Человек из Блэкпула поможет латвийскому футболу
источник - Телеграф.lv
Более четырех часов шли решающие переговоры, пока на пост исполнительного директора Высшей лиги Латвии по футболу в конце февраля не была утверждена кандидатура Нормунда Малнача. Его появление в отечественном футболе — неожиданный момент. А еще приятный, так как человека с таким опытом в нашем футбольном хозяйстве надо только приветствовать.
«Высшая лига Латвии по футболу» — новосозданная организация, а юридически — это общество, которое объединяет все десять клубов нашего чемпионата плюс ЛФФ (Латвийская футбольная федерация).
А что это за опыт? С 2006 года его имя было неразрывно связано с английским клубом «Блэкпул», принадлежащим латвийскому предпринимателю Валерию Белоконю. При нем «Блэкпул» начинал восхождение с самых низов, при нем успел засветиться в премьер-лиге. Сейчас «Блэкпул» — один из лидеров второго по рангу дивизиона Championship. Но уже без своего директора, который, без всякого преувеличения, для нашего чемпионата — спасительный круг.
И это нисколько не преувеличение. А все потому, что сейчас в латвийском футболе — время перемен. Правда, высших эшелонов это пока не касается (речь идет о предстоящих перевыборах на пост главы ЛФФ Гунтиса Индриксонса). Уходит старая гвардия, с бесценным опытом — футбольным и жизненным, которая по разным причинам оторвалась от современных реалий. Однако пошел перекос — на смену «старикам» идут молодые и амбициозные, которые могут наломать дров. Вот поэтому такие люди, как Нормунд Малнач, и должны стать гарантией того, что в нашем футболе обойдется без перекосов. Он знает, как надо и что надо делать для того, чтобы латвийское первенство сделать притягательным продуктом. И для зрителей, и для спонсоров. Его компетенции точно хватит. А вот терпения...
— Какая ситуация в контексте — вы и «Блэкпул»?
— Я больше в «Блэкпуле» директором не работаю. На днях должно появиться официальное сообщение. Ничего страшного не произошло, просто возникли проблемы с акционерами. Так сложились обстоятельства. За «Блэкпулом» я буду продолжать следить. Там остается отличный коллектив, который вновь претендует на выход в премьер-лигу.
— Финансовая ситуация в «Блэкпуле» не тревожная?
— Нормальная. Прошлый сезоне клуб закончил с хорошей прибылью. Да, сейчас не такие доходы. Все-таки когда мы играли в премьер-лиге, то только за продажу телевизионных прав мы получили 42 миллиона фунтов стерлингов. В лиге ниже рангом в нынешнем сезоне — в десять раз меньше.
— И тут появилась возможность вернуться в Латвию...
— Когда я узнал о такой вакансии исполнительного директора, я моментально принял решение. Я хочу помочь латвийскому футболу, латвийскому чемпионату. Может быть, получится поднять его на новый уровень. Я во всяком случае очень хочу.
— Сделать это будет нелегко.
— Я все прекрасно представляю. На первых собраниях членов Высшей лиги было все видно — кто настроен на работу, кто только на то, чтобы исключительно возражать. У нас разные клубы, разные руководители. И не все готовы к реформам. Это надо признать.
— За основу своей работы вы будете брать опыт Англии?
— Хотел бы многое взять. Все-таки там все налажено уже давно, есть две футбольные организации, которые в равной степени отвечают за развитие этого вида спорта в стране. Футбольная ассоциация Англии главным образом отвечает за все сборные, за юношеский и молодежный футбол. Футбольная лига больше печется о благополучии, в том числе и финансовом.
— Как у нашей Высшей лиги со спонсорами?
— Пока никак. Бюджет на сезон — 10 000 латов.
— И что на такие деньги можно приобрести?
— Это организация трансляций Латвийским телевидением пяти матчей. И все.
— В общем, не разгонишься. Кстати, на майках «Блэкпула» красуется название фирмы, которая работает на рынках быстрых кредитов. Может быть, и в Латвии надо вам обратиться к ним за помощью?
— Это может быть и верный ход, но не совсем для меня приемлемый. В Англии он тоже никем не приветствовался. И здесь они делают свой бизнес на трудностях людей. С моральной точки зрения это нехорошо. Есть еще варианты с букмекерскими канторами. Все равно надо с чего-то начинать. Будем искать деньги, спонсоров. Это первая задача. Вторая — это упаковка лиги, ее пиар. Хоккейное «Динамо» для нас — пример. Работаем сейчас над нормальной домашней страницей в Интернете, до начала сезона выпустим буклет. Любой интересующийся должен в оперативном режиме получать всю информацию — переходы, статистика и так далее.
— Все как на родине футбола.
— Там это в порядке вещей. Перед стартом сезона каждая уважающая себя газета, не говоря о спортивных изданиях, выходит со специальным приложением.
— Но вы ведь прекрасно понимаете, что если на поле нет игры, все эти усилия — напрасны.
— Знаете, вы можете мне верить, можете не верить. Но многие матчи нашего чемпионата, если их как следует «упаковать», могут быть привлекательными. Вы что думаете, «Елгава» случайно выигрывала у «Блэкпула»? Я считаю, что предстоящий сезон будет очень интересным. Интрига будет.
— Как вы будете строить отношения с Латвийской федерацией футбола?
— Надеюсь на помощь ее руководителей. Думаю, мы сможем найти общий язык по самым важным вопросам. Ведь федерация должна по идее быть заинтересована в том, чтобы чемпионат был сильным.
— Я тоже хочу в это верить. Правда, если дело дойдет до денег, до финансовых потоков из УЕФА и ФИФА...
— Я не хотел бы сейчас муссировать эту тему. Надеюсь, со временем мы во всем разберемся.
— В ЛФФ все решается очень долго, инерционные силы там большие.
— Это уже сказывается сейчас. Такое ощущение, что люди просто не привыкли работать оперативно. У них там свой ритм жизни.
— Каждый клуб в отдельности должен понимать, что надо делать для привлечения зрителей на стадионы.
— Я никого не могу заставить делать что-то. Я могу только рассчитывать на понимание с их стороны.
— Должно еще быть понимание со стороны прессы.
— С журналистами у нас будет самый тесный контакт. Без вас мы ничего не сможем сделать. Так что перед стартом чемпионата Латвии обязательно будет общее мероприятие. И по ходу сезона с прессой я хочу плотно работать. У нас должны быть общие задачи.
— Опять же — не будем приводить сейчас пример с английской футбольной прессой.
— Это на данном этапе — некорректно.
— Мне кажется, вам все-таки будет тяжело опуститься на землю — там Англия, родина футбола, а тут по футбольным меркам — болото.
— Знаете, я давно мечтал вернуться домой, это был только вопрос времени. Так что психологически я к такому повороту готов. Да, у нас уровень чемпионата не самый высокий, игроки преимущественно молодежного возраста. Значит, для меня это будет еще одним вызовом.