12 мин.

Он не прыгал за мячами на тренировках и говорил «Сегодня у нас теория». Вратарь, имя которого в Виго стало нарицательным

Марио Рейносо из AS писал: «У феномена «вратарь-голеадор» в Испании есть имя и фамилия – Карлос Феной». Аргентинец по прозвищу «Безумец», поигравший на Пиренейском полуострове за «Сельту» и «Вальядолид», заслуживает подобное чествование – он является рекордсменом по голам среди вратарей в Испании (наряду с Начо Гонсалесом из «Лас-Пальмаса») и ознаменовал целую эпоху. Однако удивительно, что про Феноя категорически и незаслуженно мало известно в русскоязычном сегменте, несмотря на его достижения и в целом достаточно примечательную карьеру. 

Впрочем, самое удивительное здесь то, что если у нас в принципе никакой информации о нём нет, то иностранные источники, что называется, путаются в показаниях по поводу Карлоса Феноя: до сих пор футбольные историки, футбольные порталы различного калибра и даже крупнейшие спортивные издания, например, не определились, в 1975-м или 1976-м году аргентинский вратарь перешёл из «Велеса» в «Сельту», сколько лет он провёл в Виго и даже сколько в итоге забил голов – самые смелые источники поднимают планку до 68-ми забитых мячей, иные насчитывают всего шесть, что в любом случае является рекордной цифрой в истории Ла Лиги, однако единого показателя невозможно найти нигде.

В общем, статистика может разниться, а жизнь и события, в ней происходящие, всё же легче заархивировать, чем самые продвинутые данные и цифры. В данном тексте речь пойдёт о Карлосе Феное – вратаре, забившем в сезоне 1976-77 больше, чем любой игрок «Сельты», человеке, который пил виски на сборах в «Вальядолиде» и по карьере создал себе образ безумца, а также о футболисте, о котором незаслуженно мало знает русскоязычный футбольный мир.

 

На тренировках Феной не хотел прыгать за летящими мячами, перешёл «Сельту» из-за денег, но насчёт точного года этого трансфера до сих пор нет единого мнения

В футбольной карьере Карлоса Феноя, родившегося 15 октября 1948-го года в Буэнос Айресе, есть два этапа: аргентинский («Ньюэллс Олд Бойс», «Велес» и «Уракан») и испанский («Сельта» и «Вальядолид»). Про этап в Аргентине известно совсем немного, но рассказать всё равно есть про что: например, про то, как он тренировался в «Ньюэллсе». Дело в том, что Карлос Феной был от природы немного безразличным ко всему происходящему, и во время тренировочных занятий вратарь просто не прыгал за мячами, летевшими в его ворота. Он делил удары на берущиеся и неберущиеся, и когда одноклубники подходили к нему с претензиями, почему он не пытается отражать удары, он отвечал им: «Сегодня у нас теория». Это продолжалось на протяжении всей его карьеры.

Феной дебютировал в профессиональном футболе в 21 год за «Ньюэллс» в матче против «Химнасии» из Ла Платы. Ещё в Аргентине он обрёл прозвище «безумец»: в том числе, за то, что постоянно покидал свою позицию и шёл вперёд, имея хорошие рефлексы и неплохо взаимодействуя со своими товарищами в поле - к таким манёврам вратарей болельщики тогда ещё не были готовы. В принципе, прозвище дали не только за это – но обо всём по порядку.

В интервью изданию Marca Карлос Феной рассказывал, что свой первый гол он забил тоже в Аргентине – в матче «Ньюэллс Олд Бойс» и «Велеса». В том матче «Велес» обыграл соперников со счётом 2:0, в общей сложности было назначено три пенальти, и один из них реализовал Феной.

В августе 1976-го года у Феноя появилась возможность уехать в Европу, и на футболиста вышли «Расинг» и «Сельта» – тогда сантандерцы играли в Примере, а галисийцы только вернулись в высший испанский дивизион из Сегунды. «Это было забавно: я тогда принадлежал «Велесу», ко мне пришёл владелец клуба и сказал, что я ухожу в «Расинг», – рассказывал сам Феной в интервью Marca. – Когда я был уже в отеле в Мадриде, в моём номере появился Киночо (член руководства «Сельты» – прим. автора), переубедил меня и я ушёл в «Сельту»». 

Изначально Карлос Феной отклонил предложение «Сельты», но руководство клуба не успокоилось и сделало ему новое предложение, гораздо более привлекательное в финансовом плане. Феной подумал и в последний день августа официально перешёл в «Сельту» за почти 4 миллиона песет (24 тысячи евро на современный пересчёт). «Вы знаете, это был вопрос денег» – так вратарь объяснял, почему он перешёл не в «Расинг», а в «Сельту».

Забавно, но всемирные порталы и издания до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, когда именно Карлос Феной перешёл в «Сельту». К примеру, порталы BDFutbol и worldfootball пишут о том, что аргентинец перешёл в галисийский клуб в 1975-м году, Playmakerstats и oGol указывают 1976-й год в контексте перехода Феноя в «Сельту», издание Panenka вообще не упомянуло год этого перехода Карлоса Феноя, а Transfermarkt и вовсе не вставил в карточку бывшего вратаря пункт о переходе в клуб из Виго, отметив лишь трансфер из «Сельты» в «Вальядолид» и окончание карьеры 8 лет спустя. AS говорит о четырёх сезонах Феноя в Виго, Mundo Deportivo – о пяти.

Различия наблюдаются в том числе на фанатских сайтах и в региональных изданиях: к примеру, на форуме Fameceleste говорится, что Феной провёл за «Сельту» пять сезонов и пришёл в клуб в 1975-м году, а в региональном СМИ El Día de Valladolid, посвящённом в том числе футбольному «Вальядолиду», первым сезоном аргентинца за «небесных» указан сезон 1976-77. Годичное пребывание Феноя в «Уракане» вообще почти нигде не указано.

Карлос Феной начал свои приключения в Испании с первого же сезона: в кампании 1976-77 он выбил серию без пропущенных голов размером в 687 минут. На Пиренеях вратарь продолжил исполнять пенальти. «Свой первый пенальти в Ла Лиге (общее название двух высших дивизионов Испании – прим. автора) я забил в матче против «Реала Сосьедад» в первом же сезоне, – вспоминал позднее Феной. – В той игре было два пенальти: в мои ворота и в чужие. Удар в свои от Мурусабаля я отбил, а несколько минут спустя назначили 11-метровый уже в чужие, его пошёл исполнять я и забил Луису Арконаде». Фотография Феноя во время исполнения пенальти разлетелась по всей Испании.

В сезоне 1976-77 Феной забил больше любого игрока «Сельты», фамилия вратаря постепенно ушла в народ, после перехода в «Вальядолид» Карлос Феной выиграл трофей и сыграл в еврокубках

Тот факт, что тот пенальти пошёл исполнять именно Феной, неслучаен: он сам рассказывал, что на одной из тренировок подошёл к Кармело Седруну, тренировавшему тогда «Сельту», сказал, что он хорошо технически исполняет удары и попросил дать ему попробовать пробить пенальти в матче. «[В том матче] я ударил, забил, и тренер мне сказал, что теперь пенальти бью я», – рассказывал аргентинский вратарь.

В сезоне 1976-77 Карлос Феной пробил шесть пенальти, реализовал пять, два из которых – «Лас-Пальмасу»: он забил канарцам и в домашнем, и в выездном матчах. Почти все реализованные пенальти принесли «Сельте» победы. Единственный нереализованный пенальти произошёл в матче с «Эркулесом». Аргентинец признавался: «Моя техника пробития пенальти заключается в следующем – я жду, пока вратарь дёрнется в какую-либо сторону».

Иронично, что больше Феноя никто из игроков «Сельты» не забил: в конечном итоге 5 из 22-х голов галисийцев в том сезоне были на счету вратаря команды. Отрицательная динамика игры команды привела к вылету из Примеры: «Сельта» заняла предпоследнее место и вместе с «Малагой» и «Сарагосой» опустилась в Сегунду.

Все четыре года Карлос Феной постоянно курсировал между дивизионами: он вылетал в Сегунду, возвращался в Примеру и даже успел поиграть в Сегунде Б, и в 1980-м году сменил Виго на Вальядолид. Последний матч за «Сельту» для Феноя получился специфическим: галисийцы сыграли вничью с «Алавесом» со счётом 2:2, ведя 2:0, и снова вылетели в Сегунду. После завершения игры публика освистала аргентинского вратаря, на что он ответил характерным жестом руками.

Однако, хоть голов за клуб голкипер больше не забивал, наследие Карлоса Феноя не будет отрицать ни один болельщик «небесных». 14-го апреля 2020-го года, во всемирный день вратаря, Альберто Браво из галисийского сегмента издания El Desmarque написал колонку, которую посвятил лучшим вратарям в истории «Сельты»: Карлос Феной вошёл в список кандидатов. Кроме того, на фанатских форумах «Сельты» фанаты клуба рассказывали, что в своё время во дворах Виго ребят, хорошо стоявших на воротах, сравнивали именно с Феноем.

Переход Феноя в «Вальядолид» состоялся в 1980-м году. В первом же сезоне в новом клубе Карлос Феной выиграл конкуренцию у легендарного вратаря «бело-фиолетовых» Маноло Льясера и стал безальтернативным основным вратарём команды. С «Вальядолидом» Феной ни разу не вылетел из элитного испанского дивизиона: команда стабильно завершала сезон в середине таблицы.

Одним из исторических событий в карьере Карлоса Феноя можно назвать участие в открытии нового стадиона «Вальядолида»: 20 февраля 1982-го года клуб официально переехал на «Нуэво Хосе Соррилья» и в первой игре в истории стадиона обыграл «Атлетик» из Бильбао, в то время слывший одной из сильнейших команд Испании.

Однако это ещё не высшее достижение Карлоса Феноя в составе клуба из Кастилии-и-Леона. В сезоне 1983-84 «Вальядолид» выиграл кубок Лиги – предпоследний на данный момент официальный титул клуба (после этого побеждали только в Сегунде в сезоне 2006-07). После выбивания из турнира «Сарагосы», «Севильи» и «Бетиса», «бело-фиолетовые» в финале сыграли 0:0 с «Атлетико» на Висенте Кальдероне и в ответной встрече обыграли мадридцев дома 3:0 – этот трофей до сих пор остаётся единственным завоёванным национальным трофеем в истории «Вальядолида».

После победы в турнире клуб впервые получил путёвку в еврокубки – ему предстоял старт к Кубке УЕФА. Правда, участие в нём было недолгим – «Вальядолид» вылетел в первом же раунде от хорватской «Риеки» с общим счётом 2:4 и завершил выступления в европейских турнирах в том сезоне. «Тот выигранный кубок лиги – моё лучшее воспоминание в «Вальядолиде»», – рассказывал потом Феной для сайта El Día de Valladolid.

 

Карлос Феной не принимал никакую тактику, на сборах в «Вальядолиде» пил виски и целовал штангу или перекладину, в которую попадал мяч после удара соперника

Источники при «Вальядолиде» отмечают конкурентоспособность Карлоса Феноя и умение держать планку при всех тренерах, которые с ним работали. В свободное время Феной увлекался рыбалкой, а на тренировках всё так же ленился прыгать за мячами. Для аргентинца не существовало ни стратегий, ни тактик, ни даже доски, которую используют для доведения до футболистов плана на игру. На сборах Феной всегда умудрялся подговорить официантов принести ему в чайнике из нержавеющей стали виски, который он любил.

В то же время играл Феной выдающимся образом, и один из лучших матчей в карьере выдал против «Барселоны» на Камп Ноу в своём последнем сезоне за «Вальядолид»: победа «бело-фиолетовых» 4:2, за «Барселону» тогда сыграли такие футболисты, как Андони Субисаррета, Бернд Шустер, Гари Линекер и другие.

Карлос Феной забил за «Вальядолид» лишь один гол: в сезоне 1984-85 в гостях против «Эспаньола», всё так же с пенальти, но, в отличие от «Сельты», это была единичная акция. На вопрос журналиста Marca, почему он в «Сельте» бил пенальти, а в «Вальядолиде» – нет, Феной ответил: «Один раз я пробил. Дело в том, что в том «Вальядолиде» имелись хорошие исполнители». El País писало, что Феной тогда бил потому, что штатный пенальтист команды, Пато Яньес, в предыдущих матчах не реализовал два одиннадцатиметровых удара подряд.

Однажды Карлос Феной в ярости гонялся за одноклубником из-за пропущенного мяча. 10 октября 1985-го года «Вальядолид» играл на ещё старом Сан-Мамесе против местного «Атлетика» и вёл к 89-й минуте со счётом 3:2 – это важно, поскольку на тот момент «Вальядолид» ни разу в своей истории не обыгрывал «Атлетик» в гостях – и полузащитник Хорхе Аравена, забивший на 82-й минуте третий гол «бело-фиолетовых» в игре, соорудил нелепый автогол на последних минутах матча, что безумно разозлило Феноя. Он, разъярённый этим стечением событий, тут же помчался искать Аравену, чтобы отвесить ему мощного пинка.

Иногда Карлос Феной веселил себя прямо на матчах. Во время игры с «Сарагосой» на Ла Ромареде фанаты кинули в него несколько банок пива, и вратарь, недолго думая, открыл их и отпил немного из каждой. Ещё известно про его стычки с собственными боллбоями для затяжки времени (однажды он в одном эпизоде аж три раза подряд выкинул поданный ему мяч за пределы поля), также Феной целовал штангу ворот или перекладину каждый раз после попадания мяча в неё после удара соперников. А ещё в бытность игроком «Вальядолида» Феной держал птичий рынок прямо напротив Нуэво Хосе Соррильи.

Впрочем, Карлос Феной в любом случае вписал себя в историю испанского чемпионата. Аргентинец наравне с Начо Гонсалесом («Лас-Пальмас») лучший бомбардир среди вратарей в истории Ла Лиги, у обоих по шесть мячей. «Какой этап в Испании мне больше нравится? Оба, – рассказывал Феной в интервью AS. – Этап в «Сельте», потому что это был мой переезд в Европу, и этап в «Вальядолиде», потому что, среди прочего, я выиграл кубок лиги и там родилась моя вторая дочь».

За «Вальядолид» Феной сыграл 270 официальных матчей и в сезоне 1987-88 завершил карьеру футболиста. «Я больше не возвращался в Вальядолид, но общаюсь с Арамайо и Рамоном Мартинесом через дочку», – признавался Карлос Феной после завершения карьеры.

*** 

С завершением карьеры футбол в жизни Карлоса Феноя, можно сказать, закончился. Он на какое-то время уезжал в аргентинский Санта Фе, а сейчас живёт в Росарио, где полностью абстрагировался от футбола, хоть и следит за результатами «Вальядолида». «Он открыл со своим братом супермаркет, – рассказывала на церемонии, посвящённой 90-летию клуба, Карла Феной, его дочка. – В нашем доме телевизор всегда выключен, когда транслируют спорт. Прежде всего – когда идут футбольные матчи».

Однако карьера Карлоса Феноя слишком удивительна, чтобы забыть её по щелчку пальца. Всё-таки нечасто вратарь становится лучшим бомбардиром своей команды, да и в целом удивительно, что о таком вратаре, как Карлос Феной, известно крайне мало. Но хорошо, что историю не всегда пишут только победители.

Мой телеграм