17 мин.

Футбол вне политики?

Политика и спорт или спортивная дипломатия описывает использование спорта как средства влияния на дипломатические, социальные и политические отношения. Спортивная дипломатия может преодолеть культурные различия и объединить людей. На протяжении всей истории использование спорта и политики имело как положительные, так и отрицательные последствия. Спортивные соревнования или мероприятия имели целью в определенных случаях привести к изменениям. Националистический пыл порой связан с победами или поражениями в каком-либо виде спорта на спортивных площадках. В то время как Олимпийские игры часто являются крупнейшим политическим примером использования спорта в дипломатических целях, в этом отношении также использовались крикет и футбол, а также другие виды спорта мировой арены. В случае Апартеида спорт использовался для изоляции Южной Африки и коренной перестройки социальной структуры страны. В то время как этническая принадлежность, раса, социальный класс и многое другое могут вызвать разделение, спорт также, говорят, помогает сгладить большинство различий. Кроме того, многие спортсмены стремились занять политические посты, такие как Имран Хан и Джордж Веа, некоторые из них безуспешно, как на национальном, так и на субнациональном уровне.

Брать весь спорт — это уж слишком, я рассмотрю некоторые события, произошедшие в футбольном мире.

Футбол и политика связаны с клубными идентичностями, противостояниями и самими футболистами, которые выбирают карьеру в политике. Футбол сыграл определенную роль в сохранении различий, которые придают каждой европейской стране особую самобытность, одновременно укрепляя связи, которые связывают Европу вместе. По словам Макона Бенуа, европейский футбол претерпел масштабные преобразования в эпоху Второй мировой войны (1933-45). Резкий рост популярности игры пришелся на период высокой политической напряженности, что привело к политизации футбола. Бенуа пишет, что в этот период европейский футбол начал воплощать четыре основные характеристики:

  1. агент международных отношений, в том смысле, что внешняя политика европейских стран стала выражаться в футбольных матчах;

  2. источник политической пропаганды, поскольку футбол использовался для укрепления национальной гордости и установления легитимности политических движений;

  3. инструмент социального умиротворения; футбол давал людям возможность сосредоточить свою не политическую энергию, и

  4. путь для протеста; массовые собрания на матчах давали зрителям возможность выразить свою идентичность и политические настроения.

Европейские футбольные стадионы взяли на себя иные функции в качестве мест убежища и мест политических восстаний и террористических атак. По мере того как европейская политика и отношения менялись, футбол оставался глобальным средством политического выражения.

Национальный стадион в Чили

Три бывших футболиста возглавили свои страны: Ахмед Бен Белла, Джордж Веа и Кай Лео Йоханнесен. Бен Белла недолго играл за «Марсель» в середине 1940-х годов, прежде чем возглавить Алжир после войны, сначала в качестве премьер-министра, а затем и в качестве президента. Веа, который играл в футбол в течение 18 лет в Африке и Европе, был неудавшимимся кандидатом на пост президента Либерии в 2005 году, но избрался в 2017 году. Йоханнесен, который четыре раза защищал ворота сборной Фарерских островов по футболу в 1990-х годах, в 2008 году стал премьер-министром Фарерских островов. Среди других футболистов, претендовавших на высокие политические посты — Альберт Гудмундссон (занявший третье место на президентских выборах в Исландии в 1980 году) и Олег Малышкин, занявший пятое место на президентских выборах в России в 2004 году.

Клубы и политическая идентичность

У некоторых клубов есть фанатская база, которая может быть религиозной, правой или левой, националистической, профсоюзной или автономной.

Англия

Хотя многие клубы не имеют определенной политической идентичности, некоторые клубы имеют четкие предпочтения. Согласно статистике YouGov, сторонники АФК «Сандерленд» склоняются влево и часто поют «Красное знамя» (социалистическая песня, подчеркивающая жертвы и солидарность международного рабочего движения. Это гимн Британской лейбористской партии, Ирландской националистической социал-демократической и лейбористской партии в Северной Ирландии и Ирландской лейбористской партии) во время маршей. Хулиганская фирма Seaburn Casuals, с другой стороны, известна своими крайне правыми ассоциациями. Когда 26 случайных хулиганов Seaburn были арестованы в ходе полицейского рейда перед чемпионатом мира по футболу 1998 года, было установлено, что некоторые из них связаны с неонацистскими группами, такими как Combat 18. Некоторые полулюбительские клубы, были приняты фанатами, которые открыто выступают против расизма, гомофобии и других форм дискриминации. Примерами могут служить ФК «Клэптон» и «Далвич Хамлет». Движение от ФК «Клэптон», названное сообществом ФК «Клэптона», взяло за основу флаг Второй Республики Испании для своих выездных футболок, поддержало польские протесты в октябре 2020 года и обратилось к беженцам и ЛГБТ, чтобы те чувствовали себя желанными гостями на футболе.

Северная Ирландия и Шотландия

Одним из крупнейших и старейших футбольных соперничеств является соперничество «Старой фирмы» (Old Firm) между шотландскими клубами «Селтик» и «Рейнджерс» в оригинальном глазговеанском дерби. Конкуренция между двумя клубами коренится не только в спортивном соперничестве; оно имеет такое же отношение к Северной Ирландии, как и к Шотландии, что видно по флагам, культурным символам и эмблемам обоих клубов. Это соперничество было наполнено серией сложных споров, сосредоточенных на религии (католической и протестантской), политике, связанной с Северной Ирландией (лоялизм и республиканизм), национальной идентичности (британская или ирландско-шотландская) или социальной идеологии (консерватизм и социализм). Хотя большинство сторонников «Селтика» и «Рейнджерс» не являются активными сектантами, порой происходят серьезные инциденты, и действия меньшинства доминируют в заголовках газет. Соперничество «Старой фирмы» подпитывало множество нападений в дни дерби, и некоторые смертельные случаи были напрямую связаны с последствиями матчей «Старой фирмы». Группа активистов, которая следит за сектантской активностью в Глазго, сообщила, что в выходные дни «Старой фирмы» количество насильственных нападений увеличивается в девять раз по сравнению с нормальным уровнем. Увеличение числа случаев домашнего насилия также может быть связано с матчами «Старой фирмы».

Испания

Многие соперничества в испанском футболе за пределами местных дерби связаны с политикой (идеологической или географической). Термин morbo (примерно переводимый как болезненное увлечение и антагонизм) использовался для описания отношения в сложной сети идентичностей и отношений между испанскими клубами. Неформальная система союзов и вражды существует во всех хулиганских группировках страны, основываясь на их политической преданности; наиболее заметными могут быть отношения между правыми последователями мадридского «Атлетико» и левой группой, связанной с «Севильей». «Севилья» воспринимается местными жителями как клуб среднего класса в севильском дерби, в отличие от рабочего класса поддержки клуба «Реал Бетис». Крупнейшие группы ультрас, которые следуют за мадридским «Реалом» и «Барселоной» (два клуба в самом известном соперничестве Испании, El Clásico), являются правыми. Враждебность между ними проистекает из их профилей как символических представителей Кастилии и Каталонии, которая обострилась при правящем в Мадриде фашистском режиме Франсиско Франко в середине XX века и продолжалась в XXI, когда многие сторонники «Барселоны» явно сочувствовали движению за независимость Каталонии. В результате болельщики других клубов встречают команду с гневом, когда те приезжают к ним играть. Заявленная позиция «Барселоны» как преследуемой команды в их отношениях с Мадридом контрастирует с внутригородским соперничеством против «Эспаньола», который придерживается испанского профсоюзного движения и владельцы которого считают Барсу клубом, несправедливо пользующимся поддержкой каталонских законодателей. Соперничество мадридского «Реала» с «Атлетиком» из Бильбао, самой успешной командой в регионе Басков, связано с различиями в культуре и идеологии.; однако в эпоху глобального распространения и набора игроков его конкурентный элемент уменьшился из-за политики «Атлетика» по использованию местных игроков, чтобы подчеркнуть гордость за свое происхождение.

Италия

В Италии Столичное дерби (Derby della Capitale) в Риме часто характеризуется политической напряженностью. Некоторые ультрас «Лацио» использовали свастику и фашистскую символику на своих баннерах, и проявляли расистское поведение во время дерби. На дерби в сезоне 1998/99 некоторые лациали развернули 50-метровый баннер с надписью «Освенцим — ваш город, печи — ваши дома». Чернокожие игроки из «Ромы» часто сталкивались с расистским и другим оскорбительным поведением. В конце 1970-х годов у «Лацио» возникло сильное соперничество с «Пескарой». Ультраправые ультрас «Лацио» считают, что «Ливорно» и «Аталанта», оба клуба с сильными левыми взглядами, должны быть среди их идеологических антагонистов. «Ливорно» также сталкивается с оппозиционными правыми группами болельщиков, особенно с миланским «Интером» и «Вероной». Игрок «Лацио» Паоло Ди Канио и его коллега из «Ливорно» Кристиано Лукарелли отдавали спорные идеологические приветствия болельщикам во время матчей.

Израиль

Израильский клуб «Бейтар Иерусалим» придерживается крайне правых взглядов и известен своим отказом допускать в клуб игроков арабского происхождения. Их самые ярые сторонники — противоречивая националистическая группа La Familia. Болельщики скандируют антиарабские и расистские лозунги на стадионе и за его пределами, и клуб несколько раз подвергался наказаниям за их поведение. Их главным соперником является «Хапоэль Тель-Авив», известный своими левыми взглядами, и политика является главным стимулом для их соперничества. Фанаты клубов часто жестоко конфликтуют.

Международный уровень

Ряд матчей закончился спорами и стычками.

Сальвадор и Гондурас

Самым печально известным сочетанием политики и спорта была футбольная война между Сальвадором и Гондурасом. Хотя подготовка к войне была связана с социально-экономическими проблемами, такими как иммиграция и земельная реформа, толчком для нее послужила враждебность участников беспорядков во время второго североамериканского отборочного раунда чемпионата мира по футболу 1970 года. Беспорядки вспыхнули во время первой игры в столице Гондураса городе Тегусигальпе, а во втором матче ситуация в Сан-Сальвадоре только ухудшилась. Гондурасские болельщики подверглись жестокому обращению, флаг и национальный гимн Гондураса были оскорблены, и эмоции обеих наций накалились до предела. В отместку усилилось насилие в отношении жителей Сальвадора в Гондурасе (включая нескольких вице-консулов). Неизвестное число сальвадорцев было убито или ранено, и десятки тысяч начали покидать страну. Пресса обеих стран способствовала созданию атмосферы, близкой к истерии, и 27 июня 1969 года было совершено нападение на Гондурас. Организация американских государств договорилась о прекращении огня, которое вступило в силу 20 июля, а сальвадорские войска были выведены в начале августа.

Мусульманский и арабский мир бойкотирует Израиль

Израиль был одним из членов-основателей АФК (Азиатской футбольной конфедерации) после обретения независимости в 1948 году; до этого он играл как Обязательная Палестина/Эрец-Исраэль (земля Израиля). После напряженного поражения Израиля от Ирана со счетом 0:1 в финале Азиатских игр 1974 года в Иране, Кувейт и другие мусульманские и арабские страны отказались играть против сборной Израиля. Исключенный из конфедерации, Израиль провел несколько лет, пытаясь попасть в ОФК (Океания), после чего сборной удалось присоединиться к УЕФА (Европа).

Фолклендские острова

На чемпионате мира 1986 года в Мексике, после Фолклендской войны между Аргентиной и Соединенным Королевством, Аргентина и Англия встретились в четвертьфинале, и Диего Марадона забил оба гола в победном для южноамериканцев матче, закончившимся со счетом 2:1. Марадона приписал свой первый гол руке Божьей; его второй гол был назван Голом века, и он сказал, что победа была местью за поражение Аргентины на Фолклендских островах.

Иран и США

На чемпионате мира по футболу 1998 года во Франции сборная Ирана одержал свою первую победу на чемпионатах мира во второй игре турнира; они победили Соединенные Штаты со счетом 2:1, а Хамид Эстили и Мехди Махдавикия забили голы за свою сборную (за американцев отличился Майбрайд, нынешний тренер сборной США). Хотя и ожидалась напряженность из-за политической позиции каждой страны после Иранской революции, обе сборные преподнесли друг другу подарки и цветы и встали вместе, чтобы сфотографироваться перед матчем.

Япония и Китай

Кубок Азии АФК 2004 года в Китае попал в заголовки газет из-за событий во время финала между сборными Китая и Японии, по-видимому, из-за отношений между странами, восходящих к эпохе Второй мировой войны, которая включала и Нанкинскую резню. Во время исполнения национального гимна Японии домашние болельщики выразили антияпонские настроения, заглушив гимн своими скандированиями. Китайские болельщики освистали игроков, выездных болельщиков и судей, а также устроили беспорядки после матча у Пекинского стадиона «Пролетарий». Сборная Японии победила Китай со счетом 3:1.

Ирак

Несмотря на этническую фракционность в своей стране, Ирак выиграл Кубок Азии АФК 2007 года. После победы в предыдущем раунде представитель иракских военных Кассим Мусави заявил, что они хотят помешать «террористам, суннитским экстремистам и преступникам нападать на радость людей». Президент Ирака Джалал Талабани сказал, что его разочаровывает то, что они не смогли отпраздновать дома со своими болельщиками. Многие, однако, приветствовали победу как проявление единства; по словам бразильского тренера сборной Ирака Жорвана Виейры, «Речь идет не только о футболе... это более важно, чем просто футбол...Эта победа принесла огромное счастье всей стране. Речь идет не о команде, а о людях». Тренер Саудовской Аравии Элио дус Анжус сказал: «Ирак заслужил сегодняшнюю победу... Они были очень мотивированы, и мы знали, что весь мир поддерживает эту команду».

Армения и Турция

6 сентября 2008 года сборные Армении и Турции вновь встретились друг с другом в отборочном матче чемпионата мира по футболу 2010 года в Ереване. Президент Турции Абдулла Гюль был приглашен посмотреть матч, и он и его армянский коллега Серж Саргсян сидели вместе за пуленепробиваемым стеклом. Однако турецкий национальный гимн был почти заглушен свистом 35 тысяч армянских болельщиков, что указывает на сохраняющееся недоверие между странами. Однако жест «президентов показал, что они считают, что "футбольная дипломатия" достигла самого важного результата». Нечто подобное случилось впервые для стран, которые были разделены после распада Османской империи.

Франция и Ирландия

В 2009 году сборные Франции и Республики Ирландии встретились в плей-офф квалификации чемпионата мира по футболу 2010 года; победитель двухматчевого противостояния выходил на чемпионат мира по футболу 2010 года в Южной Африке. Основное время закончилось вничью (1:1) и матч перешел в дополнительное время на Национальном стадионе Франции. Победный гол забил француз Вильям Галлас, но Тьерри Анри дважды рукой обработал мяч, прежде чем отдать голевую передачу на Галласа. Этот гол назвали «рука лягушки», имея в виду гол Диего Марадоны «рука Бога» в матче чемпионата мира 1986 года между сборными Аргентины и Англии. Затем этот гол стал международным инцидентом, когда ирландский премьер-министр Брайан Коуэн потребовал переигровки, а президент Франции посоветовал ему «придерживаться политики», а не вмешиваться в футбольные дела.

Иран и ОАЭ

В 2010 году отношения между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами ухудшились, когда Федерация футбола Исламской Республики Иран направила письмо в Азиатскую футбольную конфедерацию с жалобой на неправильное использование названия Персидского залива. «Этот шаг был сделан после того, как ОАЭ исказили название Персидского залива во время матча между иранским "Сепаханом" и "Аль-Айном" из ОАЭ. Телевидение Эмирата показывало различные баннеры с вымышленным названием Персидского залива во время этого матча. В дополнение к комментариям из ОАЭ, сравнивающим три спорных острова (Большой и Малый Тунбс и Абу-Муса, удерживаемые Ираном) с оккупацией Палестины, прозвучали призывы к понижение уровня отношений. Нечто подобное также всплыло после того, как Игры исламской солидарности, которые должны были состояться в Иране, были отменены из-за спора о названии Персидского залива.

Нидерланды и Турция

В Нидерландах произошли беспорядки после игры турецкой общины против сборной Турции 11 марта 2017 года, а в Турции — напротив посольства Нидерландов.

Гибралтар и Испания

Для матчей квалификации чемпионата Европы УЕФА сборные Гибралтара и Испании не могли быть определены в одну группу из-за спорного статуса Гибралтара. Такое же правило действует для Азербайджана и Армении из-за плохих отношений между двумя странами, и оно было введено для России и Грузии после конфликта 2008 года. Однако данное правило было отменено на турнире Евро-2016, когда Гибралтар и Испания договорились снова сыграть друг с другом.

Венгрия и Румыния

Национальные сборные Венгрии и Румынии являются давними соперниками, поскольку эти две страны являются соседями и на протяжении истории имели многочисленные конфликты. Первый официальный матч между двумя командами датируется 1936 годом. Из-за общей напряженности в матчах между двумя сборными и многочисленных инцидентов с болельщиками, вызванных общим чувством антипатии между двумя странами, это можно считать одним из самых ожесточенных соперничеств в футбольном мире.

И это лишь малая часть. Все мы помним знаменитые фото Илкая Гюндогана и Месута Озила с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (и подписи Гюндогана на турецком «Моему уважаемому президенту, с почтением») — и это учитывая, что оба футболиста вообще-то немцы по гражданству, пусть и имеющие турецкие корни. После этого скандала Озил ушел из сборной и, по большому счету, подвел черту под своей звездной карьерой...

Футбол вне политики, вы говорите? Хотелось бы, но это, к сожалению, не так. Сейчас все — часть политики и никому от этого не уйти.

Важно — оставаться людьми и не делиться на правоверных и еретиков, ведь мир уже это проходил много раз.

Живите...!

Все данные для статьи взяты из открытых источников (текст и фотографии)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости