Красивый лозунг и суровая реальность
На фоне фактически тотального бойкота российского спорта, который начался после известных событий, в последнее время актуализировались дискуссии вокруг набившего оскомину тезиса, что спорт должен быть вне политики. Мол, наши спортсмены страдают незаслуженно, по надуманным политическим мотивам, и вообще, как говаривал один политический деятель, надо отделять мух от котлет: политика (мухи) – отдельно, спорт (котлеты) – отдельно. Звучит красиво, пафосно и благородно. Казалось бы, и возразить особо нечего.
Но на самом деле всё не совсем так или совсем не так.
Вообще, существует очень много замечательных текстов по данному вопросу. Взять хотя бы недавнюю колонку Станислава Гридасова на этом же портале. Подписываюсь почти под каждым словом. Действительно, если взглянуть на историю XX века, то станет понятно, что отделить те самые мухи и котлеты почти невозможно. XX век вообще был веком идеологической и военно-политической борьбы, и спорт был одним из инструментов этой борьбы.
Две небольшие ремарки.
Я лично не поддерживаю вообще всё, что Россия делает последние восемь лет. Но в то же время я противник санкций против российских спортсменов и их отстранения от международных соревнований. Взять, например, отстранение нашей футбольной сборной от стыковых матчей за попадание на чемпионат мира-2022. Я убеждён, что команда Карпина по праву вышла в эти стыки и должна была принять в них участие. А полякам в случае отказа играть следовало засчитать техническое поражение. В конце концов, чем виноват тот же Смолов, в первый же день выразивший публично свою позицию, да и другие футболисты тоже? Люди должны нести наказание за свои поступки, а не по факту принадлежности к той или иной стране. При этом страдают как сами спортсмены, так и миллионы болельщиков по всей стране, многие из которых, опять же, не являются сторонниками происходящих сегодня в Украине событий. Я вообще считаю любые санкции и ограничения вредными, ненужными и абсолютно бесполезными. Оставить творящееся зло они не в силах, а вот добавить в этот и без того несправедливый мир ещё больше несправедливости – вполне.
В то же время, когда наши функционеры разного уровня вопят о том, что нельзя смешивать спорт и политику, а потом сами используют спортсменов в разных политико-патриотических акциях, то это как минимум странно. Вы уж, господа хорошие, как-нибудь определитесь: вы или крестик снимите, или трусы наденьте. Вы либо против того, чтобы смешивать спорт и политику, либо нет. В первом случае не нужно отвечать баш на баш и самим использовать спорт и спортсменов в политических и пиар-целях, во втором – перестаньте вставать в позу обиженных и требовать справедливости. По-моему, всё просто и понятно.
Есть знаменитое изречение: война – это продолжение политики другими средствами. В этой связи вспоминается статья Джорджа Оруэлла «Спортивный дух», в которой он писал, что «серьёзный спорт не имеет ничего общего с честной игрой. Он отравлен ненавистью, ревностью, презрением к правилам и садистическим удовольствием от насилия на поле – другими словами, это война без стрельбы». Спорт всегда так или иначе был частью политических процессов, начиная с древнегреческих времён, когда на время античных олимпиад останавливались войны. Или вспомним римских цезарей, использовавших спортивные состязания для укрепления своей власти. Самый одиозный пример – император Нерон, участвовавший в Олимпиаде 67 года в гонках на колесницах. Правда, гонкой это назвать сложно, так как по приказу императора все соперники по забегу были сняты с дистанции и Нерон ехал в гордом одиночестве. Будучи пьяным, Нерон выпал из колесницы и не смог самостоятельно добраться до финиша. Тащить его туда пришлось рабам.
Возродивший олимпиады барон Пьер де Кубертен стремился реинкарнировать античные традиции, и отчасти это ему удалось. Правда, ненадолго. В середине XX в. рождается профессиональный спорт высоких достижений, после чего собственно спорт становится тем, что описано у Оруэлла. Спортивные достижения того или иного государства становятся одним из признаков его могущества и преимущества используемой в нём социально-экономической и политической модели. Спорт в каком-то смысле стал аналогом классической войны, ареной более цивилизованного выяснения отношений между народами и странами. С одной стороны, в такой своеобразной милитаризации спорта нет ничего хорошего, а с другой – лучше колотить друг друга на хоккейной площадке или на ринге, чем обстреливать ракетами и давить танками.
Спорт вне политики – это, бесспорно, красивый лозунг. Это некий идеал. Как мы знаем, идеал недостижим, но это не значит, что к нему не надо стремиться. Возможно, когда-нибудь этот идеал всё же удастся воплотить в жизнь, или хотя бы максимально к нему приблизиться. Но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем, как бы грустно и печально это ни было.