Однажды Юрген Клопп покинет «Ливерпуль»
Прошлым летом «Ливерпуль» был на сборах более трех недель, когда примерно 40 сотрудникам клуба было отправлено сообщение в WhatsApp.
Новый канал с приглашением на вечеринку был создан кем-то, близким к Юргену Клоппу. Менеджер хотел поблагодарить всех за самоотверженность в течение изнурительного периода, в течение которого многие из них проводили значительное количество времени вдали от своих семей.
Пандемия означала создание двух пузырей в течение июля, когда один набор сотрудников был заменен другим аккурат посреди тренировочного лагеря, который один источник описывает как «самый сложный, в который игроки были вовлечены с момента прихода Клоппа».
Местом проведения была горная хижина, расположенная вдали от командного отеля в уединенной лесистой местности, высоко над альпийским городом Зеефельд в Австрии. Там был шведский стол с копченостями и сырами. В бесплатном баре приглашенные могли заказать все, что пожелают.
В тот вечер Клопп не выступал с речью, но он позаботился о том, чтобы обойти зал, заводя разговоры с каждым человеком. Хотя он приближался к своему шестому полному сезону во главе «Ливерпуля», нехватка времени на его работе означала, что он не знает имени каждого сотрудника в клубе, пускай и большинство лиц ему были знакомы. Если он видел, что кто-то проходит мимо в одежде клубного бренда, он узнавал его.
Некоторые из наиболее циничных работников «Ливерпуля» были ошеломлены его дружелюбием. Клопп провел часть того дня, наблюдая за Олимпиадой, и было много разговоров о том, что происходит в Японии. Если поднимались футбольные вопросы, то обмен мнениями был инклюзивным.
Стало ясно, как высоко он ценит Харви Эллиота. В одной из национальных газет появилась статья, связывающая «Ливерпуль» с Саулем Ньигесом, полузащитником мадридского «Атлетико», который в конце концов подписал контракт с «Челси». Клопп предположил, что эта история неправда — с чего бы им его покупать, если недавно вернувшийся из аренды в «Блэкберне» подросток Эллиот столь хорошо тренировался в Австрии?
Клопп также рассказал о своей любви к большому кинематографу. Когда он был молодым игроком в конце 1980-х, зарплата была настолько низкой, что ему пришлось устроиться на другую работу на склад, который поставлял фильмы в кинотеатры. Эта роль заставила его оценить силу позитивного повествования — помимо фильмов серии «Рокки», одним из его любимых фильмов был «Бен Гур». И все же этот опыт рассказал ему о жизни. Многие из его коллег по складу были намного старше его, и они проработали там бо́льшую часть своей трудовой жизни. Хотя он любил и уважал окружающих его людей, ему также было немного жаль их. Чтобы максимально использовать свой талант, которым он обладал, он понял, что ему придется много работать.
Вечеринка закончилась в полночь из-за раннего начала работы на следующий день — еще одной проверяющей возможности игроков «Ливерпуля» тренировки. Отель в Зеефельде был величественным. Почти все общественные места, казалось, были сделаны из кирпичной облицовки. Там были огромные деревянные камины, а одноместный номер стоил €600 за ночь. И все же он не был уютным убежищем.
Персонал, незнакомый с предсезонными тренировками Клоппа, был предупрежден, что игроки приехали в Австрию не на отдых, а лагерь не всегда был счастливым местом из-за физического давления, которому подвергались игроки. Настроение отличалось от того, какое бывает в Тренировочном центре AXA в течение недели в середине сезона.
Во время поездки стало ясно, что «Ливерпуль» загнан в угол, и некоторые игроки находят ситуацию очень сложной. Никому не делалось одолжений, и, независимо от напряженного физического графика, ожидается, что игроки будут понимать тактические ожидания. В одной из тренировочных сессий один из нападающих «Ливерпуля» оказался не в нужном месте, и это изменило формацию команды. Клоппу не понравилось то, что он увидел, и очень быстро игрок об этом узнал.
В конце своего пребывания в Австрии команда переехала в комплекс недалеко от Эвиана. Сезон приближался, но расслабляться не приходилось, даже бразильским игрокам команды, которые приехали позже на сборы из-за участия в Кубке Америки. Дневная жара во Франции была невыносимой, но Алиссон Беккер, Фабиньо и Роберто Фирмино подверглись испытаниям на пределе своих возможностей.
Пеп Лейндерс, голландский тренер первой команды, руководил большинством тренировок, но Клопп всегда наблюдал. Его описывали как вездесущую силу, действующую подобно кружащему над полями ястребу. Если он видит что-то, что ему не нравится, он быстро вмешивается, передвигая игроков туда-сюда, пока не будет удовлетворен.
Игроки подчиняются. Они, как правило, делают все как их просят. Уважение к нему огромно. Некоторые боятся Клоппа, но они также хотят угодить ему. В этом есть что-то старомодное: такие отношения могут быть у сына со своим отцом. Они знают, что если они каждый день не будут выполнять свою работу должным образом, с точки зрения применения на тренировках, они потеряют свое место. В «Ливерпуле» Клоппа все имеет свои последствия. Идея ясна: усердная работа открывает новые возможности.
В совокупности предлагаемые в настоящее время возможности могут вылиться в беспрецедентный квадрупл. В превращении «Ливерпуля» во внутреннюю и европейскую силу есть нечто большее, чем просто тяжелая работа, но она — основа всего, что произошло на поле с момента назначения Клоппа в октябре 2015 года.
Планируется, что он покинет клуб летом 2024 года, хотя в преддверии первого матча четвертьфинала Лиги чемпионов «Ливерпуля» с «Бенфикой» на этой неделе он, похоже, намекнул, что его пребывание на «Энфилде» может продлиться дольше даты отъезда, согласованной с владельцами Fenway Sports Group. В интервью BT Sport он говорил о глубине дружеских отношений, которые он завел в Мерсисайде, предполагая, что они продержатся следующие пару лет, «или дольше».
Непреднамеренное откровение или, может быть, несколько вводящих в заблуждение слов, но комментарии, тем не менее, напоминают, что, если он не передумает, обратный отсчет уже начался, и в конечном итоге кто-то другой возьмет на себя огромную ответственность за управление «Ливерпулем» — задача, усугубленная тенью, оставленной Клоппом.
В некоторых кругах обширной фанатской базы клуба есть опасения, что без него «Ливерпуль» не сможет конкурировать так, как это было в последние сезоны. FSG не управляет «Ливерпулем» на основе баснословного бюджета — они работают в реальном экономическом мире, и это означает, что клуб тратит только то, что у него действительно есть. Сможет ли кто-нибудь еще улучшить относительно дешевые контракты, а также некоторые рекордные контракты, уравновесив баланс и добившись того же уровня успеха, что и Клопп?
На данном этапе на этот вопрос трудно ответить однозначно, отчасти из-за вещей, которые находятся вне контроля «Ливерпуля», но вносят свой вклад в ситуацию, в которой они соревнуются. Например, в этой оценке позиция соперников «Ливерпуля» также имеет значение. Пеп Гвардиола должен покинуть «Манчестер Сити» летом 2023 года, и заменить его будет непростой задачей. В настоящее время нет очевидных кандидатов на смену легендарным менеджерам ни в одной из лучших команд Англии.
Однако можно измерить уровень влияния Клоппа в «Ливерпуле» и представить, что потеряет клуб, когда он уйдет. Также можно оценить, рассчитаны ли на длительный срок структуры, созданные как им, так и FSG.
Когда Клопп подписал новый контракт с «Ливерпулем» всего через шесть месяцев после своего прихода в клуб, часть соглашения касалась будущего тренировочной базы.
Мелвуд, существующее здание, было снесено и перестроено всего шестнадцать лет назад. Некоторые из давно здесь работавших сотрудников, задавались вопросом, действительно ли необходим переезд на новое место в Киркби.
В то время как старое место в Вест-Дерби имело историческую и сентиментальную ценность, в нем также, казалось, было все, что требовалось для того, чтобы конкурировать на высшем уровне.
Было бы неточно называть любого, у кого были сомнения, скептиком, но один источник теперь описывает комплекс AXA как находящийся «на несколько световых лет впереди» от Мелвуда.
Из всех принятых Клоппом в «Ливерпуле» решений это подчеркивает, сколь много он думал о долгосрочной перспективе. Культура и трофеи станут его наследием, но равно как и кирпичи и строительный раствор.
FSG ранее изучала новые возможности вокруг вариантов тренировочных баз, но Клопп определил, что должно произойти очень быстро, зная, что средства, выделенные на новое место, могут ограничить то, что он мог сделать на трансферном рынке в течение первых нескольких лет своего управления командой.
Издалека на «Ливерпуль» теперь смотрят его соперники и те, кто стремится конкурировать с ними, как на носителя золотых стандартов.
Тем временем внутри Киркби считается, что сильное лидерство Клоппа совпало с тем, что FSG и ее назначения на пост главы департамента многое сделали лучше.
Внутри компании также есть уверенность в том, что уходящий в ближайшее время спортивный директор Майкл Эдвардс помог создать структуру, которая останется эффективной и после его, и Клоппа ухода со своих должностей.
Например, если бы Клопп решил уйти завтра, это не обязательно привело бы к связанным с футболом массовым кадровым изменениям.
В «Ливерпуле» есть внутренний круг Клоппа из пяти или шести сотрудников, который с годами пополнился, затем есть «клубный» персонал, чьи роли в бо́льшей степени связаны с решениями спортивного директора; внешний круг, если хотите, на который возложены значительные обязанности, но это не означает, что они будут ежедневно контактировать с менеджером.
Большинство клубов работают именно так. Лучшие из них преуспевают в том, чтобы внутренний круг не превратился в остров. Они здесь для того, чтобы поддержать и успокоить менеджера, но они также улавливают его худшие настроения, которые внешний круг редко видит.
При Клоппе назначения кондуитов были хорошими, а в некоторых случаях их должности — прогрессивными. Было заявлено, что сохранение Моны Неммер, диетолога клуба, должно быть приоритетом для контролирующих сил всякий раз, когда Клопп движется дальше.
До прихода Витора Матоса в 2019 году у «Ливерпуля» не было элитного тренера по развитию. Главная роль португальца — выступать связующим звеном между первой командой и академией, которая с тех пор, как Клопп и его штаб переехали в Киркби в 2020 году, географически стала намного ближе.
Все преимущества этого переселения еще не ощутимы из-за COVID-19. Для Клоппа география была ключевой, потому что он хотел постоянного обмена талантами и информацией между соседями, но из-за санитарных норм это было невозможно.
Одним из недавних событий стало то, что игроки клуба в возрасте до 23 лет перенесли свою повседневную деятельность из академии в AXA, и лишь фойе разделило эти две категории. Это напомнило некоторым давно работающим в Мелвуде сотрудникам, о старых временах, когда пара игроков могла легко перейти на уровень первой команды, хотя они и не думали, что достигли уровня, на котором они в конечном итоге хотят продемонстрировать свои способности.
В академии есть ощущение, что гениальность Клоппа заключается в его требовании к гегенпрессингу — способу как можно быстрее вернуть себе мяч. Этот процесс более сложен, чем просто беготня. Это продуманный план атаки, который позволяет команде использовать преимущества над соперником, когда он не так организован, как мог бы быть.
В базовом переводе это включает в себя множество вещей, которых Клопп больше всего жаждет. Для тренеров, работающих с молодыми игроками клуба, послание «упорный труд» является золотым, потому что оно напоминает будущим звездам, что без усилий талант никуда не сдвинется. По сути, гегенпрессинг позволяет тренерам подкреплять базовые ожидания. Раньше это называлось перекрытием. При Клоппе это называется контрпрессингом. Это действует как код: положишься лишь на талант, и потерпишь неудачу.
Регулярно в понедельник утром тренеры академии проводят совещание, на котором обсуждают прогресс всех возрастных групп за выходные. Что происходило в каждой игре? Кто играл хорошо? Кто хорошо тренировался? Иногда во встрече принимают участие сотрудники академии по набору персонала, а также наставники, такие как Майкл Томас, бывший полузащитник «Ливерпуля» и «Арсенала», чья роль в самых молодых группах стала более значимой.
Распорядок встречи предшествовал приезду Клоппа, но один, в частности, выделялся. В ноябре 2015 года «Ливерпуль» выиграл у «Манчестер Сити» со счетом 4:1 всего через пять недель после прибытия немца. Игроки «Ливерпуля» в тот вечер преследовали «Сити» волнами скоординированного прессинга, возглавляемого самым искусным игроком команды Филиппе Коутиньо. Это дало директору академии Алексу Инглторпу повод показать всем детям, что это были новые ожидания — наглядный и успешный пример высокой интенсивности от выдающегося таланта и того, к чему это может привести. Просто назначение Клоппа внесло ясность.
С тех пор подход первой команды был усвоен академией посредством видеозаписей матчей. Тренеры спрашивают себя, что означают определенные модели игры первой команды для их группы, и пытаются применить то, что они увидели на последующих занятиях.
Однако при Клоппе догматические тактические ожидания на всех уровнях, о которых любят говорить другие клубы с сильной индивидуальностью, не оправдались из-за согласованной стратегии.
Чем ближе игрок к первой команде, тем более тесно связаны тренировки и сообщения с первой командой, но ниже этого, намерение состоит в том, чтобы создать команды, которые можно идентифицировать как «Ливерпуль», в то же время принимая идентичность, не будет столь чиста.
Это означает, что для игроков младше 16 лет система может быть не 4-3-3, как на уровне первой команды. Существует решимость обеспечить, чтобы самые талантливые мальчишки получали то внимание, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше. Если у тренера есть два выдающихся центральных нападающих, ему рекомендуется попытаться найти схему, которая подойдет им обоим, что позволит ускорить их развитие.
В рамках этой системы принципы, заложенные Клоппом, остаются прежними, но тренеры знают, что он предпочел бы иметь двух выдающихся центральных нападающих, которые дошли до уровня до 23 лет и стучатся в дверь первой команды, а не молодежную команду, которой осталось десять лет до того, чтобы побороться за место в первом составе и которая на зубок знает лишь одну систему.
Клопп не принимал слишком активного участия ни в одном из обращений, проводимых каждый сезон в академии. Все сообщения передаются через Инглторпа, который был назначен Бренданом Роджерсом. Клопп признает, что график работы с первой командой настолько безжалостен, что нет времени ежедневно напрямую влиять на другие сферы деятельности клуба.
Сотрудники академии понимают, что одним из ключевых компонентов, которые ищет Клопп, является личность. Было высказано предположение, что если Клопп заговорит с молодым игроком, а тот с трудом будет смотреть ему в глаза и мало что скажет — это ни разу его не заведет. Первое впечатление очень важно. Работа академии заключается в том, чтобы заставить игроков достичь точки возможностей, а затем они должны воспользоваться ею.
Оуэн Бек, валлийский левый защитник, присоединился к тренировке первой команды и сделал семь или восемь отличных передач на Мохамеда Салаха. Бек, способный футболист, не был одной из звезд академии, но Клоппу понравилось то, что он увидел, и это дало ему больше доступа к его уникальному миру, потому что он мог делать именно то, что хотел в окружении талантов мирового класса.
Таким игрокам, как Бек, помогает то, что условия в академии теперь соответствуют тому, с чем они столкнутся, войдя в следующую дверь. Недавно на полях академии была установлена новая современная система орошения, и это напоминает о том, что FSG, безусловно, не жалеют денег, когда речь заходит о мероприятиях, которые они могут предложить игрокам, будь то молодым или чуть старше.
В те мрачные времена, когда «Ливерпуль» взывал к помощи банков, а интерес FSG к клубу не был достоянием общественности, сотрудникам приходилось из кожи вон лезть, чтобы получить то, что им было нужно для выполнения своей работы. Джон Ахтерберг, тренер вратарей клуба, в прошлом году сказал в интервью The Athletic, что получение ламинированной бумаги для презентаций было тяжелым испытанием.
Конечно, «Ливерпуль» никогда не следует судить по этим стандартам. Тем не менее персонал — как те, кто работает в клубе долгое время, так и те, у кого есть опыт работы в других элитных кругах — согласны с тем, что сейчас в «Ливерпуле» есть свой стандарт.
Тот, кто сменит Клоппа, будет иметь все, что ему нужно с точки зрения инфраструктуры. Тем не менее, ему нужно будет принять стратегию клуба на трансферном рынке и иметь опыт огранки необработанных талантов. В то время как Томас Тухель имеет опыт преемника Клоппа, взяв на себя обязанности в «Майнце» и дортмундской «Боруссии», возможно, Диего Симеоне, который последние 18 месяцев изучал английский со своей женой, лучше всего подходит с точки зрения сопоставимого способа трансферов «Атлетико Мадрид» под его руководством, а также как влияние, которое он оказывает на персонал и игроков, потому что клуб, которым он в настоящее время управляет, так явно соответствует его имиджу.
В то время как Стивен Джеррард будет кандидатом, если он улучшит «Астон Виллу», есть также аргумент в пользу Лейндерса, чей недостаток опыта является риском, хотя он, вероятно, знает «Ливерпуль» лучше, чем любой из нынешних сотрудников, из-за его долгого нахождения в команде и разнообразия ролей, которые он занимал в клубе.
Учитывая, что FSG спокойно заменила Эдвардса Джулианом Уордом, который уже некоторое время следит за всеми действиями нынешнего спортивного директора, владельцы явно хотят попытаться обеспечить преемственность, наняв людей на руководящие должности, которых они уже хорошо знают.
И все же есть разница между тем, чтобы быть спортивным директором и менеджером. Лицо Клоппа является публичным, в то время как лицо Эдвардса никогда им не было, так что тут есть над чем подумать.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости и пр.