5 мин.

Женитьба Балотелли

Очередной околофутбольный шедевр Барни Ронэя посвящен рассуждениям о важности свадьбы в жизни футболиста. Персонаж, вокруг которого заварилась эта каша, никто иной как неоднозначно воспринимаемый в футбольном мире Марио Балотелли, а поводом к написанию статьи послужили слова главного тренера «Манчестер Сити» Роберто Манчини, что женитьба помогла бы Марио взяться, наконец, за ум.

Точно известно, что один тренер, работавший с командой Премьер-Лиги совсем недавно, строго-настрого запретил своим дочерям когда-либо выходить замуж за футболистов. Уместно будет дать еще одно предупреждение: игроки АПЛ, по возможности, не должны жениться на девушках, которые хотят выйти замуж за игроков АПЛ. Ничьей вины здесь нет, скорее это неизбежное следствие образа жизни современного футболиста, обитающего в своей искусственной вселенной. Это пространство населено ловкачами и пройдохами, головорезами и лизоблюдами, спекулянтами, брутальными типами, муравьедами и обезьянами, высокомерными щеголями, морскими огурцами, желчными моллюсками и особыми видами деловых женщин на шпильках: облученных брызгами славы звезд, подгоняемых невыносимой жаждой потребительства, на все готовых «шестерок» футбольных принцев, пышноволосых, с дорогими украшениями, одетых попеременно то в стиле «вамп», то в модные спортивные костюмы из последних коллекций.

Зная все это, было тем более странно слышать слова Роберто Манчини, что, может быть, сейчас для Марио Балотелли самое подходящее время жениться. «Возможно, женитьба изменила бы его в лучшую сторону», - заявил Манчини, и это несмотря на все то множество скандальных историй, связанных с именем игрока, которые так любит мусолить пресса и которые словно магнитом притягивает к себе этот полудебильный не то мужчина, не то еще мальчик. Среди наиболее громких эпизодов  - катание по центру Манчестера на уницикле, опираясь бродягу, игра в крокет в шляпе, сделанной из сыра пармезан и угон школьного автобуса с целью уехать на нем в Нарнию.    

С этим Новым Забавным Марио у Манчини явные проблемы, поэтому неудивительно, что он инстинктивно надеется на целительную силу брака, способную образумить игрока. Вообще в футболе это часто встречается. Алекс Фергюсон приветствовал молодого Ли Шарпа словами: «Ты еще не женился?» В «Лидсе» Дон Реви настойчиво сватал своего единственного неженатого игрока Майка О’Грэди, а когда окончательно отчаялся, продал его. Для футболиста же брак сродни контролируемому порабощению, подавлению превосходящей силой «домашности», которое документально оформляется в каком-нибудь застеленном коврами общественном месте за несколько часов до начала очередного матча и обычно получается каким-то неправильным и ущербным, потому что ни тебе медового месяца, ни тебе тостов и выпивки…

Справедливости ради надо сказать, что такое представление совершенно искажает сущность брака. Часто люди видят футбол сложным, полным опасностей Делом, а брак – чем-то вроде хобби, способом упорядочить время отдыха от футбола. На деле же выходит наоборот. Жизнь показывает, что на первое место встает семья с постоянными поисками компромиссов, клаустрофобией и детьми, требующими железной выдержки, а футбол остается, в сущности, всего лишь пинанием кожаной сферы ногами. А если уж быть совсем точными, то и футбол и брак выступают полюсами одного и того же: с одной стороны, это ожесточенная, бесплатная борьба, в которой молодые люди отдают все силы в погоне за мечтой, а с другой – популярный командный спорт для людей всех возрастов. 

И все же, Манчини, который видит в возможном браке только метод воспитания, не учитывает значительный прогресс Балотелли за последнее время. Сейчас свадьба скорее выразит его личную силу, а щегольская маска – независимость от клуба и тренера.  Свадьба Джона Терри запомнилась не столько стандартным 7-ярусным тортом и контрактом стоимостью в 1 млн. фунтов  с глянцевым журналом на право снимать торжество, сколько приглашением Лионеля Ричи в качестве гостя-сюрприза, появившегося из-за неприметной занавески, которую отдернул сам жених, чем вызвал многочисленные невольные «ах» и даже вскрики всего зала. Поэтому желать свадьбы для Балотелли не означает желать ему стать ручным и одомашненным, а скорее обновить рейтинг изысков, которые придумывают звезды: 400 волынок, играющих Say You, Say Me, бланманже размером со здание средней школы и решительное поражение чувства меры и здравого смысла.

Но сейчас важны две вещи. Первая – Балотелли все равно пока не женится. Вторая – возможно, ему и не нужно никакое излечение. Со стороны не кажется, что все его ночные гулянки так же необходимы ему, как типичному английскому игроку-выпивохе, который привык, чтобы внутри постоянно что-то булькало, а потому он заправляется регулярно, и который находится всего лишь в шаге от  склок у мясной лавки, драк на стоянке такси, покаянных пресс-конференций, и наконец, вале сплетен об окончательной деградации. Балотелли же, напротив, жизнерадостен и доверчиво общителен. Даже его курение видится не вредной привычкой, а просто аксессуаром, деталью имиджа, как солнечные очки на танцполе.

Манчини, конечно, думает в первую очередь о титулах, но для не-болельщика «Сити» такой свободолюбивый и разрушающий стереотипы Балотелли скорее просто забавная игрушка, мимо которой нельзя пройти равнодушно, взрывоопасной смесью чистого таланта и болезненной страсти быть на виду.  Возможно, эти качества Марио, которые так надеется заглушить в нем Манчини с помощью семейных уз, как раз и нужны «Сити» на данном этапе:  свирепая, не признающая общественных норм, эпатажная фигура, «свой Кантона» в футболке небесно-голубого цвета, которого втайне мечтают видеть в составе болельщики любого клуба.

«Сити» еще должны радоваться тому, что именно Балотелли стал самой заметной персоной в этом сезоне, а не какой-нибудь Карлос Тевес, по существу, плохой актер, который показывает страсть и желание только выборочно и за большие деньги, эдакий Чак Норрис от футбола, надевающий маску футбольной страсти на лице только для тех, кто больше заплатит; или Яя Туре, чьи панические набеги в атаку напоминают бегство от огромного катащегося валуна, который появляется из какой-нибудь угольной шахты или взорванного туннеля,  в фильмах про Индиану Джонса. А Балотелли придал проекту «Сити» чуть больше человечности, влил в этот мощный денежный поток что-то непричесанное и спонтанное. Он симпатичен даже несмотря на сопутствующие чудачества, которые может позволить себе человек с шестизначной суммой недельного заработка. Так что этот союз больше, чем просто свадьба – это брак, заключенный на небесах. 

Барни Ронэй, The Guardian