпы народу, в наш автобус летели бутылки и другие предметы, а мы на это отвечали чем? Конечно же, музыкой. На стадион мы приехали мокрыми, будто отыграли полный матч. Что было на самом деле: мы громко включили музыку, сняли футболки и всю дорогу пели и танцевали.
На разминке в нас бросали не только бутылки, но и сиденья (после игры я прочитал, что фанаты сломали четыре тысячи кресел). От их боления во время игры закладывало уши, мы не слышали друг друга, а стадион продолжал свою миссию: делал все, чтобы мы проиграли.
***
Еще в Камеруне тренер сказал, что я буду в стартовом составе. После его слов я почувствовал еще большую ответственность: я, новичок сборной, должен доказать, что мое попадание в основу неслучайно. И я себя здорово подготовил психологически: просто сконцентрировался и старался помочь команде.
По ходу матча я сменил три позиции – мне было все равно, где играть. Большую часть игры я провел на родной позиции центрального полузащитника, но позже сместился на край защиты и какое-то время выполнял роль флангового нападающего. «Ты должен играть на 100% на любой позиции, – все это время думал я и повторял одну и ту же фразу. – Такого шанса больше не будет, такого шанса больше не будет, такого шанса больше не будет».
Под конец игры у меня забились икроножные мышцы, пришлось просить замену. Я уходил с поля при счете 1:0 в нашу пользу, а гол в наши ворота в самом конце видел со скамейки запасных. У некоторых ребят в тот момент появились на глазах слезы – я же молился: «Господи, ты меня не просто так сюда отправил, эта игра так не закончится».
***
Последние секунды матча – то, ради чего мы играем в футбол. То, за что его любят болельщики по всему миру.
Добавили четыре минуты: алжирцы пытались тянуть время, Слимани после забитого гола просто не вставал с газона. И за 40 секунд до финального свистка мы заработали аут. Такой обычный аут, во время которого каждый из нас на скамейке что-то кричал. Что-то вроде «давай-давай, вбрасывай мяч быстрее». И пока мы так вопили, ребята на поле организовали длинную передачу, наш защитник выиграл единоборство, а Экамби остался один напротив вратаря
О-ля-ля!
Я уже не чувствовал боли в мышцах – я подпрыгнул куда-то высоко-высоко на одной ноге. Мне было все равно – ведь в тот момент я стал самым счастливым человеком в мире.
Мы все плакали. А потом – в раздевалке, автобусе и отеле – не заснули ни на секунду, потому что пели и танцевали. В перерывах – ужинали и звонили родным.
С родителям я поговорил только из отеля и услышал от них красивую фразу, что львы – как называют сборную Камеруна – никогда не сдаются и всегда играют до конца.
Этот матч и этот гол – урок на всю жизнь не только для спортсменов, но и для всех остальных. Никогда нельзя сдаваться. А если верить – то только до самого конца.
Каждый футболист мечтает играть на чемпионате мира – это пик карьеры любого. И мы туда поедем! Будем играть в группе со сборными Бразилии, Сербии и Швейцарии, соревноваться с лучшими футболистами.
Это и есть – огромное футбольное счастье.
***
После победы мне звонили и писали со всего мира, и до сих пор остается полно сообщений, которые не открыл.
Очень постараюсь ответить, но пока всех вас я хочу поблагодарить – за добрые слова и за то, как вы поддержали меня и сборную.
Также я очень тронут тем, что студенты из Камеруна, которые учатся в Москве, собрались на просмотр решающего матча и болели за меня. А после победы звонили мне и рассказывали, как за меня болеют и как сильно ждут в России.
Спасибо!
Подписывайтесь на телеграм-канал Гаэля Ондуа (там много видео с танцами камерунцев)
Фото: eastnews.ru/AFP, AP Photo/Anis Belghoul; REUTERS/Kai Pfaffenbach; globallookpress.com/Wu Tianyu; Instagram/gael_ondoua29